Дело № РЕШЕНИЕ СУДА Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 октября 2011 года гор. Ногинск Московской области Ногинский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Поповой Н.А., при секретаре Бережковой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Креузовой Е.М., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Чакчурина М.В. и Якушева В.С. об оспаривании действий Администрации муниципального образования «<данные изъяты> муниципальный район Московской области», Установил: Креузова Е.М., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Чакчурина М.В. и Якушева В.С. обратилась об оспаривании действий Администрации муниципального образования «<данные изъяты> муниципальный район Московской области», ссылаясь на следующее. Она, Креузова Е.М., является многодетной матерью, на ее иждивении находится трое детей, один из которых является малолетним, а другой несовершеннолетним. Они с детьми зарегистрированы и проживают в квартире № дома № по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, она обратилась в Администрацию муниципального образования «<данные изъяты> муниципальный район Московской области, с заявлением постановки ее на учет с целью предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, поскольку с 01 июня 2011 года вступил в силу закон Московской области № 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области». Согласно положениям части 1 статьи 3 указанного выше Закона право на бесплатное предоставление земельных участков имеют многодетные семьи, которые отвечают одновременно следующим условиям на дату подачи заявления, указанного в статье 6 настоящего Закона: - члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации; родители либо одинокая мать (отец), с которым (и) совместно проживают трое и более детей, зарегистрирован (ы) по месту жительства на территории Московской области не менее 5 лет; - трое и более детей многодетной семьи зарегистрированы по месту жительства на территории Московской области; - члены многодетной семьи не имеют земельных участков в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на территории Московской области; - члены многодетной семьи не являются собственниками жилых домов (строений) на территории Московской области. Положениями статьи 2 Закона Московской области № 73/2011-ОЗ от 01 июня 2011 года определено понятие многодетной семьи. Многодетная семья – лица, состоящие в зарегистрированном браке либо одинокие матери (отцы), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц); Члены многодетной семьи – супруги либо одинокая мать (одинокий отец), а также их дети в возрасте 18 лет (в том числе усыновленные, пасынки и падчерицы). За время рассмотрения ее заявления, ДД.ММ.ГГГГ, ее старшей дочери исполнилось 18 лет, потому ей был дан отказ в постановке на учет для получения земельного участка. С данным отказом заявитель не согласна, поскольку на момент обращения, а именно ДД.ММ.ГГГГ все условия, обозначенные в вышеуказанном Законе были соблюдены. ДД.ММ.ГГГГ ни одному из ее детей не исполнилось 18 летнего возраста. Таким образом, правоотношения между ее многодетной семьей и Администрацией муниципального образования «<данные изъяты> муниципальный район Московской области» возникли на момент, когда они имели право на постановку их семьи на учет для получения земельного участка. Заявитель просила суд: признать незаконным отказ Администрации муниципального образования «<данные изъяты> муниципальный район Московской области» в постановке ее на учет для получения земельного участка и обязать Администрацию муниципального образования «<данные изъяты> муниципальный район Московской области» поставить ее на учет для предоставления земельного участка для ИЖС, как многодетной семье. Заявитель Креузова Е.М., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Чакчурина М.В. и Якушева В.С. заявленные требования поддержала, дала суду аналогичные установочной части решения суда объяснения. Заинтересованное лицо Креузова М.С. заявленные требования поддержала. Представитель заинтересованного лица - Администрации муниципального образования «<данные изъяты> муниципальный район Московской области» Семусева Ю.Г. против удовлетворения заявленных требований возражала, представила письменные возражения относительно заявленных требований, со ссылкой на следующее. Как усматривается из документов, представленных в материалы, на момент рассмотрения администрацией <данные изъяты> муниципального района Московской области обращения Креузовой Е.М. по вопросу предоставления в собственность бесплатно земельного участка, как многодетной семье, старшей дочери Креузовой М.С. ДД.ММ.ГГГГ исполнилось 18 лет. В связи с чем, истцом не были соблюдены требования, предусмотренные Законом Московской области от 01 июня 2011 года № 73\2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» ( л.д. <данные изъяты>). Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно ст. 257 ГПК РФ заявление рассматривается судом в течение десяти дней, а Верховным Судом Российской Федерации - в течение двух месяцев с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются. Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления. Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены. В соответствии с п. 12 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» ( Постановление) судам необходимо иметь в виду, что в качестве заявителей по данной категории дел могут выступать граждане и должностные лица, а в качестве заявителей-организаций не только коммерческие и некоммерческие организации, но и органы государственной власти, органы местного самоуправления, оспаривающие обязательные для исполнения ими решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, не связанные с осуществлением заявителями властных полномочий. В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 2 Закона Московской области от 01 июня 2011 года № 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» многодетная семья – лица, состоящие в зарегистрированном браке либо одинокие матери (отцы), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц); члены многодетной семьи – супруги либо одинокая мать (одинокий отец), а также их дети в возрасте 18 лет (в том числе усыновленные, пасынки и падчерицы). В соответствии с вышеуказанным законом земельные участки предоставляются многодетным семьям, состоящим на учете в целях предоставления земельных участков. Ведение учета многодетных семей возложено на органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Московской области. Согласно положениям части 1 статьи 3 указанного выше Закона право на бесплатное предоставление земельных участков имеют многодетные семьи, которые отвечают одновременно следующим условиям на дату подачи заявления, указанного в статье 6 настоящего Закона: - члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации; родители либо одинокая мать (отец), с которым (и) совместно проживают трое и более детей, зарегистрирован (ы) по месту жительства на территории Московской области не менее 5 лет; - трое и более детей многодетной семьи зарегистрированы по месту жительства на территории Московской области; - члены многодетной семьи не имеют земельных участков в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на территории Московской области; - члены многодетной семьи не являются собственниками жилых домов (строений) на территории Московской области. Судом установлено, что заявитель Креузова Е.М. является многодетной матерью, на ее иждивении находится трое детей: Креузова М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Чакчурин М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Якушев В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. <данные изъяты> с которыми проживает по месту жительства по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, заявитель обратилась в Администрацию муниципального образования «<данные изъяты> муниципальный район Московской области, с заявлением о постановке ее на учет с целью предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство ( л.д. <данные изъяты>). Письмом за № от ДД.ММ.ГГГГ заявителю Креузовой Е.М. было отказано в постановке на учет по вопросу предоставления земельного участка для индивидуальной жилой застройки, по тем основаниям, что на момент рассмотрения представленных документов ее старшему ребенку исполнилось 18 лет ( л.д.<данные изъяты>). Суд приходит к выводу о том, что требования заявителя Креузовой Е.М. о признании незаконным отказа Администрации муниципального образования «<данные изъяты> муниципальный район Московской области» в постановке ее на учет для получения земельного участка, подлежащим удовлетворению, поскольку из текста вышеуказанной нормы – ст. 3 Закона Московской области от 01 июня 2011 года № 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» прямо усматриваются условия для постановки на учет по вопросу предоставления земельного участка для индивидуальной жилой застройки, которые должны быть соблюдены на дату подачи заявления. То есть, на момент обращения, а именно ДД.ММ.ГГГГ все условия, обозначенные в вышеуказанном Законе заявителем Креузовой Е.М. были соблюдены. При этом, суд приходит к выводу о том, что факт того, что на момент рассмотрения представленных заявителем Креузовой Е.М. документов для постановки на учет для предоставления земельного участка ее старшему ребенку дочери Марине исполнилось 18 лет, юридического значения не имеет. При указанных обстоятельствах, отказ Администрации муниципального образования «<данные изъяты> муниципальный район Московской области» в постановке заявителя Креузовой Е.М. и ее детей на учет для получения земельного участка, не может быть признан законным и обоснованным. Подлежит удовлетворению и требование заявителя Креузовой Е.М. об обязании Администрации муниципального образования «<данные изъяты> муниципальный район Московской области» поставить ее на учет для предоставления земельного участка для ИЖС, как многодетной семье, поскольку указанное требование производно от указанного выше требования о признании незаконным отказа Администрации муниципального образования «<данные изъяты> муниципальный район Московской области» в постановке заявителя и ее детей на учет для получения земельного участка. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Креузовой Е.М., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Чакчурина М.В. и Якушева В.С. об оспаривании действий Администрации муниципального образования «<данные изъяты> муниципальный район Московской области» - удовлетворить. Признать незаконным отказ Администрации муниципального образования «<данные изъяты> муниципальный район Московской области» в постановке Креузовой Е.М. на учет для получения земельного участка. Обязать Администрацию муниципального образования «<данные изъяты> муниципальный район Московской области» поставить Креузову Е.М. на учет для предоставления земельного участка для индивидуальной жилой застройки, как многодетной семье. Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение десяти дней. Судья: (подпись)