Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 ноября 2010 года
Ногинский городской суд Московской области
в составе председательствующего судьи Мурзиной А.Г.,
при секретаре Кучерук Н.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гориной Е.Г. к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ № по <адрес> и <адрес> о досрочном назначении трудовой пенсии по старости
У С Т А Н О В И Л:
Истец Горина Е.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ № по <адрес> и <адрес> о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, и просила суд:
обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ № по <адрес> и <адрес> включить Гориной Е.Г. в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> № <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>; период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ во время работы в должности <данные изъяты> и назначить досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец в судебное заседание не явилась. Интересы истца в судебном заседании по доверенности представляла Байдак Т.В.
В обоснование заявленных исковых требований Байдак Т.В. иск поддержала, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Горина Е.Г. обратилась в ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> за назначением досрочной пенсии в связи с лечебной деятельностью в городе не менее <данные изъяты>. Согласно выписки из протокола комиссии по пенсионным вопросам ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении указанной пенсии ей было отказано, поскольку в специальный стаж лечебной работы было включено лишь 22 <данные изъяты>. Остальные периоды лечебной работы в специальный стаж засчитаны не были.
Не был включен в специальный стаж период работы Гориной Е.Г. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> № <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, т.к. наименование должности <данные изъяты> и наименование учреждения <данные изъяты> не предусмотрены Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г.
Данный отказ представитель истца Байдак Т.В. считает не основанным на законе. В данном случае, по мнению Байдак Т.В., применению подлежит Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397. Из раздела 2 п. 1 ПЕРЕЧНЯ учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет усматривается, что «детские ясли» относились к лечебно-профилактическим учреждениям и работа в должности «медицинской сестры» независимо от наименования должности» в указанном учреждении подлежала зачету в специальный стаж лечебной деятельности.
Таким образом, указывает Байдак Т.В., период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> № <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> должны быть зачтены Гориной Е.Г. в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с лечебной работой.
Не были включены в специальный стаж периоды нахождения Гориной Е.Г. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ во время работы в должности <данные изъяты>
Согласно трудового законодательства, указывает Байдак Т.В., при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы, а соответственно уплачивались страховые взносы. Указанное обстоятельство, считает Байдак Т.В. позволяет зачесть указанные периоды работы Гориной Е.Г. в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Истец просит обязать ГУ – Управление пенсионного фонда № по <адрес> и <адрес> включить Гориной Е.Г. в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии вышеуказанные периоды и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с ДД.ММ.ГГГГ
Представитель ответчика ГУ УПФ № по <адрес> и <адрес> – Базарова Т.В. иск Гориной Е.Г. не признала. Дала объяснения аналогичные отказу в назначении досрочной трудовой пенсии.
Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, подлинное пенсионное дело Гориной Е.Г., суд приходит к выводу, что исковые требования Гориной Е.Г. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1, 2 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. за № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления и периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. за № 781 был утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Горина Е.Г. обратилась в ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии, как лицу, осуществляющему лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> письмом № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении указанной пенсии Гориной Е.Г. было отказано и в специальный стаж лечебной работы было включено лишь <данные изъяты>.
Несколько периодов работы Гориной Е.Г. в ее специальный стаж включены не были, что явилось основанием для отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Не были включены в специальный стаж периоды работы Гориной Е.Г. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> № <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, т.к. наименование должности <данные изъяты> и наименование учреждения <данные изъяты> не предусмотрены Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ
Конституция РФ гарантирует каждому равенство прав и свобод без каких-либо ограничений и дискриминаций, в том числе, независимо от рода и места деятельности (ст. 19 Конституции).
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.
Конституционный суд РФ, излагая свою позицию относительно некоторых положений Федерального закона «О трудовых пенсиях» в своем Постановлении от 29.01.2004 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан» указал, что по смыслу ч.1 ст.1, ст.2, 18, ч.1 ст.54, ч.2 ст.55, ст.57 Конституции РФ изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано.
Таким образом, суд приходит к выводу, что для регулирования правоотношений возникших в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует руководствоваться Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397, которое согласно приложению 3 к Постановлению Совета Министров – Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 853, применялось на территории РФ до ДД.ММ.ГГГГ.
В приложении к Положению от 17.12.1959 г. №1397 имеется Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет. В разделе 2 «врачи и другие медицинские работники» главе 1 «Лечебно-профилактические учреждения, учреждения охраны материнства и детства, санитарно-профилактические учреждения» указаны «детские ясли» в качестве лечебного учреждения, а в качестве должности указаны «медицинские сестры - все независимо от наименования должности».
Таким образом, периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> № <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, должны быть зачтены в специальный стаж Гориной Е.Г.
Кроме того, включение периода работы Гориной Е.Г. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, подтверждается Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 года № 377 (в редакции Приказа Минздрава РФ от 24.04.2003 года № 160, Приказа Минздравсоцразвития РФ от 08.09.2005 года № 553), где <данные изъяты> отнесена к среднему медицинскому персоналу.
В должностной инструкции <данные изъяты> указано, что на должность <данные изъяты> назначается специалист со средним медицинским образованием, имеющий специальную подготовку по лечебному питанию и сертификат по специальности «диетология»; медицинская сестра диетическая обязана организовывать и лично участвовать в проведении занятий со средним медицинским персоналом и работниками пищеблока по вопросам лечебного питания, вести медицинскую документацию, осуществлять проведение профилактических медицинских осмотров работников пищеблока.
Как усматривается из письма главного врача <данные изъяты> ФИО, Горина Е.Г. в ДД.ММ.ГГГГ окончила Московское областное медицинское училище (диплом №) по специальности <данные изъяты> и имеет среднее медицинское образование. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в должности <данные изъяты>, требующей в соответствии с должностной инструкцией среднее медицинское образование, специальную подготовку по лечебному питанию и сертификат по специальности <данные изъяты> выполняя свои обязанности согласно утвержденной <данные изъяты> и согласованной с <данные изъяты> ФИО2 функциональным обязанностям <данные изъяты>. Согласно этого письма период работы Гориной Е.Г. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Из совокупности приведенных выше нормативных актов следует, что медицинская сестра диетическая, имея среднее специальное медицинское образование, выполняя функциональные обязанности <данные изъяты>, относясь по номенклатуре должностей к среднему медицинскому персоналу, осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения. В связи с чем, указанный период должен быть включен истице в специальный стаж, дающей ей право на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Период нахождения Гориной Е.Г. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ во время работы в должности <данные изъяты> с сохранением средней месячной заработной платы также не были включены в специальный стаж лечебной работы истца незаконно.
Согласно ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
В Рекомендации Международной Организации Труда от 24 июня 1974 года N 148 "Об оплачиваемых учебных отпусках" предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике (п.21).
Законодательство не содержит запрета на включение оспариваемых периодов в стаж работы по специальности.
В соответствии с п. 4 ныне действующих Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
За указанные выше периоды страховые взносы уплачивались, поскольку за это время за работником сохранялась заработная плата. В связи с этим, учебные отпуска, включая периоды повышения квалификации с отрывом от производства, являются разновидностью дополнительных оплачиваемых отпусков, а соответственно должны включаться в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в календарном исчислении.
Таким образом, с учетом включения в стаж для назначения Гориной Е.Г. досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения перечисленных периодов, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, она имела не менее <данные изъяты> лечебной деятельности, поэтому ей должна быть назначена указанная пенсия с момента обращения за таковой, то есть с ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Гориной Е.Г. к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ № по <адрес> и <адрес> о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ № по <адрес> и <адрес> включить Гориной Е.Г. в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> № <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ во время работы в должности <данные изъяты>
Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ № по <адрес> и <адрес> назначить Гориной Е.Г. досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение десяти дней.
Судья: