Дело Номер обезличен
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
16 февраля 2010 года Ногинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Кулыгиной С.В.,
при секретаре Васильевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гришукова И.Л. к Администрации муниципального образования « Городской округ Черноголовка», Управлению лесного хозяйства по Московской области и городу Москва об обязании передать в собственность земельный участок,
у с т а н о в и л :
Гришуков И.Л. обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования « Городской округ Черноголовка» об обязании передать в собственность земельный участок площадью 0,31 га, расположенный в квартале Номер обезличен выдел Номер обезличен Ямкинского лесничества Ногинского лесхоза, расположенный по адресу: ....
В обосновании исковых требований истец ссылается на то, что в Дата обезличена он и его супруга ФИО1 были отселены в ... в связи с тем, что ... Постановлением Совета Министров РСФСР от 24.11.1986г. № 344 и от 24.02.1990г. № 74 вошел в зону отселения, как подвергшийся радиационному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Состояние здоровья его и супруги требовало нахождения вне городской зоны, в связи, с чем на основании письма Московского управления лесного хозяйства от Дата обезличена Номер обезличен Приказом Ногинского Мехлесхоза от Дата обезличена Номер обезличен Гришукову И.Л. после оплаты денежных средств в ... была передана сторожка, что подтверждается актом приема-передачи от Дата обезличена. Для осуществления дальнейшего индивидуального строительства и огородничества Ногинским лесхозом Гришукову И.Л. был также передан земельный участок площадью 0,31 га в квартале Номер обезличен выдел Номер обезличен Ямкинского лесничества. С этой целью указанный участок был переведен Ногинским лесхозом в категорию земель поселения и передан в Черноголовский поселковый Совет. Кроме того, по инициативе директора Ногинского лесхоза ФИО3 сведения о Гришукову И.Л., как о собственнике земли и дома были внесены в соответствующий реестр. Однако в настоящее время в земельном комитете Ногинского района эти сведения отсутствуют. В Дата обезличена был представлен расчет возмещения потерь лесного хозяйства при переводе земель лесного фонда в нелесной фонд, но поскольку он-Гришуков И.Л. относиться к категории лиц, которым передача земельных участков осуществляется на безвозмездной основе, представление расчета носило лишь ознакомительный характер.
В Дата обезличена на заседании профкома Ногинского Мехлесхоза по его заявлению было принято решение о разрешении проведения капитально-восстановительных работ дома-сторожки, принадлежащего ему на праве собственности.
Дата обезличена Постановлением Главы города Черноголовка на основании его заявления жилому дому был присвоен почтовый адрес: ....
Продолжительное время он считает регистрацию земельного участка и дома состоявшейся. Однако когда возникла необходимость в регистрации возведенных на земельном участке строений, выяснилось, что земельный участок в кадастре объектов недвижимости не значится. Он обращался в Администрацию с просьбой предоставить ему в собственность земельный участок, который находился у него в пользовании более 15 лет, однако администрация до Дата обезличена игнорировала его требования. И только после неоднократный его обращений в Правительство РФ и Администрацию Президента РФ 03 ноября 2006 года на основании акта выбора участка лесного фонда Номер обезличен ему был выделен земельный участок площадью 0,31 га в квартале Номер обезличен выдел Номер обезличен Ямкинского лесничества Ногинского лесхоза с одобрением последующего оформления в установленной законом порядке. Указанный акт был согласован и одобрен представителями ФГУ « Ногинский лесхоз», Администрацией муниципального образования « Городской округ Черноголовка», главным архитектором г. Черноголовка, а также заместителем руководителя Агентства лесного хозяйства по Московской области и г. Москва.
Дата обезличена был составлен акт натурального обследования участка лесного фонда, согласно которому участок был признан пригодным для заявленных целей - строительства и ведения подсобного хозяйства.
В Дата обезличена им была получена справка от администрации о том, что в соответствии с Законом Московской области от 28.02.2005г. № 61/2005-ОЗ « О статусе и границе городского округа « Черноголовка»» х. Горячевка вошел в состав муниципального образования « Городской округ Черноголовка».
В течение трех лет Администрация муниципального образования « Городской округ Черноголовка» уклоняется от окончательного оформления решения о передаче данного земельного участка в собственность.
В течение трех лет он обращался в различные инстанция для решения указанного вопроса.
Позднее ему было разъяснено, что представителями администрации г. Черноголовка для оформления участка требуется разрешение, выдаваемое заявителю на основании произведенного акта выбора земельного участка, что является основанием для обращения в соответствующие органы для постановки участка на кадастровый учет и регистрации права собственности. Однако Администрация муниципального образования « Городской округ Черноголовка» игнорирует его обращения и обращения членов его семьи и не оказывает содействия в оформлении уже выбранного земельного участка в собственность инвалиду второй группы, участнику ВОВ, подвергшемуся радиационному воздействию в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.
На основании указанных выше актов, касающихся социальных гарантий лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, он получил право на первоочередное обеспечение жилой площадью, медицинское обслуживание и получение соответствующих льгот, установленных законодательством.
В соответствии со ст. 17 Закона РФ от 15 мая 1991г. № 1244-1 « О социальной поддержки граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения» ему гарантируется внеочередное получение земельного участка и приобретение строительных материалов для строительства индивидуальных жилых домов.
Кроме того, ему как участнику ВОВ на основании ФЗ от 02.01.2000г. № 40-ФЗ « О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон « О ветеранах» участникам ВОВ было предоставлено в числе прочих льгот право на бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства и ведения садово-огородного хозяйства.
Распоряжением Правительства Москвы от 19.03.1993г. № 449-РП для участников ВОВ, инвалидов и ветеранов труда из бюджета г. Москвы были выделены денежные средства для формирования земельного фонда для передачи указанным категориям граждан земельных участков под садоводство, при этом затраты на перевод земель в иную категорию также финансировались за счет бюджета г. Москвы. Постановлением Правительства Московской области от 13.04.1995г. № 16/8 « О первичном предоставлении земельных участков участникам, инвалидам ВОВ и их семьям городов ближнего Подмосковья и промышленных центров области для садоводства, дачного и индивидуального жилищного строительства» было установлено, что для обеспечения потребности в земельных участках данных категорий граждан должно быть завершено оформление земельных участков в установленном порядке, предварительно согласованных из земель гослесфонда, передаваемых для указанных целей городам ближнего Подмосковья, согласованы планы по возможному выкупу земельных участков городами ближнего Подмосковья и промышленными центрами области для ИЖС участникам ВОВ. Согласно указанному акту количество выделяемой земли из земель гослесфонда под садоводство в Ногинском районе составило 13 га.
Также Администрация нарушает ст. 36 ЗК РФ, согласно которой Гришуков И.Л. имеет преимущественное право на приватизацию занимаемого земельного участка.
Согласно положения п.5 ст. 5 Закона Московской области от 07.06.1996г. № 23/96-ОЗ « О регулировании земельных отношений в Московской области» порядок бесплатного предоставления з6мельных участков в собственность физических лиц возможно и в случаях, когда участки находились в фактическом пользовании с расположенными на них жилыми домами, приобретенными в результате сделок до 01 июля 1990г., но которые не были надлежащим образом оформлены.
До настоящего времени Администрация муниципального образования « городской округ Черноголовка» не приняла мер к оформлению земельного участка, несмотря на то, что спорный земельный участок давно уже был передан в управление Администрации муниципального образования « Городской округ Черноголовка», и жителям ... было объявлено о выделении 6 га земли для оформления в собственность.
Согласно п.6.1 Закона Московской области от 07.06.1996г. № 23/96-ОЗ « О регулировании земельных отношений в Московской области» перевод земель из одной категории в другую осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов, что в настоящей ситуации подтверждается справкой от Дата обезличена.
На основании изложенного, Гришуков И.Л. просит суд обязать Администрацию муниципального образования « Городской округ Черноголовка» передать ему в собственность земельный участок площадью 0,31 га, расположенный в квартале Номер обезличен выдел Номер обезличен Ямкинского лесничества Ногинского лесхоза, расположенный по адресу: ..., обязать произвести необходимые действия и выдать Гришукову И.Л. необходимые правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы для постановки на кадастровый учет указанного земельного участка.
В судебном заседании интересы истца по доверенности представлял ФИО2, который полностью подержал исковые требования Гришукова И.Л. и дал аналогичные объяснения, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования « Городской округ Черноголовка» Ларионова Ю.А. в судебном заседании иск Гришукова И.Л. не признала и пояснила, что администрация муниципального образования « Городской округ Черноголовка» не располагает полномочиями по распоряжению землями лесного фонда. Доказательств, подтверждающих нахождение спорного земельного участка на землях лесного фонда не требуется, поскольку истцом представлен акт выбора земельного участка от Дата обезличена, что подтверждается отнесение этого участка к землям лесного фонда.
По ходатайству представителя истца Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва было привлечено по делу в качестве соответчиков.
Представитель ответчика Управления Лесного хозяйства по Московской области и г. Москва Стариченко В.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований Гришукова И.Л. и полностью поддержал возражения на иск Управления лесного хозяйства по МО, изложенные в письменном отзыве на исковые требования, согласно которых в силу ч.1 и ч.2 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границы и площади.
Таким образом, спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, что подтверждается материалами лесоустройства.
Согласно ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Участок лесного фонда представляет собой земельный участок с особым правовым режимом, входящим в состав лесного фонда. Отношения по предоставлению или передаче иным образом лесных участков, как ограниченных в обороте, производится только на основании ЛК РФ.
Для имущественных отношений в силу ст. 3 ЗК РФ и ст. 3 ЛК РФ сохраняется приоритет за специальными федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов. В соответствии со ст. 101 ЗК РФ порядок использования земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом и лесным законодательством. В соответствии со ст. 3 ЗК РФ к отношениям по использованию лесов применяется лесное законодательство.
При этом согласно положениям ст. 9 ЛК РФ лесные участки могут быть предоставлены только на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве ограниченного пользования (сервитут), праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования для использования лесных участков.
Кроме того, исключение земель лесного фонда из государственного лесного реестра осуществляется в порядке перевода земель из одной категории в другую и регулируется Федеральным законом от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ « О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
В соответствии с Положением об Управлении лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, утвержденного приказом Рослесхоза от 09.08.2007г. « 368, Управление является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере лесного хозяйства на территории Московской области.
Требования о предоставлении спорного земельного участка заявлены к Администрации муниципального образования « Город Черноголовка», которая в данном случае не является надлежащим ответчиком, поскольку полномочий по распоряжению федеральной собственностью не имеет.
Выслушав объяснения представителя истца, объяснения представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В силу ч.2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки:
которые признаны таковыми федеральными законами.
право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 3 ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
В силу ст. 52 ЗК РФ отчуждение земельного участка его собственником другим лицам осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом предусмотренных ст. 27 ЗК РФ ограничений оборотоспособности земельных участков.
В соответствии с пп. 2 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
На основании абз. 2 п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истцом Гришуковым И.Л. было приобретено в собственность здание сторожки, расположенное в ... на основании приказа Ногинского мехлесхоза Номер обезличен от Дата обезличена (л.д.13). Указанное строение расположено на землях лесного фонда, что подтверждается актом выбора участка лесного фонда от Дата обезличена (л.д.18-20), согласно которого испрашиваемый участок площадью 0,31 га расположен в Ногинском районе Ямкинского лесничества квартал Номер обезличен выдел Номер обезличен; актом натурного технического обследования участка лесного фонда от Дата обезличена (л.д.21); чертежом участка лесного фонда (л.д.23).
Решением профкома Ногинского мехлесхоза от Дата обезличена Гришукову И.Л. было разрешено произвести капитально-восстановительные работы дома, принадлежащего ему на праве собственности, расположенного в ... (л.д.15).
Постановлением Главы муниципального образования « город Черноголовка от Дата обезличена Номер обезличен жилому дому, расположенному на территории ... был присвоен почтовый адрес: ... (л.д.16), однако сведений о переводе земель, на котором расположен указанный жилой истцом представлен не был.
Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата обезличена Номер обезличен утверждено Положение о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий.
Согласно указанному постановлению заявление (ходатайство) о переводе с указанием цели использования участка лесного фонда и категории земель, в которую предполагается осуществить перевод, заинтересованное лицо направляет в территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства в субъекте Российской Федерации.
Как усматривается из сообщения Министерства экологии и природопользования Московской области от Дата обезличена испрашиваемый земельный участок относится к землям лесного фонда, включение его в границы населенного пункта может быть осуществлено после согласования с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на распоряжение участками лесного фонда (л.д.38).
Поскольку испрашиваемый земельный участок относится к землям государственного лесного фонда, а, следовательно, в силу действующего законодательства приватизации не подлежит, а поэтому суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении иска Гришукову И.Л. следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
В удовлетворении иска Гришукову И.Л. к Администрации муниципального образования « Городской округ Черноголовка», Управлению лесного хозяйства по Московской области и городу Москва об обязании передать в собственность земельный участок – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: