31 октября 2011 года г. Ногинск Ногинский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Мурзиной А.Г., при секретаре Франчук М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костиной Т. Н. к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации № по г. Москве и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, У С Т А Н О В И Л: Костина Т. Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации № по г. Москве и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, и просила суд: обязать ГУ УПФ РФ № по г. Москве и Московской области включить Костиной Т. Н. в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельностью в городе не менее 30 лет периоды получения пособия по беременности и родам во время работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении, и назначить ей пенсию с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Костина Т. Н. предъявила в суд уточненное исковое заявление, и просила суд: обязать ГУ УПФ РФ № по г. Москве и Московской области включить Костиной Т. Н. в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения период получения пособия по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (ребенок ДД.ММ.ГГГГ года рождения), период получения пособия по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (ребенок ДД.ММ.ГГГГ года рождения) во время работы <данные изъяты> с применением льготного порядка (1 год работы, как 1 год и 6 месяцев), период нахождения в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ во время работы <данные изъяты> с применением льготного порядка (1 год работы, как 1 год и 6 месяцев), и назначить досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование своих исковых требований истец ссылалась на то, что ДД.ММ.ГГГГ Костина Т.Н. обратилась с заявлением в ГУ УПФ РФ № по г. Москве и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п. 20 п. 1 статьи 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, имея специальный требуемый стаж работы 30 лет. Однако, в назначении досрочной трудовой пенсии ей было отказано в связи с тем, что специальный стаж Костиной Т.Н. составляет <данные изъяты>. Костина Т.Н. считает отказ ГУ УПФ РФ № по г. Москве и Московской области незаконным и необоснованным. В судебном заседании представитель истца Сергеева Н.К. исковые требования поддержала в полном объеме, дав суду объяснения аналогичные тем, что изложены в исковом заявлении. Представитель ответчика ГУ УПФ РФ № по г. Москве и Московской области Базарова Т. В. в судебном заседании иск не признала, по тем же основаниям, по которому был дан письменный ответ Костиной Т. Н. об отказе ей в досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно пп. 20 п. 1, п. 2 ст. 27 Федерального закона РФ 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. В соответствии п. 2 ст. 27 Федерального закона РФ 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (в редакции Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 года № 449) был утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Костина Т.Н. обратилась в ГУ УПФ РФ № по г. Москве и Московской области с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», полагая, что она имеет стаж по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет. Однако, ГУ УПФ РФ № по г. Москве и Московской области отказало ей в досрочном назначении трудовой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа, указав, что специальный стаж Костиной Т. Н. в городе, подтвержденный документами в соответствии с действующим законодательством составляет <данные изъяты> (л.д. <данные изъяты>). При этом, период получения пособия по беременности и родам Костиной Т.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (ребенок ДД.ММ.ГГГГ года рождения), период получения пособия по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (ребенок ДД.ММ.ГГГГ года рождения) во время работы <данные изъяты> не могут быть засчитаны в специальный стаж с применением льготного порядка 1 год работы, как 1 год и 6 месяцев, так как согласно п. 5 Разъяснения Минтруда России от 22.05.1996 года № 5, и п. 2 Постановления № 464, установлено, что льготное исчисление применяется только в отношении периодов работы. Период получения пособия по беременности и родам по своей правовой природе не может рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, связанная с повышенной интенсивностью, сложностью, психоэмоциональной, физической и прочей нагрузкой, ведущей к утрате профессиональной пригодности. В период получения пособия по беременности и родам сохраняются только трудовые отношения. При этом не осуществляется лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения, то есть отсутствует факт работы в должности <данные изъяты> Учитывая изложенное, период получения пособия по беременности и родам включается в стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Суд, оценив в совокупности представленные доказательства по делу приходит к выводу, что исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. Согласно ст. 2 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Конституционный Суд РФ в определении от 5 ноября 2002г. за № 320-0 по жалобе Спесивцева Ю.И. на нарушение его конституционных прав, указал, что, принимая то или иное решение, гражданин ориентируется на нормы, определяющие его права и обязанности в соответствии с действующим на тот момент законодательством. При этом Конституционный Суд подтвердил право законодателя вносить изменения в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, обеспечивая, однако, соблюдение конституционных требований, в частности, вытекающих из принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Согласно сформулированной правовой позиции Конституционного Суда РФ, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и регулируемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 57 Конституции Российской Федерации. Согласно разъяснению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17.10.2003г. № 4, утвержденному по согласованию с пенсионным фондом РФ постановлением Минтруда России от 17.10.2003г. № 70, при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27 Закона от 17.12.2001 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа). В стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). В соответствии с п. 7 Постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 года № 373/24-11 отпуск по уходу за ребенком до трех лет и больничные листы включаются в специальный стаж для исчисления пенсии в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев, так как выше названным периодам предшествовала работа, подлежащая включению в специальный стаж в льготном исчислении. Как усматривается из копии трудовой книжки Костина Т. Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности <данные изъяты> (л.д. <данные изъяты>). Согласно справке №исх от ДД.ММ.ГГГГ Костина Т. Н. действительно работая в <данные изъяты>, находилась в отпуске по уходу за детьми: в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на больничном листе по беременности и родам; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком (л.д. <данные изъяты>). До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. С принятием Закона Российской Федерации № 3543-1 от 25 сентября 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года. Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии". Принимая во внимание, что отпуск по уходу за ребенком начался ДД.ММ.ГГГГ., то есть в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (до момента его прерывания) подлежит включению в специальный стаж работы Костиной Т. Н., дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что период получения пособия по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (ребенок ДД.ММ.ГГГГ года рождения), период получения пособия по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (ребенок ДД.ММ.ГГГГ года рождения) во время работы <данные изъяты> с применением льготного порядка (1 год работы, как 1 год и 6 месяцев), период нахождения в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ во время работы <данные изъяты> с применением льготного порядка (1 год работы, как 1 год и 6 месяцев) подлежат включению в специальный стаж Костиной Т. Н.. С учетом того, что в стаж для назначения пенсии Костиной Т.Н. подлежат включению вышеуказанные периоды, то на ДД.ММ.ГГГГ имела необходимый, не менее 30 лет, стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Таким образом, исковые требования Костиной Т. Н. к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации № по г. Москве и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, являются законными и обоснованными, а потому подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Удовлетворить иск Костиной Т. Н. к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации № по г. Москве и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Обязать ГУ УПФ РФ № по г. Москве и Московской области включить Костиной Т. Н. в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения период получения пособия по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (ребенок ДД.ММ.ГГГГ года рождения), период получения пособия по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (ребенок ДД.ММ.ГГГГ года рождения) во время работы <данные изъяты> с применением льготного порядка (1 год работы, как 1 год и 6 месяцев), период нахождения в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ во время работы <данные изъяты> с применением льготного порядка (1 год работы, как 1 год и 6 месяцев), и назначить досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение десяти дней. Судья: