Дело № РЕШЕНИЕ СУДА Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30 августа 2011 года гор. Ногинск Московской области Ногинский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи ПоповойН.А., при секретаре Бережковой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Литвиненко А.В. об оспаривании действий Командующего Космическими войсками Министерства обороны России, Установил: ЛитвиненкоА.В. обратился в Ногинский городской суд Московской области с исковым заявлением, в котором указал, что он был досрочно уволен с военной службы приказом Министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ и исключен из списков личного состава ДД.ММ.ГГГГ Имеет квартиру в закрытом военном городке <адрес>. После увольнения изъявил желание на отселение из закрытого военного городка путем получения государственного жилищного сертификата (далее по тексту – ГЖС). При этом его ежегодно включали в списки на получение ГЖС. ДД.ММ.ГГГГ командующим Космическими войсками был утвержден список граждан-получателей ГЖС в ДД.ММ.ГГГГ по Космическим войскам, согласно которому Литвиненко и члены его семьи должны быть обеспечены ГЖС согласно норм, установленных действующим законодательством. ДД.ММ.ГГГГ ЛитвиненкоА.В. лично обратился к командующему Космическими войсками с просьбой обеспечить его и членов его семьи ГЖС, на что получил ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором говорится, что в ДД.ММ.ГГГГ. Министерством регионального развития Российской Федерации субсидии на переселение граждан из закрытых военных городков путем участия в подпрограмме «Государственные жилищные сертификаты» не выделялись и ГЖС он будет обеспечен при поступлении денежных средств. Полагая свои права нарушенными ЛитвиненкоА.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд и просил признать действия командующего Космическими войсками в части невыдачи ГЖС на него и членов его семьи: жену – ФИО1, дочерей – ФИО2 и ФИО3 незаконными и обязать указанное должностное лицо обеспечить его и членов его семьи ГЖС. Истец Литвиненко А.В., надлежащим образом уведомленный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился. Его интересы по доверенности представлял СоколовскийА.М., который заявленные требования полностью поддержал. Представитель ответчика - Командующего Космическими войсками Министерства обороны России, в суд не явился, представил в суд отзыв, в котором указал, что заявленные требования не признает по следующим основаниям. Требования Литвиненко А.В. неправомерны по следующим основаниям. В соответствии с п. «в» ст. 59 Положения о прохождении военной службы офицерским составом Вооруженных Сил (по сокращению штатов) на основании Приказа Министра обороны Российской Федерации (по личному составу) от ДД.ММ.ГГГГ № лейтенант Литвиненко А.В. уволен в запас, в связи с сокращением Вооруженных Сил и приказом командира войсковой части 61437 от ДД.ММ.ГГГГ № (по строевой части) исключен из списков личного состава части. Права на предоставление жилого помещения, предусмотренные ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» на него не распространяются, так как его выслуга составляет 6 лет в календарном исчислении. Заявитель и члены его семьи имеют право только на участие в федеральной целевой программе «Жилище», исключительно как граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков. Ни Министерство обороны РФ, ни командование Космических войск названную программу не финансируют и правом выпускать государственные жилищные сертификаты (ГЖС) не наделены. В ответе на обращение Литвиненко А.В. к командующему Космическими войсками от ДД.ММ.ГГГГ исх № начальник инженерно-технического управления Космических войск сообщил заявителю, что в ДД.ММ.ГГГГ Министерством регионального развития РФ субсидии на переселение граждан из закрытых военных городков путем участия в подпрограмме «Государственные жилищные сертификаты» не выделялись. Таким образом, никаких отказов в выдаче Литвиненко А.В. ГЖС командующий Космическими войсками не направлял. Все меры, предусмотренные требованиями приказа Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, для обеспечения Литвиненко А.В. и членов его семьи ГЖС командованием Космических войск выполнены в полном объеме - руководителю Департамента жилищного обеспечения МО РФ направлены списки получателей государственных жилищных сертификатов на увольняемых военнослужащих, граждан, подлежащих отселению из закрытых военных городков с ходатайством об оформлении указанным в списках гражданам ГЖС (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ). Других способов обеспечения командованием Космических войск Литвиненко А.В. и членов его семьи ГЖС законодательством не предусмотрено. Просят в требованиях Литвиненко А.В. об оспаривании действий командующего Космическими войсками, связанных с отказом в выдаче жилищного сертификата, отказать в полном объеме, как не основанных на законе. Третьи лица: ФИО1, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3, ФИО2, надлежащим образом уведомленные о месте и времени судебного заседания, в суд не явились. От них поступили нотариально заверенные заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, в которых указали, что подтверждают свое согласие на получение жилищного сертификата Литвиненко А.В. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся: представителя ответчика - Командующего Космическими войсками Министерства обороны России, третьих лиц: ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3, ФИО2 Суд, выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствие с п.3 ст.49 ЖКРФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются малоимущим и иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖКРФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. К категории граждан, которым предоставляется жилье бесплатно, относятся военнослужащие, которым в соответствии с п.1 ст.15 Закона РФ от 22 января 1993 года №4338-1 "О статусе военнослужащих" и последующим (действующим в настоящее время) Федеральным законом от 27 мая 1998г. №76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует предоставление жилых помещений. В статье 15 указанного закона предусмотрено право военнослужащих и членов их семей на жилище. Согласно п.14 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. С целью обеспечения жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001г. №675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы" была утверждена программа, в числе которой утверждена подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010гг.». Основной задачей подпрограммы является финансовая поддержка граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета (далее - социальные выплаты), а также путем предоставления жилых помещений (квартир) в многоквартирных домах (далее - жилые помещения), приобретенных за счет средств федерального бюджета. В соответствие с подпунктом б пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006г. №153 право на участие в подпрограмме и соответственно получение государственных жилищных сертификатов имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков. ЛитвиненкоА.В. подал документы на обеспечение ГЖС на себя и членов семьи и установленным порядком ежегодно включался командованием в списки граждан-получателей ГЖС. Но ГЖС так и не получил вплоть до окончания срока действия указанной программы. Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. №1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы" была утверждена следующая федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015годы, в рамках которой право на получение государственного жилищного сертификата за счет средств федерального бюджета имеют граждане, подлежащие отселению из закрытых военных городков (абзац 9 раздела II Цели и задачи подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015годы). Из анализа указанных и других правовых норм следует, что выдача государственных жилищных сертификатов уволенным с военной службы военнослужащим, подлежащих отселению из закрытых и обособленных военных городков, является самостоятельным основанием к выдаче государственных жилищных сертификатов, производится независимо от времени выслуги военной службы, связана со спецификой данных населенных пунктов, необходимостью отселения из них лиц утративших связь с военной службой. Таким образом, право у ЛитвиненкоА.В. на получение ГЖС есть и оно подтверждается самим ответчиком в письменном ответе истцу. Но это право не реализуется в течение более 18 лет. Пункт 2 статьи 314 ГК РФ трактует, что в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства. Разумный срок предполагает период времени, необходимый для совершения действия, предусмотренного обязательством. Понятие разумного срока является оценочным и должно устанавливаться для каждой конкретной ситуации отдельно исходя из характера обязательства, взаимоотношений сторон, условий, влияющих на возможность своевременного исполнения, и других имеющих значение обстоятельств. В соответствии со ст.78 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ от 10 ноября 2007г. №1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" командир (начальник) обязан принимать меры, направленные на решение бытовых вопросов и обеспечение правовой и социальной защиты, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, при необходимости ходатайствовать за них перед старшими начальниками. То есть обеспечить семью ЛитвиненкоА.В. государственным жилищным сертификатом прямая обязанность командующего Космическими войсками. Тем более, что в соответствии с приказом Минобороны РФ от 12 сентября 2003г. №324 "О государственной регистрации юридических лиц" командующий Космическими войсками является еще и руководителем федерального государственного учреждения «Командование Космических войск», где также есть оборотные денежные средства. ЛитвиненкоА.В. в соответствии со статьей 247 ГПК РФ в своем заявлении указал, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие его права и свободы нарушены этими решениями, действиями (бездействием). В соответствии со статьей 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) должностного лица возлагаются на лицо, которое совершило оспариваемые действия (бездействие). Конституция Российской Федерации является законом прямого действия и отсутствие денежных средств не может служить основанием нарушения конституционного права человека. Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Литвиненко А.В. об оспаривании действий Командующего Космическими войсками Министерства обороны России – удовлетворить. Признать действия Командующего Космическими войсками Министерства обороны России в части невыдачи Государственного жилищного сертификата на Литвиненко А.В. и членов его семьи: жену – ФИО1 и дочерей – ФИО2, ФИО3 незаконными. Обязать Командующего Космическими войсками Министерства обороны России обеспечить Литвиненко А.В. и членов его семьи государственным жилищным сертификатом по установленным законодательством нормам. Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной редакции. Судья: