РЕШЕНИЕ СУДА ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11 марта 2011 года Ногинский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Севериной М.Б., при секретаре Великановой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дуленко Л.И. к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № по г. Москве и Московской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, у с т а н о в и л: Дуленко Л.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № по г. Москве и Московской области (далее ГУ УПФ РФ № по г. Москве и Московской области) о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от ее возраста. В обоснование иска истец Дуленко Л.И. ссылалась на то, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ УПФ РФ № по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, имея не менее 25 лет указанного стажа. Однако, ГУ УПФ РФ № по г. Москве и Московской области необоснованно не включило ей в стаж для назначения пенсии период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя биологии и географии Негосударственного образовательного учреждения «<данные изъяты>», поскольку наименование учреждения «<данные изъяты>» не предусмотрено постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781. Истец Дуленко Л.И. считает данный отказ ГУ УПФ РФ № по г. Москве и Московской области необоснованным, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ она работает учителем в Негосударственном образовательном учреждении «<данные изъяты>», Устав которого был зарегистрирован Постановлением главы администрации г.<данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, как общеобразовательного учреждения, целью которого являлось обучение и воспитание учащихся на основе образовательных программ. ДД.ММ.ГГГГ школа получила лицензию № на право ведения образовательной деятельности, выданную Министерством образования РСФСР. В ДД.ММ.ГГГГ школа была переименована в Негосударственное общеобразовательное учреждение «<данные изъяты>» и продолжала реализовывать уставные цели обучения и воспитания учащихся по программам дошкольного, общего школьного и дополнительного образования, утвержденным Министерством образования РФ. В спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ школа имела Устав, зарегистрированный ДД.ММ.ГГГГ, а также лицензии на право осуществления образовательной деятельности, выданные Министерством образования Московской области ДД.ММ.ГГГГ № и ДД.ММ.ГГГГ №, последнюю лицензию школа получила ДД.ММ.ГГГГ №. Таким образом, все годы своего существования, несмотря на переименования, школа занималась обучением и воспитанием учащихся по соответствующим общеобразовательным программам, а истец работала в школе в должности учителя, осуществляя педагогическую деятельность. В судебном заседании истец Дуленко Л.И. иск поддержала, дала объяснения, аналогичные доводам искового заявления, просила иск удовлетворить, обязать ГУ УПФ РФ № по г. Москве и Московской области включить ей в специальный стаж указанный период работы и назначить досрочную трудовую пенсию как педагогическому работнику с ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика - ГУ УПФ РФ № по г. Москве и Московской области Базарова Т.В. в суде иск Дуленко Л.И. не признала, обосновывая свои возражения следующим. Согласно пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. №173-Ф3 трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 вышеназванного закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Специальный трудовой стаж Дуленко Л.И., подтвержденный документами составляет: <данные изъяты> года <данные изъяты> месяц <данные изъяты> дней с учетом постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781; <данные изъяты> года <данные изъяты> месяц <данные изъяты> дней с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П. Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя биологии и географии Негосударственного образовательного учреждения «<данные изъяты>» не был учтен в специальный стаж для исчисления права, поскольку наименование учреждения «<данные изъяты>» не предусмотрено постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. Выслушав объяснения истца Дуленко Л.И., представителя ответчика - ГУ УПФ РФ № по г. Москве и Московской области Базаровой Т.В., изучив пенсионное дело на Дуленко Л.И., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему. Согласно подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Дуленко Л.И. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № по г. Москове и Московской области за назначением досрочной пенсии по старости по подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № истцу Дуленко Л.И. в назначении указанной пенсии отказано (л.д. <данные изъяты>). По мнению ГУ УПФ РФ № по г. Москве и Московской области на момент обращения за назначением пенсии – на ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж Дуленко Л.И. на соответствующих видах работ - <данные изъяты> года <данные изъяты> месяц <данные изъяты> дней с учетом постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781; <данные изъяты> года <данные изъяты> месяц <данные изъяты> дней с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П. Однако, ГУ УПФ РФ № по г. Москве и Московской области необоснованно не включило Дуленко Л.И. в стаж для назначения досрочной пенсии по старости по подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" период работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя биологии и географии Негосударственного образовательного учреждения «<данные изъяты>». Согласно ст. 2 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 г.№ 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 был утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Согласно ст. 39 КЗоТ РСФСР и ст. 66 ТК РФ трудовая книжка является основным документом, подтверждающим стаж работы работника на определенном предприятии и в определенной должности. Из копии трудовой книжки Дуленко Л.И. (л.д. <данные изъяты>) усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Дуленко Л.И. принята на должность учителя биологии и географии в негосударственное образовательное учреждение «<данные изъяты>»; ДД.ММ.ГГГГ Негосударственное образовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа «<данные изъяты>» переименовано в Негосударственное общеобразовательное учреждение «<данные изъяты>»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Дуленко Л.И. проходила краткосрочное обучение на курсах в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования; ДД.ММ.ГГГГ Дуленко Л.И. присвоена первая квалификационная категория. Из копии диплома Дуленко Л.И. (л.д. <данные изъяты>) усматривается, что в ДД.ММ.ГГГГ Дуленко Л.И. закончила Брянский государственный педагогический институт им. <данные изъяты> по специальности биология. Из копии Устава Негосударственного общеобразовательного учреждения «<данные изъяты>», утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, и копии Устава Негосударственного общеобразовательного учреждения «<данные изъяты>», утвержденного ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>) усматривается, что основной целью образовательного процесса НОУ «<данные изъяты>», является всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, реализация программ образования в интересах личности, общества, государства, и (или) обеспечение содержания и воспитания обучающихся, воспитанников. Деятельность Учреждения строится на принципах: свободного развития личности, гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека; любви к окружающей природе, Родине, семье: учета культурно-исторических и национальных традиций, общедоступности и адаптивности реализуемых образовательных программ к уровням и особенностям развития обучающихся, преемственности образовательных программ, светского характера образования, свободы и плюрализма в образовании, демократического характера образования. Основными задачами Учреждения являются: формирование общей культуры личности обучающихся; обеспечение охраны здоровья обучающихся, комфортности обучения и воспитания; достижение обучающимися соответствующего образовательного уровня; сочетание возрастного и индивидуального подхода в воспитании детей; осуществление преемственности образовательного уровня между учащимися Учреждения; адаптация обучающихся к жизни в обществе; содействие развитию творческих, интеллектуальных, умственных способностей обучающихся: воспитание у обучающихся общечеловеческих ценностей, гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе. Родине, семье; совершенствование всестороннего развития личности, в том числе путем удовлетворения потребностей обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования. Основной уставной деятельностью Учреждения являются: реализация программ дошкольного образования; начального общего образования; основного общего образования; среднего (полного) общего образования; дополнительного образования, а также коррекционно-развивающее образование по программам VIII вида; оказание дополнительных образовательных услуг различным категориями населения; организация методической работы, направленной на совершенствование программ обучения, содержания, форм и методов работы педагогических коллективов, повышения педагогического мастерства работников Учреждения, оказание помощи педагогическим коллективам в организации образовательного процесса, в том числе организация и проведение семинаров, конференций и т.д.; разработка и составление учебных пособий, дидактического материала, осуществление рекламно-издательской деятельности. Учреждение выполняет все функции, определенные для него, как образовательного учреждения, действующим законодательством. Учреждение вправе осуществлять иную деятельность, не противоречащую действующему законодательству и способствующую выполнению целей и задач Учреждения, в рамках Устава Учреждения. Учреждение реализует следующие общеобразовательные программы: дошкольного образования; начального общего образования: о основного общего образования: среднего (полного) общего образования; коррекционно-развивающего образования VIII вида; дополнительного образования для детей. Из копий лицензий НОУ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>) усматривается, что НОУ «<данные изъяты>» имеет право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложении (ях) к настоящей лицензии, при соблюдении зафиксированных в нем контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся, воспитанников. Из копии свидетельства о государственной аккредитации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>) усматривается, что НОУ «<данные изъяты>» прошло государственную аккредитацию, по результатам которой ему установлен статус – общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа. В соответствии с установленным государственным статусом образовательное учреждение реализует образовательные программы: дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования и имеет право на выдачу выпускникам документа государственного образца – аттестата об основном общем образовании, аттестата о среднем (полном) общем образовании. Несмотря на свое именование – НОУ «<данные изъяты>», данное учреждение представляет собой фактически школу и руководствуется в своей работе программой для школьных учреждений, утвержденной Министерством образования РФ. Согласно п. 10 Постановления Пленума Верховного суда от 20 декабря 2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Кроме того, финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с подпунктами 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров, театрально-зрелищных организаций в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными. Учитывая это, а также принимая во внимание, что, сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации. Таким образом, ГУ УПФ РФ № по г. Москве и Московской области обязано зачесть Дуленко Л.И. в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя биологии и географии Негосударственного образовательного учреждения «<данные изъяты>». Согласно ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). С учетом того, что в стаж для назначения пенсии Дуленко Л.И. подлежит включению указанный период, то на день обращения за назначением пенсии – на ДД.ММ.ГГГГ Дуленко Л.И. имела необходимый, не менее 25 лет, стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Следовательно, подлежит удовлетворению требование истца об обязании ГУ УПФ РФ № по г. Москве и Московской области назначить Дуленко Л.И. указанную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, исковые требования Дуленко Л.И. к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № по г. Москве и Московской области об обязании назначить досрочную пенсию по старости являются законными и обоснованными, а потому подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Дуленко Л.И. к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № по г. Москве и Московской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости удовлетворить. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № по г. Москве и Московской области включить Дуленко Л.И. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в должности учителя биологии и географии Негосударственного образовательного учреждения «<данные изъяты>», и в течение 15 дней со дня вступления в законную силу решения суда назначить Дуленко Л.И. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ. Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: