Дело №2-5080\2010 г. РЕШЕНИЕ СУДА Именем Российской Федерации 08 декабря 2010 года Ногинский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Кулыгиной С.В. с участием прокурора Паученко Т.И. при секретаре Васильевой Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <данные изъяты> городского прокурора Московской области в интересах неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу «<данные изъяты>» об обязании разработать проект сокращении и обоснования санитарно-защитной зоны, установил: Ногинский городской прокурор Московской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском Закрытому акционерному обществу «<данные изъяты>» об обязании разработать проект сокращении и обоснования санитарно-защитной зоны, в обоснование заявленных требований, ссылаясь на следующее. <данные изъяты> городской прокуратурой Московской области проведена проверка соблюдения требований природоохранного, санитарно- эпидемиологического законодательства закрытым акционерным обществом «<данные изъяты>» (далее - ЗАО «Инвестер <данные изъяты>»). Проверкой установлено, что ЗАО «<данные изъяты>» осуществляет деятельность по складированию, реализации химических реактивов, расположенных по адресу: <адрес>. Также установлено, что деятельность данного юридического лица не отвечает требованиям действующего законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения и подлежит приведению в соответствие с действующим законодательством по следующим основаниям. В нарушение вышеуказанных норм законодательства, ЗАО «<данные изъяты>» осуществляет деятельность по складированию, реализации химических реактивов в отсутствие разработанного проекта сокращения и обоснования санитарно-защитной зоны. За указанное правонарушение ДД.ММ.ГГГГ ТОУ Роспотребнадзора по Московской области в г. <данные изъяты>, <данные изъяты> районе в отношении ЗАО «<данные изъяты>» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, директору ЗАО «<данные изъяты>» внесено преставление с требованием об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. Учитывая, что до настоящего времени ЗАО «<данные изъяты>» не разработало проект сокращения и обоснования санитарно- защитной зоны, соответствующий требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, необходимо в судебном порядке обязать ЗАО «<данные изъяты>» выполнить указанные требования действующего санитарно-эпидемиологического законодательства. Деятельность ЗАО «<данные изъяты>» противоречит требованиям природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также нарушает закрепленное и гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» право каждого на благоприятную окружающую среду, и тем самым затрагивает экологические права неопределенного круга лиц, а также интересы Российской Федерации. Невыполнение ЗАО «<данные изъяты>» вышеизложенных требований природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения препятствует надлежащей реализации положений в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, которые согласно ст. 5 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отнесены к полномочия Российской Федерации, в том числе: государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование; установление единой системы государственного учета и отчетности в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; обеспечение санитарной охраны территории Российской Федерации, контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой, а также нарушает права граждан, предусмотренные ст. 8 данного Федерального закона на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В судебном заседании помощник <данные изъяты> городского прокурора Паученко Т.И. иск поддержала и просила суд обязать ЗАО «<данные изъяты>» привести свою деятельность в соответствие с требованиями природоохранного законодательства и законодательства об обеспечении санитарно- эпидемиологического благополучия населения, а именно: разработать проект сокращения и обоснования санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями ст. 11,12 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения №52 от 30 марта 1999 г. п.2.1, 4.3, 4.5 СанПиН 2.2.1\2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в разумный срок, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика ЗАО «<данные изъяты>» Кузнецов М.М. в судебном заседании исковые требования признал, пояснив, что практические действия на разработку проекта и обоснования санитарно-защитной зоны начались сразу после проведенной в ДД.ММ.ГГГГ специалистами ТОУ Роспотребнадзора по Московской области в г. <данные изъяты> и <данные изъяты> районе проверки. Постановлением по делу административного правонарушения и.о. мирового судьи судебного участка №, по делу № от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «<данные изъяты>» был назначен штраф в размере <данные изъяты>, который оплачен платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ Поиск и выбор лицензированного научно-практического центра и сбор необходимых и достаточных документов по затребованию фирм - разработчиков проекта определения санитарно-защитной зоны заняло по времени летний период года. За нарушение СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» - пп. 2.1, 4.3, 4.5. по Постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ оплачен административный штраф <данные изъяты>. Ко дню проверки, проводимой Ногинской городской прокуратурой требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства уже была достигнута договоренность с ООО Научно-проектный центр «<данные изъяты>» на разработку проекта санитарно- защитной зоны, а ДД.ММ.ГГГГ был заключен Договор на выполнение работ №. В настоящее время разработанный ООО НПЦ «<данные изъяты>» Проект санитарно-защитной зоны ЗАО «<данные изъяты>» - филиала «<данные изъяты>» находится в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» на экспертном заключении. После получения санитарно-эпидемиологического заключения в Управлении Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по <адрес> Договор № будет выполнен полностью. Ориентировочный срок полного выполнения договора - ДД.ММ.ГГГГ. Представитель третьего лица ТОУ Роспотребнадзора по Московской области в г. <данные изъяты>, <данные изъяты> районе Аскерова А.В. в судебном заседании исковые требования <данные изъяты> городского прокурора Московской области в интересах неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу «<данные изъяты>» об обязании разработать проект сокращении и обоснования санитарно-защитной зоны поддержала в полном объеме. Выслушав объяснения сторон, представителя третьего лица, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему. Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ помощником <данные изъяты> городского прокурора Агличевой И.В., в присутствие специалиста ТОУ Роспотребнадзора по Московской области в г. <данные изъяты>, <данные изъяты> районе Ф.И.О. была проведена проверка соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства ЗАО «<данные изъяты>» юридический адрес: <адрес>, фактический адрес: <адрес>, по результатам которой было установлено, что ЗАО «<данные изъяты>» не разработан проект сокращения и обоснования санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями ст. 11,12 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения №52 от 30 марта 1999 г. п.2.1, 4.3, 4.5 СанПиН 2.2.1\2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; независимость контроля в области охраны окружающей среды; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; сохранение биологического разнообразия; обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Согласно п. 1 ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. В соответствии с п.1 ст. 34 ФЗ №7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Пунктом 2 ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ установлено, что юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды. Согласно п.1 ст.44 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований. В соответствии с п.2 ст. 52 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны. В силу ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания. Согласно ст. 12 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила. Согласно п.п. 1.2, 1.4 и 1.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно- защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (СанПиН), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007года № 74 требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, других объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.). Санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Согласно п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно- защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1-6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, I- III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. В соответствии с п. 2.5 данных СанПиН организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно- профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово- огородных участков. Согласно п. 4.3 СанПиН для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно- эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя. В соответствии с п. 4.5 данных СанПиН размер санитарно-защитной зоны для действующих объектов может быть уменьшен при: объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе санитарно- защитной зоны и за ее пределами по материалам систематических лабораторных наблюдений для предприятий I и II класса опасности (не менее пятидесяти дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений и оценке риска для здоровья; для промышленных объектов и производств III, IV, V классов опасности по данным натурных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха (не менее тридцати дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений; подтверждении измерениями уровней физического воздействия на атмосферный воздух на границе санитарно-защитной зоны до гигиенических нормативов и ниже; уменьшении мощности, изменении состава, перепрофилировании промышленных объектов и производств и связанном с этим изменении класса опасности; внедрении передовых технологических решений, эффективных очистных сооружений, направленных на сокращение уровней воздействия на среду обитания. В нарушение вышеуказанных норм законодательства, ЗАО «Инвестер филиал Химтранс» осуществляет деятельность по складированию, реализации химических реактивов в отсутствие разработанного проекта сокращения и обоснования санитарно-защитной зоны. За указанное правонарушение ДД.ММ.ГГГГ ТОУ Роспотребнадзора по Московской области в г. <данные изъяты>, <данные изъяты> районе в отношении ЗАО «<данные изъяты>» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Директору ЗАО «<данные изъяты>» внесено преставление с требованием об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. До настоящего времени ЗАО «<данные изъяты>» не разработало проект сокращения и обоснования санитарно- защитной зоны, соответствующий требованиям санитарно- эпидемиологического законодательства. В судебном заседании представить ответчика ЗАО «<данные изъяты>» Кузнецов М.М. исковые требования <данные изъяты> городского прокурора признал, пояснив, что в настоящее время проект санитарно-защитной зоны ЗАО «<данные изъяты>» - филиала «<данные изъяты>» находится в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» на экспертном заключении. После получения санитарно-эпидемиологического заключения в Управлении Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Московской области Договор № от ДД.ММ.ГГГГ будет выполнен полностью. Ориентировочный срок полного выполнения договора - ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе иск признать полностью или частично. Судом представителю ответчика ЗАО «<данные изъяты>» Кузнецову М.М. были разъяснены последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ. Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом. Поскольку признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает законных прав и интересов сторон и иных лиц, то суд приходит к выводу, что исковые требования <данные изъяты> городского прокурора Московской области в интересах неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу «<данные изъяты>» об обязании разработать проект сокращении и обоснования санитарно-защитной зоны подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд, Р е ш и л : Иск <данные изъяты> городского прокурора Московской области в интересах неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу «<данные изъяты>» об обязании разработать проект сокращении и обоснования санитарно-защитной зоны удовлетворить. Обязать ЗАО «<данные изъяты>» привести свою деятельность в соответствие с требованиями природоохранного законодательства и законодательства об обеспечении санитарно- эпидемиологического благополучия населения, а именно: разработать проект сокращения и обоснования санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями ст. 11,12 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения №52 от 30 марта 1999 г. п.2.1, 4.3, 4.5 СанПиН 2.2.1\2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Решение суда может быть обжаловано, а прокурором может быть принесено представление в Московский областной суд через Ногинский городской суд Московской области в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья