13 мая 2011 года Ногинский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Севериной М.Б., с участием адвоката Крылышкиной В.Г., при секретаре Великановой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петрушиной Н.В. к Администрации <данные изъяты> муниципального района Московской области о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации, у с т а н о в и л: Истец Петрушина Н.В. обратилась в суд с иском к Администрации <данные изъяты> муниципального района Московской области о признании права собственности на земельный участок № площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Ногинский <данные изъяты> в порядке приватизации, обосновывая заявленные требования тем, что указанным земельным участком она пользуется с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается ее членской книжкой, и в силу действующего законодательства она имеет право на получение данного участка в собственность бесплатно. Кроме того, в обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что земельный участок под коллективное садоводство площадью <данные изъяты> га, на котором впоследствии было образовано СНТ «<данные изъяты>», был отведен <данные изъяты> пассажирскому автохозяйству из земель Госземфонда на основании решения исполкома Мособлсовета от ДД.ММ.ГГГГ за №р. План отвода земельного участка в границах, указанных в плане, был утвержден решением исполкома <данные изъяты> горсовета, что подтверждается Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ заседания исполкома <данные изъяты> Горсовета депутатов трудящихся. В ДД.ММ.ГГГГ на данном земельном участке было создано СНТ «<данные изъяты>», зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <данные изъяты> района, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ. К ДД.ММ.ГГГГ СНТ «<данные изъяты>» был освоен дополнительный земельный участок площадью <данные изъяты> га. В ДД.ММ.ГГГГ СНТ стало готовить документы для оформления членам СНТ права собственности на находящиеся в их пользовании земельные участки. ДД.ММ.ГГГГ СНТ «<данные изъяты>» было разрешено сформировать землеустроительное дело на земельный участок площадью <данные изъяты> га, а также на земельный участок площадью <данные изъяты> га. ДД.ММ.ГГГГ СНТ «<данные изъяты>» передал документы на все земельные участки, в том числе и земельный участок истца, в Управление сельского хозяйства и земельных отношений Администрации <данные изъяты> муниципального района МО. Однако ответом за № от ДД.ММ.ГГГГ СНТ было уведомлено о нехватке некоторых документов, а также о том, что часть земельных участков, включая участок истца, попадают в зону резервирования для государственных нужд в целях строительства автодороги «<данные изъяты>» в Московской области. С указанными доводами истец не согласна, поскольку считает, что именно администрация <данные изъяты> муниципального района имеет полномочия на распоряжение земельным участком, выделенным под СНТ, а также в связи с тем, что до настоящего времени проект строительства автомобильной дороги «<данные изъяты>» не разработан, не согласован, не утвержден, и сроки разработки проекта не определены. Кроме того, истец Петрушина Н.В. считает, что Администрация <данные изъяты> муниципального района не представила никаких доказательств того, что земельные участки истца попадают в зону резервирования земель для государственных и муниципальных нужд, а потому нет никаких оснований для отказа в передаче ей в собственность в порядке приватизации находящегося у нее в пользовании земельного участка. В судебное заседание истец Петрушина Н.В. не явилась, о явке в суд извещена надлежащим образом. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Петрушиной Н.В. Представитель истца Петрушиной Н.В. – Крылышкина В.Г. иск Петрушиной Н.В. поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить, дала суду объяснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика - Администрации <данные изъяты> муниципального района Московской области - Баскакова Е.С. в судебном заседании иск Петрушиной Н.В. не признала, ссылаясь на то, что испрашиваемый земельный участок № площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>» попадает в зону резервирования для размещения объектов транспортной инфраструктуры согласно Постановлению Правительства МО от 29.12.2005 г. №996/52 «О мерах по строительству платной автомобильной дороги «<данные изъяты>» в Московской области, принятому до вступления в силу Федерального закона от 10.05.2007 года № 69-ФЗ. Представитель ответчика - Администрации <данные изъяты> муниципального района Московской области - Баскакова Е.С. считает несостоятельной ссылку истца на отсутствие у Администрации <данные изъяты> муниципального района Московской области документов, подтверждающих государственную регистрацию ограничений прав. Постановление Правительства МО от 29.12.2005 года № 996/52 «О мерах по строительству платной автомобильной дороги «<данные изъяты>» в Московской области было принято до утверждения Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 года № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд» Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд. Учитывая ст. 9 Федерального закона № 69-ФЗ от 10.05.2007 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд» осуществляемого до дня вступления в силу данного закона, являются юридически значимыми, в связи с чем Постановление Правительства МО от 29.12.2005 года № 996/52 подлежит применению. Представитель третьего лица - СНТ «<данные изъяты>» - Рыженкова Т.Б. в судебном заседании иск Петрушиной Н.В. поддержала. Представитель третьего лица - Министерства транспорта Московской области Казимиров А.Н. в судебном заседании против удовлетворения иска Петрушиной Н.В. возражал, ссылаясь на то, что согласно пункту 1 постановления Правительства Московской области от 29.12.2005 года № 996/52 «О мерах по строительству платной автомобильной дороги «<данные изъяты>» в Московской области» зарезервированы земельные участки в зоне строительства платной автомобильной дороги «<данные изъяты>» (далее - постановление Правительства Московской области № 996/52), проходящей по территории <данные изъяты> муниципальных районов Московской области. По информации Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области следует, что южная часть территории СНТ «<данные изъяты>» расположена в границах территорий, зарезервированных постановлением Правительства Московской области № 996/52. На рассматриваемой территории зарезервирована полоса шириной <данные изъяты> м в каждую сторону относительно прямой линии на юго-восток вдоль технической зоны ЛЭП от пересечения автомобильных дорог <данные изъяты>» и А-107 <данные изъяты>) до точки изменения направления ЛЭП на северо-восток на расстоянии <данные изъяты> м восточнее оси автомобильной дороги А-107 <данные изъяты> (Письма Главархитектуры Московской области от 07.08.2009 года №4/1188 и от 22.04.2010 года № 4/543). На основании представленных графических материалов, рассматриваемые земельные участки в СНТ «<данные изъяты>» расположены в южной части территории СНТ «<данные изъяты>» и в границах территорий, зарезервированных постановлением Правительства Московской области № 996/52. Таким образом, садовый земельный участок истца Петрушиной Н.В. расположен в границах территорий, зарезервированных постановлением Правительства Московской области № 996/52. Кроме того, пунктом 2 постановления Правительства Московской области № 996/52 установлено, что Министерство транспорта Московской области и Министерство имущественных отношений Московской области осуществляют согласование предоставления находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, а также строительство и реконструкцию зданий, строений и сооружений в границах зарезервированных земельных участков в зоне строительства платной автомобильной дороги «<данные изъяты>». Однако истец по вопросу согласования предоставления в собственность земельного участка в адрес Министерства транспорта Московской области не обращалась. Также в материалах дела отсутствует согласование Министерства имущественных отношений Московской области о предоставлении в собственность истца спорного земельного участка. Представитель третьего лица - Министерства имущественных отношений Московской области, надлежащим образом извещенный о явке в суд, в судебное заседание не явился. С согласия лиц, участвующих в деле, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства имущественных отношений Московской области. Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явился, о явке в суд извещен надлежащим образом, представил в суд заявление о рассмотрение дела в отсутствие представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области. Представитель третьего лица – Главного Управления архитектуры и градостроительства Московской области в судебное заседание не явился, о явке в суд извещен надлежащим образом, представил в суд заявление о рассмотрение дела в отсутствие представителя Главного Управления архитектуры и градостроительства Московской области. Согласно письменному отзыву Главного Управления архитектуры и градостроительства Московской области, схемой территориального планирования Московской области – основные положения градостроительного развития, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 11.07.2007 года №517/23, предусмотрено строительство платной автомобильной дороги «<данные изъяты>» протяженностью <данные изъяты> км по параметрам 1 категории количеством полос движения <данные изъяты>. Южная часть территории СНТ «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>, находится в границах территорий, зарезервированных под строительство автодороги «<данные изъяты>» в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 29.12.2005 года № 996/52 «О мерах по строительству платной автомобильной дороги «<данные изъяты>» в Московской области». Ширина зарезервированных территорий в районе размещения СНТ «<данные изъяты>» составляет <данные изъяты> м в каждую сторону относительно прямой линии на юго-восток вдоль технической зоны ЛЭП от пересечения автомобильных дорог <данные изъяты> и А-107 <данные изъяты> до точки изменения направления ЛЭП на северо-восток на расстоянии <данные изъяты> м восточнее оси автомобильной дороги А-107 <данные изъяты>. На данный момент, по имеющимся материалам Главархитектура Московской области не имеет возможности определить местоположение конкретных садовых участков СНТ «<данные изъяты>» относительно границ территорий, зарезервированных указанным постановлением Правительства Московской области от 29.12.2005 года № 996/52 (л.д. <данные изъяты>). С согласия лиц, участвующих в деле, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и Главного Управления архитектуры и градостроительства Московской области. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции РФ). Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (п. 2 ст. 35 Конституции РФ). Согласно абзацу 5 п. 2.1 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации» № 137-ФЗ от 25.10.2001 года переоформление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке, установленном статьей 28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. Согласно п.п. 1-4 ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок. Обязательным приложением к представляемому в соответствии с настоящей статьей документу является кадастровый план соответствующего земельного участка. Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок осуществляется также в случае, если: сведения о площади земельного участка, содержащиеся в представленном в соответствии с настоящей статьей документе, не соответствуют данным кадастрового плана такого земельного участка. В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Местоположение границ земельного участка определяется в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 года № 221-ФЗ. Согласно ч. 9 ст. 38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 года № 221-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. В соответствии со ст. 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 года № 137-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, о также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли. В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 года № 137-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Судом установлено, что решением исполнительного комитета Московского областного Совета депутатов трудящихся №-р от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> пассажирскому автохозяйству (ныне автоколонна № – филиал ГУП МО «<данные изъяты>») под коллективное садоводство из земель Госземфонда был отведен земельный участок общей площадью <данные изъяты> га. Решением исполнительного комитета <данные изъяты> городского Совета депутатов трудящихся - протокол № от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден план отвода указанного земельного участка. Постановлением Администрации <данные изъяты> района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № было зарегистрировано садоводческое товарищество «<данные изъяты>», организованное в ДД.ММ.ГГГГ при автоколонне № на земельном участке площадью <данные изъяты> га <адрес> Позднее СТ «<данные изъяты>» было переименовано в СНТ «<данные изъяты>», внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным номером <данные изъяты>. На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что правоустанавливающим документом для реализации прав членов СНТ «<данные изъяты>» на приватизацию земельных участков, находящихся в их пользовании, следует считать постановление Главы администрации <данные изъяты> района Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации СНТ «<данные изъяты>», организованного на земельном участке площадью <данные изъяты> га, что соответствует действующему порядку оформления прав на земельные участки, предоставленные для ведения коллективного садоводства при организациях различной организационно-правовой формы, установленному земельным законодательством Российской Федерации. Из материалов дела следует, что Петрушина Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ является членом СНТ «<данные изъяты>» и в ее пользовании находится земельный участок № площадью <данные изъяты> кв.м с расположенным на нем садовым домом и хозблоком (л.д. <данные изъяты> – копия членской книжки, л.д. <данные изъяты> - описание местоположения границ земельного участка, л.д. <данные изъяты> - копия выкопировки из плана СНТ, л.д. <данные изъяты> - копия заключения правления СНТ). Земельный участок истца № находятся в границах территории садового товарищества, занятой садовыми участками, то есть в пределах землеотвода. Истец обратилась в специализированную землеустроительную организацию ООО «<данные изъяты>» за подготовкой проекта границ земельного участка, находящегося в ее пользовании. После выезда на место и обмеров площадь земельного участка № составила <данные изъяты> кв.м (л.д. <данные изъяты>). Согласование границ указанного земельного участка со смежными землепользователями произведено (л.д. <данные изъяты>). Истец получила земельный участок до ДД.ММ.ГГГГ, а потому вправе получить его в собственность бесплатно. ГУП МО «<данные изъяты>» и её филиал автоколонна № от своих прав на указанный земельный участок отказались, что подтверждается письмом за подписью директора автоколонны № ФИО № от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного Главе <данные изъяты> района ФИО 1 Решение о предоставлении спорного земельного участка было принято органом местного самоуправления до введения в действие Земельного кодекса РФ. Отвод был произведен из земель государственного земельного фонда советской организации для ведения коллективного садоводства путем создания садоводческого товарищества, зарегистрированного в установленном порядке. На указанном земельном участке отсутствуют объекты недвижимости, относящиеся к федеральной собственности. В связи с этим, суд считает, что отсутствуют основания, предусмотренные п. 1 ст. 3.1 Федерального закона №137-ФЗ от 25.10.2001 года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», для отнесения данного земельного участка к собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, таким образом, указанный земельный участок находится в государственной не разграниченной собственности. В соответствии с п. 10 п. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 года № 137-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) распоряжение такими земельными участками осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, в данном случае - Администрацией <данные изъяты> муниципального района Московской области, которая является по настоящему делу надлежащим ответчиком. В соответствии со ст. 70.1 ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Также судом установлено, что согласно п. 2 постановления Правительства Московской области от 29.12.2005 года № 996/52 «О мерах по строительству платной автомобильной дороги «<данные изъяты>» в Московской области» предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, а также строительство и реконструкция зданий, строений и сооружений в границах зарезервированных земельных участков, указанных в п.1 настоящего Постановления, осуществляется по согласованию с Министерством транспорта Московской области и Министерством имущественных отношений Московской области. Министерство транспорта Московской области и Министерство имущественных отношений Московской области являются третьими лицами по настоящему гражданскому делу. Представитель Министерства транспорта Московской области Казимиров А.Н., возражая против заявленных истцом требований, ссылался на то, что, поскольку спорный земельный участок находится в южной части территории СНТ «<данные изъяты>», то он попадает в зону зарезервированной земли. Однако пояснил, что по представленному картографическому материалу точно сказать о вхождении спорного земельного участка в зону резервирования не представляется возможным. Согласно письмам Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области, на данный момент по имеющимся материалам Главархитектура Московской области не имеет возможности определить местоположение конкретных садовых участков СНТ «<данные изъяты>» относительно границ территорий, зарегистрированных постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что земельный участок, находящийся в пользовании истца, является земельным участком ранее предоставленным по решению исполнительного комитета Московского областного Совета депутатов трудящихся №-р от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> пассажирскому автохозяйству (ныне автоколонна № – филиал ГУП МО «<данные изъяты>») под коллективное садоводство из земель Госземфонда, в границах землеотвода. Доказательств того, что именно спорный земельный участок № в СНТ «<данные изъяты>» изъят из оборота, или в отношении данного земельного участка существует запрет на приватизацию, ответчиком суду не представлено. На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Петрушиной Н.В. к Администрации <данные изъяты> муниципального района Московской области о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Петрушиной Н.В. к Администрации <данные изъяты> муниципального района Московской области о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации удовлетворить. Признать за Петрушиной Н.В. в порядке приватизации право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель - «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования - «для садоводства», расположенный по адресу: <адрес>, в границах и конфигурации, описанных в карте (плане) границ земельного участка, составленной ООО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ: от <данные изъяты> м. Решение суда является основанием для государственной регистрации права собственности Петрушиной Н.В. на указанный земельный участок. Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: