об оспаривании решения об отказе в осуществлении государственной регистрации земельного участка



Дело

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 сентября 2011 года гор. Ногинск Московской области

Ногинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Поповой Н.А.,

при секретаре Бережковой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Спеловой Е.В. к Федеральному бюджетному учреждению «Кадастровая палата» по Московской области об оспаривании решения об отказе в осуществлении государственной регистрации земельного участка,

Установил:

Спелова Е.В. обратилась в суд к ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области) об оспаривании решения об отказе в осуществлении государственной регистрации земельного участка, ссылаясь на следующее.

ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратилась в орган кадастрового учёта с заявлением о постановке на учёт земельного участка с адресом: <адрес>

В числе документов предоставленных для регистрации имеется решение <данные изъяты> городского суда вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, где Управлению Федеральной Регистрационной службы по Московской области вменяется в обязанность произвести регистрацию земельного участка находящегося по вышеуказанному адресу, площадью <данные изъяты> кв. м., с видом разрешенного использования - для ведения подсобного хозяйства.

Ведущий инженер ФГУ «Кадастровая палата» ФИО отказала в кадастровом учёте данного участка решением от ДД.ММ.ГГГГ, на основании того, что поданные документы, по форме или содержанию не соответствуют требованиям ФЗ-221 "О государственном кадастре недвижимости", поправ все, какие только можно законы.

В частности, были нарушение требования ст.59 ЗК РФ, которой регламентируется «...судебное решение установившее право на землю, является юридическим основанием при наличии которого органы государственной регистрации права на недвижимое имущество обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю...».

Статьи 13 ГПК РФ «...вступившее в законную силу судебное постановление яв­ляется обязательным для всех без исключения органов государственной власти, должностных лиц. .. и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Неисполнение судебных постановлений, а равно иное проявление неуважения к суду, влечет за собой ответственность предусмотренную законом.

Статьи 17 ФЗ « О государственном кадастре...», устанавливающей сроки постановки на учет объектов недвижимости ограничивая их 20 днями. Заявителю готовили отказ 65 дней.

Отказывая в кадастровом учёте земельного участка, ведущий инженер ФГУ «Кадастровая палата» ФИО руководствовалась ведомственным приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 г. № 42 «Порядок ведения государственного кадастра недвижимости», указывая на нарушения п.п.68,70, в части отсутствия подтверждения адреса и разрешенного вида использования, сведениями государственного кадастра недвижимости или актом органа государственной власти.

По мнению заявителя, решение суда для инженера ФИО, не является ни каким актом, рядом с порядком ведения кадастра.

Заявитель просила суд: признать решение ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области об от­казе в осуществлении кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным. Обязать ФГУ «Кадастровая палата» произвести государственную регистрацию земельного участка по адресу: <адрес>. Взыскать судебные издержки в сумме 7200 руб­лей (госпошлина, расходы, связанные с привлечением представителя).

Заявитель Спелова Е.В. в судебное заседание не явилась. Ее интересы по доверенности представлял Спелов В.Н. по доверенности, который заявленные требования поддержал; дал суду объяснения аналогичные доводов заявления.

Представитель заинтересованного лица - ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области – Андреева О.П., действующая по доверенности, заявленные требования не признала, представила в суд письменные возражения относительно заявленных требований, со ссылкой на то, что заявленные требования противоречат нормам действующего законодательства.

Выслушав объяснения представителя заявителя Спеловой Е.В. - Спелова В.Н., представителя заинтересованного лица - ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области – Андрееву О.П., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ст. 257 ГПК РФ заявление рассматривается судом в течение десяти дней, а Верховным Судом Российской Федерации - в течение двух месяцев с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются.

Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены.

Из представленных в материалы дела документов установлено, что Приказом «О проведении мероприятий по наделению Федерального государственного учреждения «Кадастровая палата» по Московской области полномочиями органа кадастрового учета» № 99-Пр/109-Пр от 02.07.2010 г. полномочия по ведению государственного кадастрового учета были переданы ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области.

В соответствии с Приказом № 116-Пр от 01.07.2011 года «О внесении изменений в приказ Федерального государственного учреждения «Кадастровая палата» по Московской области от 14.05.2010 № 79 – Пр «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральном государственном учреждении «Кадастровая палата» по Московской области в тексте Инструкции по делопроизводству в Федеральном государственном учреждении «Кадастровая палата» по Московской области слова Федеральное государственное учреждение «Кадастровая палата» по Московской области заменено словами «Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Московской области.

Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Московской области создано на основании Приказа Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике от 15.02.2000 № 23.

Учреждение является государственной некоммерческой организацией.

Правовое положение Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Московской области, как органа кадастрового учета, определяются следующими документами: Устав, Приказ Росреестра от 11 марта 2010 г. № П/93 «О наделении Федеральных государственных учреждений «Земельная Кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета».

Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Московской области осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом в рамках возложенных Приказом Росреестра от 11.03.2010 № П/93 полномочий по ведению государственного кадастра недвижимости, государственного учета недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 г. № 409-р. Учреждение находится в ведении Федеральной службы государ - ственной регистрации, кадастра и картографии.

Как усматривается из материалов дела, решением <данные изъяты> городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт владения на праве постоянного (бессрочного) ФИО 1 земельным участком, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенным по адресу: <адрес> (вид разрешенного использования – для ведения подсобного хозяйства). За Спеловой Е.В. признано право общей долевой собственности на указанный земельный участок. Решение суда является основание для государственной регистрации права собственности за Спеловой Е.В. на <данные изъяты> долю вышеуказанного земельного участка в Управлении Федеральной регистрационной службы мо Московской области ( отдел в <данные изъяты> районе) ( л.д. <данные изъяты>).

Спелова Е.В.ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением о государственном кадастровом учёте объекта недвижимости в ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области <данные изъяты> отдел (заявление .).

Ногинским отделом ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области было принято Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета (решение от ДД.ММ.ГГГГ) ( л.д. <данные изъяты>).

Из текста указанного решения усматривается, что при проверке предоставленных документов выявлено: нарушение требований п.п. 68, 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 года № 42,в сведениях об адресе "<адрес>" и виде разрешенного использования "для ведения подсобного хозяйства" земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., указанных в реквизите 4 раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях», поскольку не подтверждены сведениями государственного кадастра недвижимости или актом органа государственной власти (органа местного самоуправления).

В соответствии с частью 8 ст. 15, частями 2, 3 ст. 16, пунктом 9 части 1 ст. 22, частью 1 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон) внесение в кадастр сведений о разрешенном использовании земельного участка может осуществляться в порядке, установленном Законом для: государственного кадастрового учета земельных участков (далее - Кадастровый учет), осуществляемого на основании представленного в орган кадастрового учета заявления об осуществлении кадастрового учета и иных необходимых для кадастрового учета документов.

В составе необходимых для кадастрового учета документов, предусмотренных ст. 22 Закона, представляется копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом, установленное разрешенное использование земельного участка, кадастрового учета, осуществляемого на основании документов, представляемых в порядке, установленном для информационного взаимодействия при ведении кадастра.

Независимо от применения того или иного порядка внесения в кадастр сведений о разрешенном использовании земельного участка, установленного Законом, необходимо учитывать положение пункта 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 года № 42 (далее - Порядок), об основаниях внесения в Реестр объектов недвижимости (далее - Реестр) соответствующих сведений.

Сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или местного самоуправления.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются соответствующим градостроительным регламентом, являющимся составной частью правил землепользования и застройки (пункт 9 ст.1 Градостроительного Кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 3 части 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее, чем до 1 января 2012 года, решение об изменении вида разрешенного использования земельных участков принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения вида разрешенного использования земельных участков, предусматривающих жилищное строительство, а также в иных случаях, указанных в ст. 4 и 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

В качестве оснований для изменения сведений кадастра о разрешенном использовании земельного участка могут рассматриваться копии актов органов власти, уполномоченных принимать решения об определении разрешенного использования земельных участков.

Согласно пункта 58 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 (далее - Требования), согласно которому указываемый в межевом плане вид разрешенного использования образуемого земельного участка должен соответствовать сведениям кадастра о виде разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством.

В таких случаях вид разрешенного использования образуемого земельного участка указывается в реквизите «4» раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» в соответствии с декларацией заинтересованного лица о выбранном виде разрешенного использования земельного участка на основании градостроительного регламента либо на основании иного акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, определяющего вид разрешенного использования образуемого земельного участка (заверенная кадастровым инженером копия документа, в соответствии с которым, сведения о разрешенном использовании земельного участка внесены в межевой план, включается в состав Приложения к межевому плану).

В соответствии с п. 68 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 № 42, сведения об адресе земельного участка вносятся в Реестр на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на присвоение адресов земельным участкам. При отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса земельного участка в Реестр вносится описание его местоположения.

В соответствии с п. 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 № 42,

сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Если образование земельных участков не связано с изменением вида разрешенного использования исходного земельного участка, вид разрешенного использования образуемых земельных участков в Реестре должен соответствовать виду разрешенного использования исходного земельного участка.

Из межевого плана, представленного с заявлением о государственном кадастровом учёте объекта недвижимости в ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области <данные изъяты> отдел ( л.д<данные изъяты>), усматривается что межевой план был подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка, расположенного: <адрес> ( л.д. <данные изъяты>). При этом, среди представленных документов отсутствовал акт органа местного самоуправления о присвоении адреса земельного участка и акт органа местного самоуправления о присвоении вида разрешенного использования земельного участка.

При указанных обстоятельствах Решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, является законным и обоснованным, вынесенным в соответствии с требованиями действующего законодательства, а требования заявителя Спеловой Е.В. о признании указанного решения незаконным, не подлежащим удовлетворению.

Не подлежит удовлетворению и требование заявителя Спеловой Е.В.

об обязании ФБУ «Кадастровая палата» произвести государственную регистрацию земельного участка.

Согласно п.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы.

В удовлетворении ходатайства заявителя Спеловой Е.В. о взыскании с ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области <данные изъяты> отдел судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей (л.д. <данные изъяты>), суд отказывает, поскольку решение суда в пользу Спеловой Е.В. не состоялось.

Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства Спеловой Е.В. о взыскании с ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области <данные изъяты> отдел расходов заявителя на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей, поскольку решение по делу состоялось не в пользу Спеловой Е.В. Кроме того, в материалы дела не представлены доказательства понесенных заявителем указанных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Спеловой Е.В. к Федеральному бюджетному учреждению «Кадастровая палата» по Московской области об оспаривании решения об отказе в осуществлении государственной регистрации земельного участка,

а именно: признании решения об от­казе в осуществлении кадастрового учета <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным, обязании произвести государственную регистрацию земельного участка по адресу: <адрес>, взыскании судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей, расходов на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение десяти дней.

Судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200