РЕШЕНИЕ СУДА ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 июля 2011 года Ногинский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Севериной М.Б., при секретаре Великановой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ариковой Т.Е. к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № по <адрес> и <адрес> о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, у с т а н о в и л: Арикова Т.Е. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № по <адрес> и <адрес> (далее ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес>) о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от ее возраста. В обоснование иска истец Арикова Т.Е. ссылалась на то, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, имея не менее 25 лет указанного стажа. Однако, ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> необоснованно не включило ей в стаж для назначения пенсии период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя начальных классов негосударственного образовательного учреждения «<данные изъяты> поскольку наименование учреждения «негосударственное образовательное учреждение – <данные изъяты>» не предусмотрено Списком от 29.10.2002г. №781. Истец Арикова Т.Е. считает данный отказ ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> необоснованным, поскольку в п. 1.1 Списка № 781 указаны такие общеобразовательные учреждения как «школы» всех наименований. Учреждение, в котором Арикова Т.Е. работала «<данные изъяты>» прямо предусмотрено Списком № 781. Не препятствует включению указанного периода в специальный стаж педагогической работы и факт того, что школа является негосударственным учреждением, что следует из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года N 11-П, где указано, что форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей. .. в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу, само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию, как форма собственности, нельзя считать обоснованным с точки зрения конституционного требования равноправия применительно к правам, гарантированным статьей 39 Конституции РФ. В связи с чем, до установления надлежащего правового регулирования периоды работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий вид профессиональной деятельности. Истец Арикова Т.Е., надлежащим образом извещенная о явке в суд, в судебное заседание не явилась. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Ариковой Т.Е. В судебном заседании представитель истца Ариковой Т.Е. –Байдак Т.В. иск поддержала, дала объяснения, аналогичные доводам искового заявления, просила иск удовлетворить, обязать ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> включить истцу в специальный стаж указанный период работы и назначить истцу досрочную трудовую пенсию как педагогическому работнику с ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика - ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> Базарова Т.В. в суде иск Ариковой Т.Е. не признала, обосновывая свои возражения следующим. Согласно пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. №173-Ф3 трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 вышеназванного закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Стаж Ариковой Т.Е. на соответствующих видах работ, подсчитанный с учетом Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. №781 и Правил исчисления периодов работы, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781, составляет <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дня. Стаж Ариковой Т.Е. на соответствующих видах работ, подсчитанный с учетом Постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004г.№ 2-П составляет <данные изъяты> <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней. Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя начальных классов негосударственного образовательного учреждения «<данные изъяты>» не был засчитан в специальный стаж для исчисления права, поскольку наименование учреждения « негосударственное образовательное учреждение - <данные изъяты>» не предусмотрено Списком №781 от 29.10.2002г. В выписке Ариковой Т.Е. отсутствует код льготной работы ЗП80ПД и 28ПД и ставка. Индивидуальные сведения организацией сданы на общих условиях. Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя начальных классов НОУ «<данные изъяты>» не может быть учтен в специальный стаж для исчисления права, поскольку этот период отсутствует в индивидуальных сведениях, что предусмотрено п.2 ст. 13 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. Выслушав объяснения представителя истца Ариковой Т.Е. - Байдак Т.В., представителя ответчика - ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> Базаровой Т.В., изучив пенсионное дело на Арикову Т.Е., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему. Согласно подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Арикова Т.Е. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № по <адрес> и <адрес> за назначением досрочной пенсии по старости по подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № истцу Ариковой Т.Е. в назначении указанной пенсии отказано (л.д. <данные изъяты>). По мнению ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> на момент обращения за назначением пенсии – на ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж Ариковой Т.Е. на соответствующих видах работ – <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дня с учетом постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781; <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П. Однако, ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> необоснованно не включило Ариковой Т.Е. в стаж для назначения досрочной пенсии по старости по подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" период работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя начальных классов негосударственного образовательного учреждения «<данные изъяты>». Согласно ст. 2 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 г.№ 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 был утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Согласно ст. 39 КЗоТ РСФСР и ст. 66 ТК РФ трудовая книжка является основным документом, подтверждающим стаж работы работника на определенном предприятии и в определенной должности. Из копии трудовой книжки Ариковой Т.Е. (л.д. <данные изъяты>) усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ истец Арикова Т.Е. принята в НОУ «<данные изъяты>» на должность учителя начальных классов; ДД.ММ.ГГГГ Арикова Т.Е. переведена на должность завуча НОУ «<данные изъяты>»; ДД.ММ.ГГГГ Ариковой Т.Е. присвоена 1 квалификационная категория; ДД.ММ.ГГГГ Арикова Т.Е. уволена по собственному желанию. Из копии Устава Негосударственного общеобразовательного учреждения «<данные изъяты>», утвержденного ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>) усматривается, что Школа осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования. Основные цели Школы - формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения образовательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптации к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности и любви к Родине. Школа реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования. Школа является основным звеном системы непрерывного образования и представляет всем гражданам Российской Федерации возможность реализовать гарантированное государством право на получение общего образования в пределах государственных образовательных стандартов. Для реализации указанных целей Школа занимается следующими видами деятельности: обучение и воспитание учащихся с I по XI класс на уровне современных требований общества и государства; создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, максимального раскрытия способностей каждого воспитанника; формирование гуманистических ценностей, творческого мышления и материалистического мировоззрения; выработка у каждого воспитанника осознанной гражданской позиции; позиции, готовности к самостоятельной жизни, труду, творчеству, участию в государственной жизни и в демократическом самоуправлении; организация учебно-воспитательного процесса (самостоятельное планирование, реализация программ обучения; выбор средств, форм и методов обучения и воспитания, обеспечивающих констатацию достижения гражданином (воспитанником) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов); внедрение новых методов и технологий образования, разработка и реализация новых методик, педагогических программных продуктов и других материалов для целей общего образования; организация дополнительных форм, видов и программ обучения, проведение опытно-экспериментальных и учебно-исследовательских работ в целях расширения возможностей удовлетворения интересов, склонностей и развития способностей воспитанников; организация внеурочной деятельности обучающихся (осуществление культурно-спортивной, оздоровительной и туристической работы с детьми; организация трудового воспитания детей путем вовлечения их в общественно-полезный труд, сферу социальной помощи, охраны природы, а также иную трудовую деятельность, основанную на принципах хозяйственного расчета и самофинансирования). Школа осуществляет образовательную деятельность в области основного образования и дополнительного. Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования: 1 ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения - 3 - 4 года); 2 ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет); 3 ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения -2-3 года). Для некоторых категорий обучающихся нормативный срок освоения общеобразовательных программ основного общего образования могут быть изменены на основе специальных государственных образовательных стандартов. Школа в зависимости от реализуемых общеобразовательных программ подразделяются на Школы начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования. Общеобразовательное учреждение начального общего образования (I ступень) обеспечивает развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования. Школа основного общего образования (II ступень) обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования, условия становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования. Среднне (полное) общее образование (III ступень) является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающим освоение обучающимися общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы по выбору самих обучающихся, направленные на реализацию интересов, способностей и возможностей личности. При наличии соответствующих условий и исходя из запросов обучающихся и (или) их родителей (лиц, их заменяющих) в Школе может быть введено обучение по различным профилям и направлениям. Среднее (полное) общее образование является основой для получения среднего профессионального (по современным ускоренным программам) и высшего профессионального образования. Из копии лицензии НОУ «<данные изъяты>» и приложения № к лицензии (л.д. <данные изъяты>) усматривается, что НОУ «<данные изъяты>» имеет право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложении (ях) к настоящей лицензии, при соблюдении зафиксированных в нем контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся, воспитанников. Несмотря на свое именование – НОУ «<данные изъяты>», данное учреждение представляет собой фактически школу и руководствуется в своей работе программой для школьных учреждений, утвержденной Министерством образования РФ. Согласно п. 10 Постановления Пленума Верховного суда от 20 декабря 2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года N340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Кроме того, финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с подпунктами 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров, театрально-зрелищных организаций в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными. Учитывая это, а также принимая во внимание, что, сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации. Кроме того, не может послужить основанием для отказа истцу Ариковой Т.Е. в удовлетворении иска то обстоятельство, что в период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя начальных классов НОУ «<данные изъяты>» отсутствуют индивидуальные сведения, поскольку из представленных документов усматривается, что в указанный период Арикова Т.Е. осуществляла педагогическую деятельность, а обязанность по представлению указанных индивидуальных сведений лежит на работодателе. Таким образом, ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> обязано зачесть Ариковой Т.Е. в специальный стаж период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя начальных классов Негосударственного образовательного учреждения «<данные изъяты>». Согласно ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). С учетом того, что в стаж для назначения пенсии Ариковой Т.Е. подлежит включению указанный период, то на день обращения за назначением пенсии – на ДД.ММ.ГГГГ Арикова Т.Е. имела необходимый, не менее 25 лет, стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Следовательно, подлежит удовлетворению требование истца об обязании ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> назначить Ариковой Т.Е. указанную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, исковые требования Ариковой Т.Е. к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № по <адрес> и <адрес> об обязании назначить досрочную пенсию по старости являются законными и обоснованными, а потому подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Ариковой Т.Е. к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № по <адрес> и <адрес> о досрочном назначении трудовой пенсии по старости удовлетворить. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № по <адрес> и <адрес> включить Ариковой Т.Е. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в должности учителя начальных классов Негосударственного образовательного учреждения «<данные изъяты>», и в течение 15 дней со дня вступления в законную силу решения суда назначить Ариковой Т.Е. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ. Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: