ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 ноября 2011 года Ногинский городской суд Московской области в составе: Председательствующего судьи Мурзиной А.Г., при секретаре Эйвазовой В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Новиковой Л. А. к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда № по г. Москве и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, У С Т А Н О В И Л: Истец Новикова Л.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда № по г. Москве и Московской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей более <данные изъяты> лет. Истец в судебное заседание не явилась. Интересы истца в судебном заседании по доверенности представляла Байдак Т.В. В обоснование заявленных исковых требований Байдак Т.В. иск поддержала, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в ГУ УПФ № по г. Москве и Московской области за назначением досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью с детьми не менее <данные изъяты> лет. Согласно выписки из протокола комиссии по пенсионным вопросам ГУ УПФ № по г. Москве и Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении указанной пенсии ей было отказано, поскольку в специальный стаж педагогической работы Новиковой Л.А. было включено лишь <данные изъяты>. Остальные периоды ее педагогической работы в специальный стаж не засчитаны. Период работы Новиковой Л.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>) <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц) исполняющей обязанности <данные изъяты>, не засчитаны в специальный стаж, поскольку наименование учреждений <данные изъяты>» не предусмотрены ни одним Списком должностей и учреждений, работа в который дает право на досрочную пенсию по старости. Не соглашаясь с позицией ответчика, истец указала, что в фактически учреждение в котором она работала является <данные изъяты> и относится к дошкольному образовательному учреждению, деятельность которого направлена на воспитание детей в соответствии с программой Министерства образования. В стаж работы для назначения Новиковой Л.А. досрочной пенсии не был также включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> лет) во время работы в должности <данные изъяты> на <данные изъяты> ставки и заведующей <данные изъяты>, поскольку, во-первых должность «заведующая» не предусмотрена Списком, во-вторых, согласно п. 4 Правил № 781 периоды работы начиная с ДД.ММ.ГГГГ засчитываются в специальный стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы)нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами. В обоснование необходимости зачесть указанный период в специальный стаж истец Новикова Л.А. ссылалась на то, что согласно п. 8 «В» Правил № 781 должность «заведующая» не подлежит зачету в специальный стаж в случае, если эта должность выполнялась в учреждениях указанных в п. 1.8. Списка, в частности в дошкольных образовательных учреждений общего типа. Однако из пункта 8»Б» этих Правил, указывает Новикова Л.А., следует, что работа в должности «заведующая» подлежит зачету в специальный стаж педагогической деятельности, если она выполнялась в специальных (коррекционных) учебных заведениях. Муниципальное специальное дошкольное образовательное учреждение <данные изъяты>, наименование которого было впоследствии уточнено на <данные изъяты>», а <данные изъяты>» относятся к специальным учебным учреждениям, предусмотренным п. 1.5 Списка, где должность заведующей прямо предусмотрена в качестве должности, работа в которой дает право на зачет этой работы в специальный стаж педагогической работы. Период работы Новиковой Л.А. со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>) в должности <данные изъяты> на <данные изъяты> ставки <данные изъяты>» не был учтен в специальный стаж педагогической работы, т.к. согласно п. 4 Правил № 781 периоды работы начиная с 01.09.2000 г. засчитываются в специальный стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы)нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами, а по п. 8 «А» этих Правил в стаж работы засчитывается работа в должности директора (начальника, заведующего)учреждений, указанных в пунктах 1.1, 1.2 и 1.3 (кроме детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных)для детей с отклонениями в развитии) и пунктах1.4-1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, за период до 1сентября 2000г. независимо от ведения преподавательской работы. Указанная работа за период начиная с 1сентября 2000г. засчитывается в стаж работы при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год). Не соглашаясь с отказом ответчика включить в специальный стаж указанного выше периода, представитель истца Байдак Т.В. указала, что Новикова Л.А. в спорный период наряду с работой по должности заведующей выполняла работу по должности <данные изъяты> в объеме педагогической нагрузки <данные изъяты> ставки, что составляет <данные изъяты> часов в неделю, как того и требует п. 8 «А» Правил № 781. Истец просит обязать ГУ – Управление пенсионного фонда № по г. Москве и Московской области включить в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии вышеуказанные периоды и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с детьми с ДД.ММ.ГГГГ Представитель ответчика ГУ УПФ № по гор. Москве и Московской области – Базарова Т.В. иск не признала. Дала объяснения аналогичные отказу. Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, подлинное пенсионное дело Новиковой Л.А., суд приходит к выводу, что исковые требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с подпунктом 10 пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. за № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность с детьми в государственных и муниципальных учреждениях не менее 25 лет, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления и периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. за №781 был утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Новикова Л.А. обратилась в ГУ УПФ № по г. Москве и Московской области за назначением досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью с детьми не менее <данные изъяты> лет. . Согласно выписки из протокола комиссии по пенсионным вопросам ГУ УПФ № по г. Москве и Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении указанной пенсии ей было отказано, поскольку в специальный стаж педагогической работы было включено лишь <данные изъяты>. Остальные периоды ее педагогической работы в специальный стаж не засчитаны. Период работы Новиковой Л.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исполняющей обязанности заведующей указанного <данные изъяты> не засчитаны в специальный стаж, поскольку наименование учреждений «д/с» и «Отдел детских учреждений» не предусмотрены ни одним Списком должностей и учреждений, работа в который дает право на досрочную пенсию по старости. Однако в п. 1.8 «наименований учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом19 пункта1 статьи27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, предусмотрены «дошкольные образовательные учреждения», в частности детские сады. «Д\С» является сокращением слов «детский сад». Отдел детских учреждений – это отдел, куда входил целый ряд детских дошкольных учреждений, находившихся на балансе Глуховского хлопчато-бумажного комбината, включая детские сады, ясли и ясли-сады. Кроме того, как следует из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами Государственной Думы Астраханской области, Верховного Суда Удмуртской Республики, Биробиджанского городского суда Еврейской автономной области, Елецкого городского суда Липецкой области, Левобережного, Октябрьского и Советского районных судов города Липецка, а также жалобами ряда граждан" в действующей системе правового регулирования пенсионного обеспечения, исходящего из того, что досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, так же как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста, различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию, как форма собственности (т.е. зависят от того, являются учреждения, в которых осуществлялась эта деятельность, государственными, муниципальными или нет), нельзя считать обоснованными с точки зрения вытекающего из Конституции Российской Федерации требования равноправия применительно к правам, гарантированным ее статьей 39. Взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - в той мере, в какой они не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует, - порождают такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое ведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение, и тем самым нарушают предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, а также не согласуются с ее статьями 8 (часть 2), 35 (часть 1) и 37 (часть 3). Отсюда следует, что до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подпунктах 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Таким образом, период работы Новиковой Л.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> подлежит зачету в специальный стаж ее педагогической работы наряду. Не были зачтены в специальный стаж педагогической работы Новиковой Л.А. периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ во время работы в должности учителя-логопеда на <данные изъяты> ставки и <данные изъяты> ставки соответственно, заведующей и директора соответственно <данные изъяты>», поскольку, во-первых должность «заведующая» не предусмотрена Списком № 781, во-вторых, согласно п. 4 Правил № 781 периоды работы, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, засчитываются в специальный стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы)нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами, а по п. 8 «А» Правил № 781 в стаж работы засчитывается работа в должности директора (начальника, заведующего)учреждений, указанных в пунктах 1.1, 1.2 и 1.3 (кроме детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных)для детей с отклонениями в развитии) и пунктах1.4-1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, за период до 1сентября 2000г. независимо от ведения преподавательской работы. Указанная работа за период начиная с 1сентября 2000г. засчитывается в стаж работы при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее <данные изъяты> часов в неделю (<данные изъяты> часов в год). Суд не соглашается с позицией ответчика по следующим основаниям. Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учреждение, в котором работала Новикова Л.А. в должности <данные изъяты> Согласно п.п. 1.4 Устава <данные изъяты>», зарегистрированного Постановлением главы администрации <данные изъяты> района № от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный №, <данные изъяты> создано в целях обеспечения детям от 2 до 7 лет с физическими и(или) психическими недостатками возможности развить свои физические и психические способности в целях приспособления к социальной среде, подготовки к обучению в специальной или массовой школе. Основным видом деятельности указанного учебного заведения являлась организация и проведение коррекционно-воспитательного процесса, направленного на исправление конкретного дефекта, преодоления психо-физических недостатков медицинскими, педагогическими и другими специалистами. Согласно Приказа Министерства просвещения СССР № 125 от 21.11.1972 г., «О введении в действие номенклатуры дошкольных учреждений для аномальных детей системы Министерства просвещения СССР» дошкольные учреждения для аномальных детей относились к группе учреждений специального назначения. Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. к указанному выше Уставу были зарегистрированы изменения в наименовании учреждения, которое стало именоваться <данные изъяты>, а ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрирована новая редакция Устава, по которой указанное специальное дошкольное учреждение получило наименование <данные изъяты> Из п. 2.1. Устава <данные изъяты>» усматривается, что основная цель этого учреждения является тождественной цели <данные изъяты>» и составляет обеспечение детям от 2 до 7 лет с физическими и(или) психическими недостатками возможности развивать свои физические и психические способности с учетом индивидуальных возможностей ребенка, обеспечение готовности к школьному обучению. Одной из основных задач является организация и проведение коррекционно-воспитательного процесса, направленного на исправление конкретного дефекта (речи, зрения, интеллекта, слуха, опорно-двигательного аппарата) с учетом его специфики и индивидуальных особенностей ребенка. ДД.ММ.ГГГГ данное учреждение вновь уточнило свое наименование и стало именоваться <данные изъяты> Из свидетельства о государственной регистрации юридического лица № (л.д. <данные изъяты>) следует, что <данные изъяты> внесено в реестр под номером № ДД.ММ.ГГГГ Из наименований образовательного учреждения, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. и основных целей и задач деятельности и иных письменных доказательств усматривается, что учреждение, в котором в спорные периоды работала Новикова Л.А. относиться к специальным учебным учреждениям, предусмотренным п. 1.5 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. за №781. Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ во время работы в должности <данные изъяты> соответственно в указанных выше учреждениях специального назначения Новикова Л.А. выполняла по совместительству работу <данные изъяты> соответственно, что подтверждается: копиями карточек-справок за период с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. <данные изъяты>), копиями тарификационных списков за ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>), копиями приказов № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>), №А от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>), № от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с п.3 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 03.04.2003 N191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" учителям-логопедам установлена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы - 20 часов в неделю. Соответственно 0,5 ставки составит 10 часов в неделю, а 0,3 ставки – 6 полных часов в неделю, что является достаточным для включения в специальный стаж работы работу по должности заведующего специального учебного заведения, предусмотренного п. 1.5 Списка № 781. Таким образом, суд приходит к выводу о правомерности включения в специальный стаж работы Новиковой Л.А. периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ во время работы в должности <данные изъяты> соответственно, <данные изъяты> соответственно <данные изъяты> С учетом включения в стаж для назначения Новиковой Л.А. досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с детьми вышеперечисленных периодов, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ она имела не менее <данные изъяты> лет педагогической деятельности, поэтому ей должна быть назначена указанная пенсия с момента обращения за таковой, то есть с ДД.ММ.ГГГГ На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Новиковой Л. А. к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда № по г. Москве и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, - удовлетворить. Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда № по г. Москве и Московской области включить Новиковой Л. А. в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельность с детьми не менее <данные изъяты> лет периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности исполняющей обязанности заведующей <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ во время работы в должности <данные изъяты> а также со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ во время работы в должности <данные изъяты> Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда № по г. Москве и Московской области назначить Новиковой Л. А. досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждений для детей с ДД.ММ.ГГГГ Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение десяти дней. Судья: