Дело № 2-2254/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 мая 2011 года г. Ногинск Московской области Ногинский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Усачёвой И.Г., при секретаре Мухиной Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маслаковой Р.В. к Администрации <данные изъяты> муниципального района Московской области о признании права на заключение договора аренды и об обязании заключить договор аренды земельного участка, УСТАНОВИЛ: Истец Маслакова Р.В. обратилась в суд с иском к Администрации <данные изъяты> муниципального района Московской области о признании права на заключение договора аренды и об обязании заключить договор аренды земельного участка №, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> В обоснование заявленных требований истец Маслакова Р.В. ссылалась на то, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Администрацию <данные изъяты> муниципального района Московской области с заявлением о выделении ей, как инвалиду <данные изъяты> группы в аренду под индивидуальное жилищное строительство земельного участка №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым № расположенного по адресу: <адрес>. Указанный земельный участок является свободным и по информации, распространенной ООО «<данные изъяты>» выставлен на аукцион по продаже в собственность, ориентировочная дата проведения которого была назначена на ДД.ММ.ГГГГ. Имея намерение получить данный земельный участок в аренду, она обратилась в ООО «<данные изъяты>» с уведомлением о приобретении участка и просила приостановить продажу спорного земельного участка. Также истец в обоснование заявленных требований ссылалась на то, что в удовлетворении ее требований Администрацией <данные изъяты> муниципального района Московской области о предоставлении в долгосрочную аренду указанного выше спорного земельного участка было отказано по тем основаниям, что порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной собственности, регламентируется ст.ст.30,30.1 ЗК РФ, и принятие решения о виде права (аренда или собственность) относится к исключительной компетенции Администрации Ногинского муниципального района, а реализация прав инвалидов на первоочередное получение в собственность земельного участка по ИЖС, осуществляется на платной основе по рыночной стоимости без проведения торгов, в связи с чем, ей было предложено приобрести данный земельный участок в собственность платно, за <данные изъяты> руб. С данным отказом истец не согласна, поскольку считает, что действиями ответчика нарушаются ее права как инвалида по первоочередному получению участка в собственность бесплатно, предусмотренному Законом РФ «181-ФЗ от 24.11. 1995 года «О социальной защите инвалидов в РФ», а потому она вынуждена была обратиться в суд с данным иском. Истец Маслакова Р.В. в суд не явилась, о явке в суд извещена. Представитель истца Маслаковой Р.В. - Гапенко А.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержал в полном объеме, приведя суду доводы, аналогичные тем, что изложены выше, о чем также указал в своих письменных объяснениях, приобщенных к материалам дела. Представитель ответчика Администрации <данные изъяты> муниципального района Баскакова Е.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, против удовлетворения иска возражала, представила письменные возражения, в которых ссылалась на то, что согласно ст.17 ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ», инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для ИЖС. Для признания первоочередного права на получение участка, гражданин являющийся инвалидом, обязан обратиться в орган местного самоуправления с заявлением и справкой об установлении инвалидности, а также представить документ о признании его нуждающимся в улучшении жилищный условий. Вместе с тем, не имеется нормы закона, которая устанавливала бы льготный порядок предоставления участка инвалидам. Кроме того, истец зарегистрирована в г. <данные изъяты> Московской области, а обеспечение инвалидов жилой площадью осуществляется по месту их регистрации, в связи с чем, право на первоочередное обеспечение земельным участком инвалид, в том числе Маслакова Р.В., имеет по месту жительства, при условии признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. Кроме того, в силу ст. ст. 28-38 ЗК РФ, предоставление участков находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан осуществляется за плату. Предоставление в собственность земельных участков может осуществляться бесплатно только определенной категории граждан, наделенных таким правом. В силу ст.30.1 ЗК РФ, определение права, на котором будет предоставляться земельный участок, является компетенцией органа местного самоуправления, в связи с чем, Администрация, выставив спорный участок на продажу через аукцион, соблюдя предусмотренную законом процедуру, всего лишь реализовала свое право. Ссылку истца в обоснование иска о нарушении ее прав по причине, что ее обращение о предоставлении ей земельного участка в аренду было оставлено без ответа, считают необоснованным, поскольку письмами № от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, Администрация указала истцу, что в соответствии с действующим законодательством, у истца имеется право приобретения в собственность данного земельного участка без проведения аукциона и по начальной рыночно стоимости, из чего следует, что Администрация не бездействовала и не отказывала истцу в рассмотрении по существу ее заявления, а потому ее прав не нарушала, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований следует отказать. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Маслаковой Р.В., надлежащим образом извещенной о дне, месте и времени слушания дела. Выслушав доводы представителя истца, заслушав возражения представителя ответчика Администрации <данные изъяты> муниципального района Московской области, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям. Согласно ст.11 Земельного Кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. 2. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В соответствии с п.15 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ, до 30.12.2007 года, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено соглашением, заключенным таким лицом с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления. Согласно ч.1, ч. 2 ст. 28 Земельного Кодекса РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. 2. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 29 Земельного Кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. В силу п.1.2, п. 2, п. 2.1. ст. 30 Земельного Кодекса РФ, органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах. 2. Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи. 2.1. Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду. Размер арендной платы за указанный земельный участок определяется в размере земельного налога, установленного законодательством Российской Федерации за соответствующий земельный участок. В соответствии со ст.30.1 Земельного Кодекса РФ, земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. 2. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса. 3. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. В соответствии с ч.1-3, ч.5 ст. 38 Земельного Кодекса РФ, предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка. 2. В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В качестве организатора торгов (конкурсов, аукционов) выступает собственник или действующая на основании договора с ним специализированная организация. 3. Собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка. 5. Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства определяется статьей 38.1 настоящего Кодекса. Согласно ч. 2 ст. 38.1 Земельного Кодекса РФ, аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для индивидуального и малоэтажного жилищного строительства проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение. 3. Аукцион по продаже земельного участка для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка является открытым по составу участников и по форме подачи заявок (далее для целей настоящей статьи - аукцион). 4. В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. 5. Продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка принимает решение о проведении аукциона. 6. В качестве организатора аукциона выступает продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо действующая на основании договора с ним специализированная организация. 7. Продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка определяет начальную цену предмета аукциона, сумму задатка и существенные условия договора, в том числе срок аренды. Начальная цена предмета аукциона (начальная цена земельного участка или начальный размер арендной платы) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. 8. Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, форму и сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в пределах от одного процента до пяти процентов начальной цены предмета аукциона. 9. Извещение о проведении аукциона опубликовывается организатором аукциона в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, и размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте организатора аукциона в сети "Интернет". Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы. Согласно ст. 17 ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 года, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Согласно п.1, п.3, п.5, 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07. 996 года за № 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленными порядком и положениями настоящих правил. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется: по месту жительства – специально уполномоченным органов местного самоуправления либо специально назначенным должностным лицом; по месту работы – на предприятиях, в учреждениях и других организациях, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или в оперативном управлении. Инвалиды могут состоять на учете для улучшения жилищных условий одновременно по месту работы и по месту жительства. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принятые на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке. Инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Судом, из исследованных по делу доказательств установлено, что земельный участок №, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <адрес> категория – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – индивидуальная жилая застройка, площадью <данные изъяты> кв.м., находится в муниципальной собственности и принадлежит Администрации <данные изъяты> муниципального района Московской области. Решением межведомственной комиссии по землепользованию и градостроительному регулированию на территории <данные изъяты> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с обращением гражданина Зацепина А.М. о предоставлении земельного участка в собственность, Комитету по управлению имуществом Администрации было разрешено оформить землеустроительное дело указанного выше земельного участка для последующей его реализации через аукцион (л.д<данные изъяты>). Финансирование расходов, связанных с проведением работ по формированию земельного участка осуществлялось гр. ФИО1 В ДД.ММ.ГГГГ, указанный выше земельный участок был сформирован на Комитет по управлению имуществом Администрации <данные изъяты> муниципального района Московской области и выставлен на аукцион. В период, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в средствах массовой информации неоднократно публиковались сообщения о продаже данного земельного участка с аукциона по цене в размере <данные изъяты> руб. Указанные выше обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела копий письма зам. руководителя администрации <данные изъяты> района ФИО2 и копиями газеты «<данные изъяты>» за №, №, №, № (л.д.<данные изъяты>). ДД.ММ.ГГГГ, истец Маслакова Р.В., являющаяся инвалидом <данные изъяты> группы бессрочно, постоянно зарегистрированная и проживающая по адресу: <адрес>, обратилась в Администрацию <данные изъяты> муниципального района Московской области с заявлением о выделении ей как инвалиду <данные изъяты> группы в аренду, под индивидуальное жилищное строительство, выше указанного земельного участка №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым № расположенного по адресу: <адрес> Указанный выше земельный участок является свободным и по информации, распространенной ООО «<данные изъяты>», выставлен на аукцион, по продаже в собственность, ориентировочная дата проведения которого была назначена на ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Маслакова Р.В. обратилась в ООО «<данные изъяты>» с заявлением о намерении получить данный земельный участок в аренду, в связи с чем, просила приостановить процедуру продажи земельного участка с аукциона, поскольку в случае отчуждения права собственности на участок в пользу третьего лица, будет нарушено ее право на первоочередное получение участка в аренду (л.д.<данные изъяты>). Письмом Администрации <данные изъяты> муниципального района Московской области, выданного за подписью зам. руководителя администрации ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, Маслаковой Р.В. было разъяснено, что порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной собственности регламентируется ст. 30, ст. 30.1 ЗК РФ, принятие решения о виде права (аренда или собственность) относится к исключительной компетенции администрации <данные изъяты> муниципального района. Реализация прав инвалидов на первоочередное получение в собственность земельного участка по ИЖС, осуществляется на платной основе по рыночной стоимости, без проведения торгов, в связи с чем ей было предложено приобрести данный земельный участок в собственность платно, за <данные изъяты> руб. (л.д.<данные изъяты>). ДД.ММ.ГГГГ Маслакова Р.В. повторно обратилась в Администрацию <данные изъяты> муниципального района с заявлением о предоставлении указанного выше земельного участка в аренду (л.д.<данные изъяты>). Письмом зам. руководителя администрации ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ за №, истцу дополнительно было сообщено, что Администрацией решения о предоставлении в аренду земельного участка не принималось, поскольку данный земельный участок подлежит продаже с аукциона в собственность (л.д.<данные изъяты>). Также судом в ходе рассмотрения дела установлено, что указанный выше спорный земельный участок до настоящего времени не продан, и в связи с обращением Маслаковой Р.В., а также наличием спора в суде, процедура проведения аукциона по отчуждению участка в собственность приостановлена, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ выданной за подписью директора филиала <данные изъяты> Учитывая выше изложенные обстоятельства, и принимая во внимание тот факт, что в силу действующего законодательства – ст. 11 и ст. 29 Земельного Кодекса РФ, право управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, решение вопроса о том, на каком праве (собственности, аренды) и каким способом производить отчуждение или передачу земельных участков третьим лицам (торги, аукцион), относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления - то есть Администрации <данные изъяты> муниципального района, которой ранее уже, как собственником земли было принято решение об отчуждении участка путем его продажи с аукциона, суд приходит к выводу, что законных оснований для обязания собственника земли- Администрации <данные изъяты> муниципального района заключить с Маслаковой Р.В. договор аренды земельного участка, не имеется, а потому требования Маслаковой Р.В. удовлетворению не подлежат. Кроме того, поскольку право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства имеют инвалиды, которые в установленном законом порядке поставлены на учет и признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту своей регистрации, включены в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке, а истец Маслакова Р.В., место регистрации или место работы в <данные изъяты> районе не имеет, постоянно зарегистрирована в г. <данные изъяты> Московской области, не представила суду никаких доказательств нахождения ее на очереди по улучшению жилищных условий, суд также отказывает Маслаковой Р.В. в удовлетворении ее требований о признании за ней преимущественного права на заключение договора аренды указанного выше спорного земельного участка. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Маслаковой Р.В. к Администрации <данные изъяты> муниципального района Московской области о признании права на заключение договора аренды и об обязании заключить договор аренды земельного участка, - отказать. Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: