РЕШЕНИЕ СУДА 01 сентября 2011 года Ногинский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Лебедевой В.Ю., с участием прокурора Паученко Т.И., при секретаре Чернышевой О.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <данные изъяты> городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «<данные изъяты>» об обязании выполнить предписание от ДД.ММ.ГГГГ №, выданное по результатам проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, УСТАНОВИЛ: <данные изъяты> городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «<данные изъяты>» об обязании выполнить предписание от ДД.ММ.ГГГГ №, выданное по результатам проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, обосновывая свои требования следующим. <данные изъяты> городской прокуратурой проведена проверка по обращению начальника Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу (далее - Департамент Росприроднадзора по ЦФО) соблюдения требований природоохранного законодательства ОАО «<данные изъяты>». Согласно представленной информации Департамента Росприроднадзора по ЦФО установлено, что ОАО «<данные изъяты>» не выполнены в установленный срок законные требования предписания от 20.10.2010 года № 11-36/1624, выданного государственным инспектором Департамента Росприроднадзора по ЦФО «Об устранении нарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды», выявленных в ходе проверки. Правонарушение имело место при следующих обстоятельствах. Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленному органом государственного контроля (надзора) – органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя, Департаментом Росприроднадзора по ЦФО выявлено, что предписание, выданное ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства ОАО «<данные изъяты>» не выполнено. ОАО «<данные изъяты>» не представило отчеты по программе регулярных наблюдений за водными объектами, а также его охранной зоной в соответствующие органы Федерального агентства водных ресурсов, согласно приказу МПР и Экологии РФ №30 от 06.02.2008 года. Таким образом, на момент проведения проверки установлено, что ОАО «<данные изъяты>» осуществляет сброс сточных вод с нарушением условий пользования водным объектом, предусмотренных п. 5 решения о предоставлении водного объекта в пользование. В ходе проверки установлено, что ОАО «<данные изъяты>» до настоящего времени не исполнило предписание от 20.10.2010 года № 11-36/1624, выданное по результатам проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды государственным инспектором по ЦФО Департамент Росприроднадзора по ЦФО. Таким образом, выявленные в ходе проверки нарушения федерального законодательства, допущенные ОАО «<данные изъяты>», привели к нарушению интересов государства. На основании изложенного, руководствуясь ст. 3,п. 2 ст. 39 ФЗ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 2 Положения об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.12.2006 года № 801, п.п. 3, 8, 9 Порядка представления сведений, полученных в результате наблюдений за водными объектами, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, собственниками водных объектов и водопользователями, утвержденного Приказом МПР РФ от 06.02.2008 года № 30, Ногинский городской прокурор просил суд обязать ОАО «ЛОК «Колонтаево» выполнить предписание от 20.10.2010 года № 11-36/1624, выданное по результатам проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды государственным инспектором по ЦФО Департамент Росприроднадзора по ЦФО, предоставить сведения, получаемые в результате наблюдений за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохраными зонами до августа 2011 года. Представитель истца <данные изъяты> городского прокурора – Паученко Т.И. в судебном заседании требования <данные изъяты> городского прокурора поддержала, дала суду объяснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика ОАО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, о явке в суд извещен. Ранее в суд поступило заявление ОАО «<данные изъяты>», согласно которому оно не признает исковые требования <данные изъяты> городского прокурора, ссылаясь на то, что ОАО «<данные изъяты>» выполнило предписание от ДД.ММ.ГГГГ №, выданное по результатам проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды государственным инспектором по ЦФО Департамент Росприроднадзора по ЦФО, и согласовало программу регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной с отделом водных ресурсов по Московской области ДД.ММ.ГГГГ. Отчеты по программе регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной предоставляются ежеквартально, отчет за третий квартал будет предоставлен в ДД.ММ.ГГГГ. ОАО «<данные изъяты>» просит суд рассмотреть дело в отсутствие его представителя. Представитель третьего лица Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу в судебное заседание не явился, о явке в суд извещен. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Выслушав объяснения представителя истца <данные изъяты> городского прокурора – Паученко Т.И., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 3 ФЗ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; независимость контроля в области охраны окружающей среды; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; сохранение биологического разнообразия; обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Пунктом 2 ст. 39 указанного федерального закона установлено, что Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. Согласно п. 2 Положения об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.12.2006 года № 801 задачей государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов является обеспечение соблюдения: а) требований к использованию и охране водных объектов; б) особого правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон и зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; в) иных требований водного законодательства. Согласно п.п. 3, 9 указанного положения Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (федеральный государственный контроль и надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль и надзор). При осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов государственные инспекторы по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов имеют право: а) осуществлять проверки объектов, подлежащих контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов; б) проверять соблюдение требований к использованию и охране водных объектов; в) составлять по результатам проверок акты и представлять их для ознакомления водопользователям; г) осматривать в установленном порядке и при необходимости задерживать суда (в том числе иностранные) и другие плавучие средства, допустившие загрязнение с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором либо не принявшие необходимых мер по предотвращению такого загрязнения водных объектов; д) давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений условий использования водных объектов и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки; е) уведомлять в письменной форме стороны, заключившие договор водопользования, о результатах проверок и выявленных нарушениях условий использования водных объектов. Согласно п. 8 Порядка представления сведений, полученных в результате наблюдений за водными объектами, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, собственниками водных объектов и водопользователями, утвержденного Приказом МПР РФ от 06.02.2008 года № 30 собственники водных объектов и водопользователи представляют сведения, получаемые в результате наблюдений за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами, в соответствующие территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов. Судом установлено, что согласно решению о предоставлении водного объекта Министерства экологии и природопользования Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № ОАО «<данные изъяты>» на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для сброса сточных вод предоставлен водный объект – река <данные изъяты> приток реки <данные изъяты>. Согласно п. 5 указанного решения использование водного объекта (его части), указанного в п. 3.1 настоящего Решения, может производиться Водопользователем при выполнении следующих условий: ведении регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной по программе, согласованной с Московско-Окским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов в срок до 01.07.2020 года, а также предоставлении в установленные сроки бесплатно результатов таких регулярных наблюдений в Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов и Министерство экологии и природопользования Московской области. На основании протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ инспектором по охране природы по ЦФО Департамента Росприроднадзора по ЦФО ФИО 1 было вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ОАО «<данные изъяты>» предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнить п. 5 условий к решению о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом МПР РФ № 30 от 06.02.2008 года (л.д. <данные изъяты>). В установленный срок ОАО «<данные изъяты>» не исполнило указанное предписание. Во исполнение приказа Департамента Росприроднадзора по ЦФО о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица №-пр от ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ОАО «<данные изъяты>» (л.д. <данные изъяты>). Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ОАО «<данные изъяты>» в установленные сроки следовало выполнить согласно предписанию от ДД.ММ.ГГГГ № в срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнить п. 5 условий к решению о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом МПР РФ № 30 от 06.02.2008 года. ОАО «<данные изъяты>» не представило отчеты по программе регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной в соответствующие органы Федерального агентства водных ресурсов согласно приказу МПР РФ № 30 от 06.02.2008 года. Таким образом, на момент проведения проверки установлено, что ОАО «<данные изъяты>» осуществляет сброс сточных вод с нарушением условий пользования водным объектом, предусмотренных п. 5 решения о предоставлении водного объекта (л.д. <данные изъяты>). ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол об административном правонарушении №. Согласно объяснениям, данным законным представителем ОАО «<данные изъяты>» ФИО в ходе составления указанного протокола об административном правонарушении, усматривается что ОАО «<данные изъяты>» ведутся работы по разработке программы мониторинга и ее дальнейшему согласованию (л.д. <данные изъяты>). Постановлением по делу об административном правонарушении мирового судьи судебного участка № <данные изъяты> района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «<данные изъяты>» было признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в идее штрафа в размере <данные изъяты> рублей (л.д. <данные изъяты>). Анализируя представленные по делу доказательства суд приходит к выводу о том, что ОАО «<данные изъяты>» до настоящего времени не исполнено предписание от ДД.ММ.ГГГГ №, выданное по результатам проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды государственным инспектором по охране природы по ЦФО Департамента Росприроднадзора ЦФО, и ОАО «<данные изъяты>» до настоящего времени не представляются сведения, получаемые в результате наблюдений за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохраными зонами по согласованной с уполномоченными органами Федерального агентства водных ресурсов программе, а потому требования <данные изъяты> городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «<данные изъяты>» об обязании выполнить предписание от 20.10.2010 года № 11-36/1624, выданное по результатам проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды полежат удовлетворению, с установлением срока предоставления указанный сведений до ДД.ММ.ГГГГ. Ссылка представителя ответчика ОАО «<данные изъяты>» на программу регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной с отделом водных ресурсов по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ как в подтверждение выполнения предписания от 20.10.2010 года № 11-36/1624 является необоснованной, поскольку на момент рассмотрения дела в суде ни одного отчета в соответствии с программой регулярных наблюдений за водными объектами, а также его охранной зоной в соответствующие органы Федерального агентства водных ресурсов согласно приказу МПР РФ № 30 от 06.02.2008 года ответчиком не представлено. Таким образом, ответчиком ОАО «<данные изъяты>» не представлено в суд достаточных доказательств исполнениями им предписания от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного по результатам проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды государственным инспектором по охране природы по ЦФО Департамента Росприроднадзора ЦФО. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск <данные изъяты> городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «<данные изъяты>» об обязании выполнить предписание от 20.10.2010 года № 11-36/1624, выданное по результатам проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды удовлетворить. Обязать Открытое акционерное общество «<данные изъяты>» выполнить предписание от ДД.ММ.ГГГГ №, выданное по результатам проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды государственным инспектором по охране природы по Центральному Федеральному округу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу, предоставить сведения, получаемые в результате наблюдений за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохраными зонами до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено кассационное представление в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья:
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ