о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного пользования объектами социальной инфраструктуры гражданами-инвалидами



Дело

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

12 сентября 2011 года

Ногинский городской суд Московской области в составе

председательствующего судьи Мурзиной А.Г.,

при секретаре Франчук М.А.,

с участием помощника Ногинского городского прокурора Ситниковой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <данные изъяты> межрайонного прокурора <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц к ФГУ « <данные изъяты>» о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного пользования объектами социальной инфраструктуры гражданами – инвалидами,

УСТАНОВИЛ:

<данные изъяты> межрайонный прокурор <данные изъяты> обратился в суд с искомв интересах неопределенного круга лиц к ФГУ « <данные изъяты>» о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного пользования объектами социальной инфраструктуры гражданами – инвалидами, и просил суд:

Обязать ФГУ «<данные изъяты>» обеспечить переоборудование светофорных пешеходных переходов, расположенных:

1. <адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес> для обеспечения дублирования звуковыми сигналами световых сигналов, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации <адрес>.

В обоснование своих исковых требований истец ссылался на то, что граждане – инвалиды в силу своего состояния здоровья являются социально уязвимой категорией граждан, в связи с этим, Конституцией РФ, Федеральными законами и иными нормативными актами предусмотрены меры социальной поддержки инвалидов. В соответствии со ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» организации независимо от организационно – правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Одним из основных принципов законодательства с градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. Комплексный анализ норм, содержащихся в абзаце 2 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ, позволяет сделать вывод о том, что планировка, проектирование и оборудование объектов общего пользования в городах и других населенных пунктах, а также разработка и производство средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Согласно абзацу 3 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством РФ. Согласно п. 2.9.3. Ведомственных строительных норм проектирования среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения (ВСН 62-91 от 04.10.1991 г. № 134), которые распространяются на проектирование, планировку и застройку населенных мест, разработку проектов на строительство новых и реконструкцию эксплуатируемых зданий и сооружений в целях создания полноценной среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения, в общественных местах массового посещения и скопления людей следует предусматривать возможность дублирования визуальной и звуковой информации. Светофоры и устройства, регулирующие движение пешеходов через транспортные коммуникации, а также в местах, представляющих опасность для людей с полной или частичной потерей зрения, должны дублироваться звуковыми сигналами. В ходе проверки, проведенной <данные изъяты> межрайонной прокуратурой установлено, что на автомобильной дороге <данные изъяты>, проходящей через <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ находится <данные изъяты> светофорных объекта, расположенных:

1. <адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес> для обеспечения дублирования звуковыми сигналами световых сигналов, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации <адрес>.

Данные светофорные объекты не оборудованы средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов пешеходных светофоров. Согласно распоряжения № 883 от 08.04.2010 года «О безвозмездной передаче движимого имущества из собственности муниципального образования <адрес> в федеральную собственность» указанные светофорные объекты переданы в федеральную собственность. Согласно распоряжения № 1170 от 04.05.2010 года «О закреплении движимого имущества за ФГУ «<данные изъяты>» указанные светофорные объекты закреплены на праве оперативного управления за ФГУ «<данные изъяты>». В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», устанавливающий обязанность организаций независимо от организационно-правовых форм создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) по обеспечению беспрепятственного пользования объектами социальной инфраструктуры, принят в 1995 ДД.ММ.ГГГГ. Однако, несмотря на это, светофорные объекты не отвечает требованиям, предъявляемым вышеуказанным Федеральному закону и Ведомственным строительным нормам проектирования среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения от 04.10.1991 года № 134. Таким образом, несоблюдение вышеуказанных требований действующего законодательства является нарушением основ социального государства, установленных ст. 7 Конституции РФ, а также прав и свобод граждан, установленных ст. ст. 18, 19, 45 Конституции РФ.

В судебном заседании представитель <данные изъяты> межрайонной прокуратуры <данные изъяты> - помощник <данные изъяты> городского прокурора Ситникова А.С. исковые требования поддержал в полном объеме, дал объяснения аналогичные доводам искового заявления.

Представители ответчика ФГУ «<данные изъяты>» Шарова Т.С. исковые требования <данные изъяты> межрайонной прокуратуры <данные изъяты> не признала, в обоснование своих возражений пояснила, что ФГУ «<данные изъяты>» финансируется из федерального бюджета. В соответствии со ст. 154 БК РФ органы исполнительной власти являются распорядителями бюджетных средств, согласно ст. 161 БК РФ бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, в пределах лимитов бюджетных обязательств доведенных ему распорядителем бюджетных средств. В бюджетной смете ФГУ «<данные изъяты>» отсутствуют расходы на изменение проекта по установке светофорных объектов с учетом установки дополнительных звуковых сигналов, таким образом, если бюджетное учреждение осуществит данные расходы, то это приведет к последствиям указанным в п. 5 ст. 161 БК РФ и ст. 285.1 УК РФ. Полномочия по рассмотрению и утверждению бюджетной сметы в соответствии со ст. 153 БК РФ принадлежит законодательным представительным органам, по представлению на рассмотрение органам исполнительной власти. <данные изъяты> межрайонная прокуратура не приводит в исковом заявлении доказательств, что данными пешеходными переходами регулярно пользуются слепые и слепоглухие пешеходы, в адрес учреждения не поступало сообщений ни от Администрации <адрес>, ни от жителей о необходимости установки дополнительных звуковых сигналов на светофорные объекты, а условие о регулярности пользования указанными пешеходными переходами слепыми и слепоглухими пешеходами является обязательным в соответствии с ГОСТ <данные изъяты> и ГОСТ <данные изъяты>.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Статьей 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон) к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 названного Закона светофоры относятся к элементам обустройства автомобильных дорог.

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Правила применения технических средств организации дорожного движения (дорожных светофоров) регламентированы ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств (утвержден Приказом урегулирования от 15.12.2004 N120-СТ) и ГОСТ Р51648-2000 «Сигналы звуковые и осязательные, дублирующие сигналы светофора, для слепых и слепоглухих людей».

Согласно ГОСТа Р51648-2000 «Сигналы звуковые и осязательные, дублирующие сигналы светофора, для слепых и слепоглухих людей» (раздел 1 «Область применения») настоящий стандарт распространяется на технические средства реабилитации слепых и слепоглухих людей и устанавливает параметры звуковых и осязательных сигналов, дублирующих сигналы светофора, предназначенного для регулирования движения пешеходов через проезжие части дорог и установленного на пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые и слепоглухие пешеходы.

Согласно п.7.4.3. ГОСТа Р52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» на пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые и слабовидящие пешеходы, дополнительно к светофорной сигнализации применяют звуковую сигнализацию, работающую в согласованном режиме с пешеходными светофорами.

Таким образом, в соответствии с ГОСТ Р 51648-2000 и ГОСТ Р 52289-2004 необходимым условием для установки звуковых сигналов, дублирующих светофорные сигналы пешеходных переходов является о регулярное пользования указанными пешеходными переходами слепыми и слабовидящими пешеходами.

Вместе с тем, судом установлено, что в районе действия светофорных объектов, установленных на:

1. <адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес> для обеспечения дублирования звуковыми сигналами световых сигналов, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации <адрес>, не имеются жилые дома, дома инвалидов, где проживают слабовидящие и слепые граждане, или другие подобные объекты инфраструктуры, а также специализированные предприятия, на которых работают слепые, либо слабовидящие граждане.

Согласно письму <данные изъяты> межрайонной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ иск заявлен в интересах неопределенного круга лиц. Иск заявлен, в том числе, и в интересах тех граждан, которые будут проживать на территории <адрес> и <адрес>. Специализированные предприятия, на которых работают слепые, либо слабовидящие граждане, на территории района и города отсутствуют.

Судом установлено, что Федеральная автодорога <данные изъяты> проходит через <адрес>. На данном участке автодороги расположены регулируемые пешеходные переходы, обозначенные светофорами (<данные изъяты>) для обеспечения дублирования звуковыми сигналами световых сигналов, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации <адрес>.

Согласно пункта 3.2 Устава ФГУ «<данные изъяты>» предметом деятельности Управления является организация выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них.

Также судом установлено, что в адрес ФГУ «<данные изъяты>» не поступало сообщений ни от Администрации <адрес>, ни от жителей города о необходимости установки дополнительных звуковых сигналов на светофорные объекты.

Светофорные объекты на <данные изъяты> были установлены ФГУ «<данные изъяты>» в составе объекта капитального ремонта автодороги <данные изъяты> на основании разработанного и утвержденного инженерного проекта, который был согласован с Администрацией <адрес>, ОГИБДД <данные изъяты>.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований.

Согласно ч. 2 ст. 55 ГПК РФ доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

Таким образом, истцом не представлено доказательств в обоснование его доводов о том, что ФГУ «<данные изъяты>» функции по осуществлению дорожной деятельности в части оборудования пешеходных светофорных объектов звуковыми сигналами, дублирующими световые сигналы, не выполняются. Истцом не представлены доказательства того, что данными пешеходными переходами, расположенными на регулируемых перекрестках <адрес> <данные изъяты> регулярно пользуются слепые и слабовидящие пешеходы и соответственно доказательства необходимости оборудования указанных пешеходных переходов звуковым сигналом, дублирующим световой сигнал пешеходного светофорного объекта.

Анализируя исследованные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования <данные изъяты> межрайонного прокурора <данные изъяты> о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного пользования объектами социальной инфраструктуры гражданами – инвалидами являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-196, 198 ГПК, суд

РЕШИЛ :

В удовлетворении иска <данные изъяты> межрайонного прокурора <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц к ФГУ « <данные изъяты>» о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного пользования объектами социальной инфраструктуры гражданами – инвалидами, отказать.

Решение суда может быть обжаловано и на него может быть принесено кассационное представление в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение десяти дней.

Судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200