Дело № 2-482/2010
Р Е Ш Е Н И Е С У Д А
Именем Российской Федерации
27 февраля 2010 года Ногинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Лебедевой В.Ю.,
с участием прокурора Паученко Т.И.,
при секретаре Барановой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «ФИО8» об обязании разработать проект обоснования размера санитарно-защитной зоны предприятия и получить санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту предельно-допустимых выбросов предприятия,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО «ФИО9» (далее ОАО «ФИО10») об обязании разработать проект обоснования размера санитарно-защитной зоны предприятия, обосновывая заявленные требования следующим.
Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства ОАО «ФИО11» при осуществлении деятельности, связанной с производством топливных насосов, расположенного по адресу: .... Установлено, что деятельность юридического лица при эксплуатации указанного промышленного объекта не отвечает требованиям действующего законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и подлежит приведению в соответствие с действующим законодательством по следующим основаниям. Согласно п. 1 ст. 44 Федерального закона «Об охране окружающей среды» здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований. В соответствии с п. 2 ст. 52 вышеуказанного Федерального закона в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны. Статьей 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что санитарно-эпидемиологическим заключением является документ, удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, эксплуатационной документации. В силу ст. 11 Федерального закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания. Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона при решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных объектов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила. Статьей 20 Федерального закона определено, что атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам. Юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам. Согласно п. 1 Санитарных правил «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17.05.2001, санитарные правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения и устанавливают обязательные гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест и соблюдению гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов, а также при разработке всех стадий градостроительной документации. Соблюдение требований настоящих санитарных правил является обязательным для юридических лиц. Согласно п.п. 3.1.6, 3.1.7 и 3.1.8 вышеуказанных санитарных правил для предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязательно устанавливаются санитарно - защитные зоны (СЗЗ) в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов. Санитарная классификация, размер СЗЗ, ее организация и благоустройство определяются в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к санитарно - защитным зонам. достаточность ширины санитарно - защитной зоны подтверждается расчетами прогнозируемых уровней загрязнения в соответствии с действующими указаниями по расчету рассеивания в атмосфере загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах объектов, а также результатами лабораторных исследований атмосферного воздуха в районах размещения аналогичных действующих объектов. В СЗЗ запрещается размещение объектов для проживания людей. СЗЗ или какая-либо ее часть не могут рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории. В соответствии с п.п. 1.2, 1.4 и 1.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 “Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция» (далее — СанПиН), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 74, требования настоящих СанПиН распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств и других объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.). Санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Согласно п. 2.1. СанПиН в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии и с Федеральным законом “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, разрабатывается проект обоснования размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны по классификации должен быть обоснован проектом санитарно-защитной с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений. Санитарно-защитная зона промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров (п. 2.2 СанПиН). Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух (п. 2.3. СанПиН). В силу п. 2.5 СанПиН организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков. Проектирование санитарно-защитных зон согласно п. 3.1. СанПиН осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Обоснование размеров санитарно-защитной зоны осуществляется в соответствии с требованиям, изложенными в СанПиН. Пунктом 3.7. СанПиН определено, что для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон, в том числе для промышленных объектов и производств 4 класса- 100 м. Согласно п. 3.17. СанПиН изменение размера (увеличение, уменьшение) санитарно-защитных зон действующих, реконструируемых и проектируемых промышленных объектов и производств должно сопровождаться разработкой проекта, обосновывающего необходимые изменения. По проекту расчетной санитарно-защитной зоны для предприятий 1 и 2 классов опасности выдается заключение заместителя Главного государственного санитарного врача Российской Федерации с последующей выдачей санитарно-эпидемиологического заключения Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем. Для предприятий III, IV и V классов опасности по проекту расчетной санитарно-защитной зоны выдается решение и санитарно-эпидемиологическое заключение Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя. Пунктом 4.1 СанПиН предусмотрено, что установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта. В соответствии с проектом предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ на предприятии ОАО «ФИО15» расположено 67 организованных и 1 неорганизованный источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, санитарно-защитная зона составляет 100 м. В нарушение вышеуказанных норм законодательства ОАО «ФИО14» осуществляет деятельность по производству топливных насосов по вышеуказанному адресу в отсутствие разработанного проекта обоснования размера санитарно - защитной зоны предприятия и полученного в установленном законом порядке санитарно-эпидемиологического заключения на указанный проект. За указанное правонарушение Дата обезличена. Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области в отношении ОАО «ФИО12» возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 6.3 КоАП РФ, генеральному директору ОАО «ФИО13» ФИО4 внесено представление об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. Учитывая, что до настоящего времени ОАО «ФИО16» не разработало проект обоснования размера санитарно-защитной зоны, соответствующего требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, и в частности требованиям вышеуказанных санитарных норм и правил, а также юридическим лицом не получено санитарно-эпидемиологическое заключение на данный проект, по мнению истца, необходимо в судебном порядке обязать ОАО «ФИО17» выполнить требования действующего санитарно-эпидемиологического законодательства. С учетом изложенного, деятельность ОАО «ФИО18» противоречит требованиям законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также нарушает закрепленное и гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» право каждого на благоприятную окружающую среду, и тем самым затрагивает экологические права неопределенного круга лиц. Невыполнение ОАО «ФИО19» вышеизложенных требований законодательств о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения препятствует надлежащей реализации положений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которые согласно ст. 5 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отнесены к полномочиям Российской Федерации, в том числе: государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование, установление единой системы государственного учета и отчетности в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обеспечение санитарной охраны территории Российской Федерации, контроль за санитарно- эпидемиологической обстановкой, а также нарушает права граждан, предусмотренные ст.8 данного Федерального закона на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законом. В связи с чем Межрайонный природоохранный прокурор просил суд обязать ответчика разработать в порядке, установленном Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также Санитарными правилами “Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01 (в том числе с учетом требований п. 1, п.п. 3.1.6, 3.1.7 и 3.1.8) (утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17.05.200 1) и Санитарными правилами и нормами «СанПиН 2.2.1/2.1.1.120003 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция» (в том числе с учетом требований п.п. 1.2, 1.4, 1.5, 2.1, 2.2., 2.3., 2.5, 3.1., 3.7, 3.17, 4.1) (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74) проект обоснования размера санитарно-защитной зоны предприятия, отвечающий требованиям действующего законодательства и получить в Управлении Роспотребнадзора по МО заключение Главного государственного санитарного врача МО или его заместителя на указанный проект в разумный срок, но не позднее 01.05.2010 г.
В ходе рассмотрения дела по существу истец уточнил свои исковые требования и просил суд обязать ОАО «ФИО20» привести свою деятельность в соответствие с требованиями законодательства об обеспечении санитарно - эпидемиологического благополучия населения, а именно: разработать в порядке, установленном Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также Санитарными правилами "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01" (в том числе с учетом требований п. 1, п.п. 3.1.6, 3.1.7 и 3.1.8) (утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17.05.2001) и Санитарными правилами и нормами «СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция», (далее - СанПиН) (в том числе с учетом требований п.п. 1.2, 1.4, 1.5,2.1, 2.2., 2.3., 2.5, З.1., 3.7, 3.17, 4.1) (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. № 74) проект обоснования размера санитарно-защитной зоны предприятия, отвечающий требованиям законодательства; получить в Управлении Роспотребнадзора по МО санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту предельно-допустимых выбросов предприятия в срок до 01 мая 2010 г., обосновывая заявленные требования по основаниям, изложенным в первоначальном исковом заявлении, кроме того, ссылаясь на п. 4.2.1 санитарных правил, согласно которого предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их совокупности устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам и согласованного с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы плана мероприятий по их достижению, а также на п. 5.1 санитарных правил, в соответствии с которым юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должны обеспечивать проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта. А в нарушение требований ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарном благополучии населения» СанПиН 2.Дата обезличена-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» в ОАО «ФИО21» отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту предельно допустимых выбросов предприятия, не проводится контроль загрязнения атмосферного воздуха в зоне влияния предприятия.
В судебном заседании помощник Ногинского городского прокурора Паученко Т.И., действующая по доверенности от Межрайонного природоохранного прокурора МО, уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, дала суду объяснения аналогичные доводам, изложенным в уточненном исковом заявлении.
Представитель ответчика ОАО «ФИО22» ФИО5 иск Межрайонного природоохранного прокурора не признал, обосновывая свои возражения тем, что вопрос установления СЗЗ для объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровья человека, а также разработка проектов, обосновывающих размер СЗЗ, регулируется СанПиН 2.21/2.1.11200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007г. №74 с изменениями и дополнениями. В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.2555-09, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.10.2009г. № 61 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 были внесены изменения, действие которых вступило в силу с 1 декабря 2009г. В соответствии с данными изменениями второй абзац пункта 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 изложен в следующей редакции: “Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 – 6 к настоящим санитарным правилам. для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны». Из текста указанных изменений правовой нормы, ссылается представитель ФИО23, следует, что проект размера СЗЗ разрабатывается только для тех объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности. Пунктом 3.1 данного СанПиНа также предусмотрено, что разработка проекта СЗЗ обязательна для предприятий для объектов I-III класса опасности. ОАО «ФИО24» является машиностроительным предприятием и в соответствии с пунктом 7.1.2. СанПиН 2.2.1/2.Дата обезличена-03 (подпункт 15) относится к предприятиям IV класса опасности. Для предприятий данного класса опасности СЗЗ установлен в размере 100 метров. Указанный размер СЗЗ определен для общества в разделе «Расчет санитарно-защитной зоны» проекта нормативов предельно допустимых выбросов, загрязняющих веществ в атмосферу, разработанного в соответствии с действующим законодательством. Санитарно-защитная зона ОАО «ФИО25» соответствует требованиям СанПиН 2.2.1/2.Дата обезличена-03. На территории СЗЗ общества отсутствуют: жилые застройки, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования. Учитывая вышеизложенное, а также тот факт, что для предприятий IV класса опасности необходимость в разработке проекта СЗЗ отсутствует, представитель ответчика ОАО «ФИО26» просит межрайонной природоохранной прокуратуре Московской области в удовлетворении исковых требований отказать, а производство по делу прекратить.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Московской области ФИО6 иск Межрайонного природоохранного прокурора поддержала частично, ссылаясь на то, что согласно классификации СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция» ОАО «ФИО28» относится к 4 классу опасности с нормируемым размером СЗЗ – 100 м. – (Производство металлообрабатывающей промышленности с чугунным, стальным (в количестве до 10 тыс. т/год) и цветным (в количестве до 100 т/год) литьем; машиностроительные предприятия с металлообработкой, покраской без литья). Согласно п.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.2555-09 «Изменения № 2 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция», которые введены в действие с 01.12.2009 г., разработка проекта СЗЗ является обязательной для производств, относящихся к 1-3 классам. Следовательно, согласно вступившим в силу изменениям СанПиН, разработка проекта СЗЗ для производства ОАО «ФИО27» обязательным требованием не является. В связи с чем Управление Роспотребнадзора по Московской области в части принуждения предприятия к разработке проекта санитарно-защитной зоны иск межрайонного природоохранного прокурора не поддерживает. Наряду с этим, ссылается представитель Управление Роспотребнадзора по Московской области, в иске межрайонного природоохранного прокурора содержатся составы административных правонарушений в области охраны атмосферного воздуха со стороны ОАО «ФИО29», которые совершены юридическим лицом, а именно: отсутствие СЗЗ по проекту предельно-допустимых выбросов предприятия (нарушены требования ст.20 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»); отсутствие в имеющихся материалах сведений о проведении контроля загрязнения атмосферного воздуха в зоне влияния предприятия. Данные сведения по итогам выполнения «Программы производственного контроля» в 2009 г. в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Московской области в г.Электросталь, Ногинском районе не представлены. На основании изложенного представитель Управления Роспотребнадзора по Московской области ФИО6 пояснила, что Управление Роспотребнадзора по Московской области поддерживает иск межрайонного природоохранного прокурора в части обязания ОАО «ФИО30» получить санитарно-эпидемиологического заключения по проекту предельно-допустимых выбросов предприятия и организации лабораторных исследований атмосферного воздуха на территории СЗЗ в зоне влияния предприятия.
Выслушав объяснения представителя сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 44 Федерального закона «Об охране окружающей среды» здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований.
В соответствии с п. 2 ст. 52 данного Федерального закона в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны.
Статьей 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что санитарно-эпидемиологическим заключением является документ, удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, эксплуатационной документации.
В силу ст. 11 Федерального закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона при решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных объектов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Статьей 20 Федерального закона определено, что атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам. Юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
Согласно п. 1 Санитарных правил «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17.05.2001, санитарные правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения и устанавливают обязательные гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест и соблюдению гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов, а также при разработке всех стадий градостроительной документации. Соблюдение требований настоящих санитарных правил является обязательным для юридических лиц.
В соответствии с п. 4.2.1 санитарных правил, предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их совокупности устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам и согласованного с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы плана мероприятий по их достижению.
Согласно п. 5.1 санитарных правил юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должны обеспечивать проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта.
Согласно п.п. 3.1.6, 3.1.7 и 3.1.8 вышеуказанных санитарных правил для предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязательно устанавливаются санитарно - защитные зоны (СЗЗ) в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов. Санитарная классификация, размер СЗЗ, ее организация и благоустройство определяются в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к санитарно - защитным зонам. достаточность ширины санитарно - защитной зоны подтверждается расчетами прогнозируемых уровней загрязнения в соответствии с действующими указаниями по расчету рассеивания в атмосфере загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах объектов, а также результатами лабораторных исследований атмосферного воздуха в районах размещения аналогичных действующих объектов. В СЗЗ запрещается размещение объектов для проживания людей. СЗЗ или какая-либо ее часть не могут рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории.
В соответствии с п.п. 1.2, 1.4 и 1.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 “Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция» (далее — СанПиН), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74, требования настоящих СанПиН распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств и других объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.). Санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно п. 2.1. СанПиН в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии и с Федеральным законом “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, разрабатывается проект обоснования размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны по классификации должен быть обоснован проектом санитарно-защитной с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений. Санитарно-защитная зона промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров (п. 2.2 СанПиН). Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух (п. 2.3. СанПиН).
В силу п. 2.5 СанПиН организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
Проектирование санитарно-защитных зон согласно п. 3.1. СанПиН осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Обоснование размеров санитарно-защитной зоны осуществляется в соответствии с требованиям, изложенными в СанПиН.
Пунктом 3.7. СанПиН определено, что для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон, в том числе для промышленных объектов и производств 4 класса- 100 м.
Согласно п. 3.17. СанПиН изменение размера (увеличение, уменьшение) санитарно-защитных зон действующих, реконструируемых и проектируемых промышленных объектов и производств должно сопровождаться разработкой проекта, обосновывающего необходимые изменения. По проекту расчетной санитарно-защитной зоны для предприятий 1 и 2 классов опасности выдается заключение заместителя Главного государственного санитарного врача Российской Федерации с последующей выдачей санитарно-эпидемиологического заключения Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем. Для предприятий III, IV и V классов опасности по проекту расчетной санитарно-защитной зоны выдается решение и санитарно-эпидемиологическое заключение Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.
Пунктом 4.1 СанПиН предусмотрено, что установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
Согласно п.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.2555-09 «Изменения № 2 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция», которые введены в действие с 01.12.2009 г., разработка проекта СЗЗ является обязательной для производств, относящихся к 1-3 классам.
Судом установлено, что ОАО «ФИО31» расположено по адресу: ..., имеет свидетельство о государственной регистрации юридического лица Номер обезличен л.д.10), свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ л.д.11), свидетельство о постановке на учет в налоговом органе л.д.12). Из представленной выписки из ЕГРЮЛ усматривается, что основным видом деятельности ОАО «ФИО32» является производство насосов для перекачки жидкостей и подъемников жидкостей л.д.59-61).
Согласно классификации СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция» ОАО «ФИО33» относится к IV классу опасности с нормируемым размером СЗЗ – 100 м. – (Производство металлообрабатывающей промышленности с чугунным, стальным (в количестве до 10 тыс. т/год) и цветным (в количестве до 100 т/год) литьем; машиностроительные предприятия с металлообработкой, покраской без литья).
В соответствии с проектом предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ на предприятии ОАО «ФИО34» расположено 67 организованных и 1 неорганизованный источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, санитарно-защитная зона составляет 100 м.
Дата обезличена г. межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области была проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства ОАО «ФИО35» при осуществлении деятельности, связанной с производством топливных насосов. По результатам указанной проверкой было установлено, что в нарушение вышеуказанных норм законодательства ОАО «ФИО36» осуществляет деятельность по производству топливных насосов по вышеуказанному адресу в отсутствие разработанного проекта обоснования размера санитарно - защитной зоны предприятия и полученного в установленном законом порядке санитарно-эпидемиологического заключения на указанный проект.
Дата обезличена г. межрайонным природоохранным прокурором Московской области вынесено постановление о возбуждении в отношении ОАО «ФИО37» дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с направлением его для рассмотрения в Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области л.д.30-32).
Дата обезличена г. генеральному директору ОАО «ФИО38» ФИО4 внесено представление об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства л.д.33-36).
Действительно в соответствии с нормами ранее действующего законодательства ОАО «ФИО39» должны были разработать в порядке, установленном Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также Санитарными правилами “Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01 (в том числе с учетом требований п. 1, п.п. 3.1.6, 3.1.7 и 3.1.8) (утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17.05.200 1) и Санитарными правилами и нормами «СанПиН 2.2.1/2.1.1.120003 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция» (в том числе с учетом требований п.п. 1.2, 1.4, 1.5, 2.1, 2.2., 2.3., 2.5, 3.1., 3.7, 3.17, 4.1) (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74) проект обоснования размера санитарно-защитной зоны предприятия, отвечающий требованиям действующего законодательства и получить в Управлении Роспотребнадзора по МО заключение Главного государственного санитарного врача МО или его заместителя на указанный проект, однако с 01.12.2009 г. вступили в силу изменения в соответствии с которыми разработка проекта СЗЗ является обязательной для производств, относящихся к 1-3 классам (п.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.2555-09 «Изменения № 2 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция»). Следовательно, согласно вступившим в силу изменениям СанПиН, разработка проекта СЗЗ для производства ОАО «ФИО40» обязательным требованием не является, поскольку ОАО «ФИО41» относится к IV классу опасности.
Указанное подтверждается не только объяснениями представителя ответчика и третьего лица, но и имеющимися в материалах дела письменными доказательствами: копией объяснений ФИО7 от Дата обезличена г. л.д.16-17), копией разрешения Номер обезличен на выброс вредных веществ л.д.18),копией проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу л.д.19-23), копией свидетельства о госрегистрации права л.д.24), копией выписки кадастра л.д.25).
При таких обстоятельствах суд считает требования об обязании ОАО «ФИО42» разработать в порядке, установленном Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также Санитарными правилами "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01" (в том числе с учетом требований п. 1, п.п. 3.1.6, 3.1.7 и 3.1.8) (утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17.05.2001) и Санитарными правилами и нормами «СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция», (далее - СанПиН) (в том числе с учетом требований п.п. 1.2, 1.4, 1.5,2.1, 2.2., 2.3., 2.5, З.1., 3.7, 3.17, 4.1) (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. № 74) проект обоснования размера санитарно-защитной зоны предприятия, отвечающий требованиям законодательства, удовлетворению не подлежат.
При этом из материалов дела усматривается, что в нарушение требований ст.20 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» у ОАО «ФИО43 отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту предельно-допустимых выбросов предприятия, которое ОАО «ФИО44» должно было получить в Управлении Роспотребнадзора по Московской области, в связи с чем требования межрайонного природоохранного прокурора в части обязания ОАО «ФИО45» получить в Управлении Роспортребнадзора по Московской области заключение по проекту предельно-допустимых выбросов предприятия в срок до Дата обезличена г. подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-196, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «ФИО46» об обязании разработать проект обоснования размера санитарно-защитной зоны предприятия и получить санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту предельно-допустимых выбросов предприятия удовлетворить частично.
Обязать к ОАО «ФИО47» получить санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту предельно-допустимых выбросов предприятия в срок до Дата обезличена года.
В удовлетворении требований Межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «ФИО48» об обязании разработать проект обоснования размера санитарно-защитной зоны предприятия – отказать.
Решение может обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение 10 дней.
Судья: