Дело № Р Е Ш Е Н И Е С У Д А 12 октября 2011 года г. Ногинск Ногинский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Мурзиной А.Г., при секретаре Франчук М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бутрик А.И. к Министерству социальной защиты населения Московской области о возврате задолженности по представленным взносам, компенсации морального вреда, У С Т А Н О В И Л: Бутрик А.И. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Московской области о возврате задолженности по представленным взносам, компенсации морального вреда, и просил суд: взыскать с Министерства социальной защиты населения Московской области задолженность по предоставленным льготам по ЖКХ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как сельскому педагогу. В обоснование своих исковых требования истец ссылалась на то, что Бутрик А.И. - сельский педагог с ДД.ММ.ГГГГ, и как сельский педагог пользуется льготами по ЖКХ. До ДД.ММ.ГГГГ был принят закон Московской области от 23.03.2006 года № 36/2006-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан Московской области», установивший сельским педагогам льготы по ЖКХ только на 1 человека, исключив членов его семьи. Таким образом, были нарушены конституционные права по предоставлению мер социальной поддержки, которые Бутрик А.И. были определенны Федеральным законом «Об образовании». С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управление социальной защиты населения <данные изъяты> района Московской области Бутрик А.И. не доплачивал за льготы по ЖКХ с ДД.ММ.ГГГГ. Бутрик А.И. стала получать ежемесячную денежную компенсацию пр предоставлении коммунальных услуг, как сельский педагог, в соответствии с действующим законодательством. С данным вопросом Бутрик А.И. обращалась ответственному в Управлении социальной защиты населения <данные изъяты> района Московской области, где ей пояснили, что у Бутрик А.И. имеется право на льготы в полном размере с ДД.ММ.ГГГГ В судебном заседании истец Бутрик А.И. исковые требования поддержала, дав суду объяснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Московской области Бочкова Н.И. иск не признала, представив письменные возражения. Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему. В соответствии с абз. 3 пункта 5 статьи 55 Федерального закона «Об образовании», право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением предоставлено лишь только работающим педагогам в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. В Московской области предоставление мер социальной поддержки регламентировалось Законом Московской области №214/2004-ОЗ от 30 декабря 2004 года, вступившим в силу с 1 января 2005 года «О социальной поддержке отдельных категорий лиц по оплате жилья и коммунальных услуг», а в настоящее время Законом Московской области №36/2006-03 от 23 марта 2006 года «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области». Правовая норма закрепляющая сохранение мер за педагогами вышедшими на пенсию введена на региональном уровне Законом Московской области от 12.10 2006 года №179/2006-ОЗ, в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2005 года №199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» который гласит: «Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета». Судом установлено, что Бутрик А.И. с заявлением обратилась в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ ей были установлены меры по ЖКУ. Положения Закона Московской области №36/2006-03 от 23 марта 2006 года в части ограничения прав членов семей педагогов, в том числе и трудоспособных, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением признаны противоречащими федеральному законодательству. Закон Московской области от 13.03.2007 N 39/2007-ОЗ распространил меры социальной поддержки на членов семьи льготника. По заявления заинтересованных лиц ДД.ММ.ГГГГ МУП «<данные изъяты>» производило перерасчет мер, а Министерство через <данные изъяты> компенсировало организациям выпадающие доходы. Данная позиция соответствует законодательству РФ, так Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года за № 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Согласно п.54 Правил потребитель имеет право на перерасчет платы за коммунальные услуги. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется на основании письменного заявления потребителя (п. 56 Правил). Таким образом, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам предусматривают не возврат излишне уплаченных денежных сумм, а их перерасчет и только на основании заявления потребителя. То есть указанными Правилами предусмотрен заявительный порядок. Меры (льготы) по оплате услуг ЖКХ, в период с января 2004 года по октябрь 2009 года, предоставлялись льготным категориям граждан в натуральном виде, т.е. в виде уменьшения оплаты на размер исчисленной льготы. (Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 392 "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг"). Расчет мер (льгот) по адресу истицы осуществляли с апреля 2006 года УК «ЕДС – Ногинск», далее МУП «НРЦ», предоставление – поставщики коммунальных услуг. Ногинское управление Минсоцзащиты МО, в соответствии с п. 9 Постановления Правительства МО от 04.04.2005 № 206/13, только компенсировало организациям, поставщикам коммунальных услуг, выпадающие доходы, не обладая, в соответствии с действовавшим на тот период законодательством, правом принимать документы, назначать льготы, рассчитывать их размер. В соответствии с изменениями законодательства РФ, внесенными в базовый закон от 15.05.1991 N 1244-1 Федеральным законом от 22.08.2004 N122-ФЗ «О внесении изменений…»: «Форма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации». Постановлением Правительства МО от 30.12.2008 №1235/52 «Об утверждении порядка предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области» определен поэтапный переход до конца 2009 года к предоставлению мер по оплате ЖКУ в денежной форме. В <данные изъяты> районе переход на компенсационные выплаты по мерам ЖКУ для граждан жилого фонда ЖСК и ТСЖ осуществлен с июня 2009 года, с октября 2009 года на выплаты переведены все льготные категории граждан района, кроме услуги энерго- и газоснабжения, перевод которых осуществлен с ноября 2009 года. Поэтапный переход обусловлен техническим обеспечением сторон. Переход к предоставлению отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме установлен законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области. Осуществлялись компенсационные выплаты в соответствии с Законом Московской области от 11.04.2008 №43/2008-ОЗ "О переходе к предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Московской области в денежной форме" (в настоящее время утратил силу) и производятся по настоящее время порядком предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 30.12.2008 №1235/52. По законодательству РФ: - меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Расчет компенсации производится территориальными подразделениями Министерства социальной защиты населения Московской области на основании сведений о начисленных платежах, поступивших от организаций жилищно-коммунального хозяйства, либо поставщиков коммунальных услуг в согласованном сторонами формате в соответствии с заключенными договорами. Министерство социальной защиты населения Московской области на основании Соглашения от 17.07.2009 № 159 и информационного письма осуществило переход в <данные изъяты> районе к предоставлению мер социальной поддержки в виде компенсационных выплат с 01.10.2009 года. В соответствии с соглашениями «Об информационном взаимодействии…» заключенными Министерством социальной защиты населения МО от 30.08.2009 №228, с ГУП МО «Мособлгаз» и от 22.09.2009 №224 с «ОАО «Мосэнергосбыт» - файлы начислений передаются в Ногинское управление до 10-го числа месяца, следующего за отчетным. Далее, в течение 20 дней, территориальные подразделения Министерства производят расчет компенсации и направляют деньги на счета граждан. (П.9 Постановления Правительства МО от 04.04.2005 №206/13). После изменения законодательства Бутрик А.И. обратилась за предоставлением мер на всех членов семьи в ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п. 6 Порядка предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, компенсация назначается с месяца возникновения права на получение меры социальной поддержки, но не более чем за три предшествующих года. Согласно разъяснениям начальника Правового управления аппарата Правительства Московской области № 345-25099 от 18.01.2010 года: «при применении п. 6 Порядка предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области следует учитывать, что за период времени, когда гражданин обладал правом на получение меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в натуральной форме, но не воспользовался этим правом, компенсация за прошлое время не выплачивается, т.к. право не может возникнуть раннее его законодательного установления. Порядок предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, утвержденный Постановлениями Правительства Московской области от 01.07.2008 № 508/22 законодательно установил момент возникновения права на получение компенсаций, определив ее датой перехода 01.10.2009 года. Бутрик А.И. назначена компенсационная выплата и произведен перерасчет на всех членов семьи с ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, исковые требования Бутрик А.И. к Министерству социальной защиты населения Московской области о возврате задолженности по представленным взносам, компенсации морального вреда, удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении иска Бутрик А.И. к Министерству социальной защиты населения Московской области о возврате задолженности по представленным взносам, компенсации морального вреда, отказать. Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение десяти дней. Судья: