Дело № 2-5658\2011 г. РЕШЕНИЕ СУДА Именем Российской Федерации 17 ноября 2011 года Ногинский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Кулыгиной С.В., при секретаре Васильевой Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Обуховой М. Е. к Администрации муниципального образования «Город Ногинск Московской области» о признании незаконным отказа о признании нуждающейся в жилом помещении и постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении и об обязании признать нуждающейся в жилом помещении и принять на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, у с т а н о в и л : Обухова М.Е. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования «Город Ногинск Московской области» о признании незаконным отказа о признании нуждающейся в жилом помещении и постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении и об обязании признать нуждающейся в жилом помещении и принять на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении. В обосновании заявленных исковых требований Обухова М.Е. ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ ею было подано заявление с приложением документов, подтверждающих право на обеспечение жилым помещением в Администрацию города Ногинска о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдову участника ВОВ. В августе 2011 года ею был получен ответ № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ей отказано в предоставлении жилого помещения, поскольку она не состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Обухова М.Е. считает данный отказ незаконным. В соответствии с положениями ФЗ «О ветеранах» вдовы инвалидов и участников ВОВ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета вне зависимости от времени постановки их на учет нуждающимися в улучшении жилищных условий. Федеральным законом от 21 декабря 2009 года №327-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О ветеранах» продлен срок постановки на учет ветеранов ВОВ (из числа участников и инвалидов ВОВ, блокадников Ленинграда, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ), нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий перечислены в статье 51 ЖК РФ. Одним из главных условий для признания гражданина, в том числе и ветерана войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий на территории города Ногинска, является обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее <данные изъяты> кв.м. согласно решению <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №. Обуховой М.Е. были представлены справка от ДД.ММ.ГГГГ, копия финансового лицевого счета и выписка из домовой книги МУП <данные изъяты> согласно которых Обухова М.Е. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, составом семьи <данные изъяты> человек, на общей площади <данные изъяты> кв.м., а также документы, подтверждающие отсутствие у Обуховой М.Е. на праве собственности иных жилых помещений. Жилое помещение в котором она- Обухова М.Е., зарегистрирована и проживает, принадлежит на праве собственности несовершеннолетнему правнуку ФИО15 Она была вселена в указанную квартиру в качестве члена семьи собственника, что подтверждается договором найма от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Обуховой М.Е. и ФИО31., являющейся законным представителем ФИО15 Ранее она –Обухова М.Е. проживала в <адрес>. Переезд в г. Ногинск был связан с необходимостью ухода за Обуховой М.Е., учитывая ее престарелый возраст. Данный уход осуществляет ее дочь Галыбина Т.И., которая проживает по указанному адресу с 2004 года. По мнению истца, ее переезд на новое место жительства в связи с необходимостью получения ухода, не может быть расценен как умышленные действия, направленные на преднамеренное ухудшение жилищных условий. На основании изложенного Обухова М.Е. просит суд признать отказ Администрации муниципального образования «Город Ногинск Московской области» от ДД.ММ.ГГГГ с исх. № о признании ее нуждающейся в жилом помещении и постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, незаконным; обязать Администрацию муниципального образования «Город Ногинск Московской области» признать Обухову М.Е., нуждающейся в жилом помещении, и принять на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении. В судебное заседание Обухова М.Е. и ее представитель Галыбина Т.И. не явились, о времени и месте слушания дела извещены, о причинах неявки суду не сообщили. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и его представителя. В предыдущем судебном заседании представитель истца Галыбина Т.И. исковые требования поддержала, пояснив следующее. До переезда в город Ногинск Обухова М.Е. проживала в г. Муроме в трехкомнатной муниципальной квартире по адресу: <адрес> совместно с дочерью ФИО17, ее мужем ФИО18 и их детьми ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ и ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ. В г. Муроме за Обуховой М.Е. некому было ухаживать, так как ФИО17. работает в Москве. Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Город Ногинск Московской области» Ханеева Н.В. в суде иск Обуховой М.Е. не признала, обосновывая свои возражения следующим. ДД.ММ.ГГГГ Обухова М.Е. обратилась в Администрацию муниципального образования «Город Ногинск Московской области» с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как вдову участника ВОВ. К заявлению Обуховой М.Е. были приложены копии следующих документов: паспорта, свидетельства о браке, свидетельства о смерти, справки о регистрации по месту жительства финансового- лицевого счета, выписки из домовой книги, удостоверения вдовы, доверенности на Глыбину Т.И., свидетельства о государственной регистрации права, справки из <данные изъяты> Согласно Указу Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 года» от 07 мая 2008 года, в связи с предстоящим 65-летием Победы в ВОВ 1941-1945 гг, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, Президент РФ постановил считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ от 12 января 1995 года №5 ФЗ «О ветеранах». В соответствии с пп.4. п.1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Исходя из положений Закона Московской области от 26 июля 2006 года №125\)З «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Московской области №260\2005-ОЗ « О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», с предъявлением документов, подтверждающих право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета в соответствии с жилищным законодательством РФ. Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, которые в силу ст. 52 ЖК РФ должны быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Статья 51 ЖК РФ содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе, членов семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Согласно положению ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2007 года №258-0-0, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, которые могут привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Согласно выписки из домовой книги, представленной Обуховой М.Е. в Администрацию муниципального образования «Город Ногинск Московской области» Обухова М.Е. зарегистрирована по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. Регистрация Обуховой М.Е в спорной квартире, площадью <данные изъяты>., их них жилой <данные изъяты>. является действием, по намеренному ухудшению жилищных условий с целью приобретения права постановки на очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. С учетом изложенного Обухова М.Е. может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по истечении пяти лет с момента регистрации в спорной квартире. Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно Указу Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 « Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (в редакции Указа Президента РФ 09 января 2010 года № 30) ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», обеспечиваются жильем за счет средств Федерального бюджета, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв.м. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 ФЗ "О ветеранах" указанным лицам, в число которых входит истец, предоставляются, помимо прочего, меры социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Таким образом, положения п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона РФ "О ветеранах" являются отсылочными и корреспондируются с положениями Жилищного кодекса РФ, регламентирующими порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В силу статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № установлена учетная норма площади жилого помещения для постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма – 8 кв. м общей площади на одного члена семьи, проживающего в отдельной квартире. Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В соответствии с Законом Московской области от 12.12.2005 N 260/2005-ОЗ состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях имеют право ветераны Великой Отечественной войны, имеющие право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", признанные нуждающимися в жилых помещениях, постоянно проживающие в Московской области не менее 5 лет и за указанный период не ухудшавшие свои жилищные условия. Сторонами не оспаривалось то обстоятельство, что Обухова М.Е. является вдовой участника Великой Отечественной войны. ДД.ММ.ГГГГ Обухова М.Е обратилась в Администрацию муниципального образования « Город Ногинск Московской области» с заявлением о постановке ее на очередь для обеспечения жилым помещением в соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 и обеспечением жилым помещением, ссылаясь на то, что она является вдовой участника ВОВ, проживает со своей семьей в однокомнатной квартире (л.д.8). Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ Обуховой М.Е. было отказано в постановке на учет, в качестве нуждающейся в жилой площади, в связи с тем, что основания для постановки ее на учет граждан, в качестве нуждающихся в жилой площади (л.д. 7). В соответствии с Законом Московской области от 26 июля 2006 года № 125/2006-ОЗ « Об обеспечении жилыми помещениям за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» учет членов семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ, осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Московской области № 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" Согласно п. 1 ст.2 Закона Московской области от 12.12.2005 N 260/2005-ОЗ право на бесплатное предоставление жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и постоянно проживающие в Московской области не менее пяти лет. В соответствии с п.2 ст. 3 Закона Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, допускается в случаях, если представлены документы, не подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Из объяснений представителя истца, данных в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ следует, что до 2011 года, до момента переезда в город Ногинск, Обухова М.Е. проживала в г. Муроме в трехкомнатной муниципальной квартире по адресу: <адрес> совместно с дочерью ФИО17, ее мужем ФИО18 и их детьми ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ и ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ Обухова М.Е. была зарегистрирована в однокомнатной квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>. Помимо Обуховой М.Е. в указанной квартире зарегистрированы: ее внучка ФИО31., ее дочь Галыбина Т.И., ее правнук ФИО15., ДД.ММ.ГГГГ и зять ФИО28., что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д. 12), справкой о составе семьи и копией финансового- лицевого счета (л.д. 11). Собственником указанной выше квартиры является ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 14). Таким образом, судом установлено, что Обухова М.Е. проживает в Московской области менее 5 лет, а именно с ДД.ММ.ГГГГ, однокомнатной квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, при этом ею преднамеренно были ухудшены жилищные условия, поскольку до этого, она проживала и была прописана в трехкомнатной квартире по адресу: <адрес>. На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что отказ Администрации муниципального образования «Город Ногинск Московской области» в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении является законным и обоснованным, а потому в удовлетворении исковых требований Обуховой М.Е. следует отказать. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р е ш и л : В удовлетворении иска Обуховой М. Е. к Администрации муниципального образования «Город Ногинск Московской области» о признании незаконным отказа о признании нуждающейся в жилом помещении и постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении и об обязании признать нуждающейся в жилом помещении и принять на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении- отказать. Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>