о признании недействительным государственного сертификата на материнский (семейный) капитал



Дело

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

22 сентября 2011 г. Ногинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Лебедевой В.Ю.,

при секретаре Чернышевой О.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда РФ по г.Москве и Московской области к Прилепко Е. А. о признании недействительным государственного сертификата на материнский (семейный) капитал,

установил:

ГУ УПФ РФ по г.Москве и МО обратилось в суд с иском к Прилепко Е.А. о признании недействительным государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, обосновывая заявленные требования следующим.

Государством ФЗ от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» для семей, имеющих детей, установлены дополнительные меры государственной поддержки в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. В соответствии с указанным законом ответчик Прилепко Е.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ УПФ РФ по г.Москве и МО с заявлением о выдаче ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением ДД.ММ.ГГГГ второго ребенка ФИО 2. При этом ответчику были разъяснены условия прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки. В заявлении ответчик собственноручно внесла запись о том, что родительских прав в отношении ребенка, в связи с которым возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, не лишалась. При этом ответчик под роспись была предупреждена об ответственности за достоверность представленных сведений. Управлением ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о выдаче ответчику государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Сертификат выдан ДД.ММ.ГГГГ серия МК-111 . В соответствии со ст.10 ФЗ от 28.04.2009 г. №72-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан» ДД.ММ.ГГГГ Прилепко Е.А. обратилась с заявлением о предоставлении ей единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала. Управлением было принято решение о предоставлении ей единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала в размере <данные изъяты> руб. и указанная сумма перечислена на лицевой счет ответчика в банке. В ГУ УПФ РФ по г.Москве и МО обратилась мать Прилепко Е.А.ФИО 1 для оформления государственных сертификатов на МСК на своих внучек ФИО, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, и ФИО 2, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения. При этом ФИО 1 представила решения суда от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ о лишении Прилепко Е.А. родительских прав в отношении двух детей. В соответствии с правилами подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал от 30.12.2006 г. №873, утвержденными Постановлением Правительства РФ и ч.2 ст.3 Закона №256-ФЗ, дети, в отношении которых мать лишена родительских прав для получения сертификата на МСК не учитываются. Согласно решению суда от ДД.ММ.ГГГГ Прилепко Е.А. лишена родительских прав в отношении ФИОДД.ММ.ГГГГ г.рождения, при рождении дочери ФИО 2, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения для реализации права на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей она считается первым ребенком. В связи с отсутствием у Прилепко Е.А. права на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, оно не может перейти детям в соответствии со ст.3 п.3 Закона №256-ФЗ. В соответствии с ч.8 ст.5 Закона №256-ФЗ лица, подавшие заявление о выдаче сертификата, несут отственность в соответствии с законодательством РФ за достоверность сведений, содержащихся в преджставленных ими документах. Прилепко Е.А. была ознакомлена с ответственностью о даче ложных сведений, о чем собственноручно указала, соответственно незаконно получила государственный сертификат на материнский (семейный) капитал и единовременную выплату из средств МСК в размере <данные изъяты> руб. Учитывая то обстоятельства, что наличие выданного сертификата ответчику, при отсутствии права ответчика на дополнительные меры государственной поддержки, препятствует реализации права отца ребенка или самого ребенка, на дополнительные меры господдержки в соответствии с положениями ч.3, 4, 5 ст.3 Закона №256-ФЗ ГУ УПФ РФ по г.Москве и МО просит суд признать Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии МК-III от ДД.ММ.ГГГГ, выданный на имя Прилепко Е.А., недействительным и взыскать с Прилепко Е. А. необоснованно полученные денежные средства в сумме <данные изъяты> руб.

В судебном заседании представитель истца ГУ УПФ РФ по г.Москве и Московской области Базарова Т.В. иск поддержала в полном объеме, дала суду объяснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Прилепко Е.А., извещенная надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явилась, о причинах неявки суд не известила. Суд, с согласия представителя истца, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика Прилепко Е.А. в порядке заочного производства.

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Государством Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» для семей, имеющих детей, установлены дополнительные меры государственной поддержки в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

Круг субъектов имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки и условия приобретения, определен ст.3 Закона №256-ФЗ.

Согласно ст.2 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (далее - дополнительные меры государственной поддержки);

2) материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом;

3) государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

В соответствии со ст.3 этого же Закона:

1. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с ДД.ММ.ГГГГ;

2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с ДД.ММ.ГГГГ, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

2. При возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

3. Право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей.

4. В случаях, если отец (усыновитель) ребенка, у которого в соответствии с частью 3 настоящей статьи возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности, либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, их право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательном учреждении любого типа и вида независимо от его организационно-правовой формы (за исключением образовательного учреждения дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.

5. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях), указанного в части 4 настоящей статьи, в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»:

1. Лица, указанные в частях 1, 3 - 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат) в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке).

8. Лица, подавшие заявление о выдаче сертификата, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность сведений, содержащихся в представляемых ими документах.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. №873 утверждены Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

В соответствии со ст.10 Федерального закона от 28.04.2009 г. №72-ФЗ (в редакции, действующей до 01.08.2010 г.):

1. Лица, получившие в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на единовременную выплату в размере 12 000 рублей за счет средств материнского (семейного) капитала.

2. В случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", право на единовременную выплату имеет ребенок (дети в равных долях) по достижении им (ими) совершеннолетия либо приобретении им (ими) дееспособности в полном объеме. Единовременная выплата может быть получена при условии достижения ребенком (детьми) совершеннолетия либо приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме по 31 декабря 2009 года включительно и если указанная единовременная выплата ранее не была получена его (их) родителями (усыновителями) или иным законным представителем.

3. Заявление о предоставлении единовременной выплаты подается в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей:

не позднее 31 декабря 2009 года - в случае, если право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" возникло (возникает) с 1 января 2007 года по 30 сентября 2009 года включительно;

не позднее 31 марта 2010 года - в случае, если право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" возникает с 1 октября 2009 года по 31 декабря 2009 года включительно.

4. Размер материнского (семейного) капитала, установленный в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", уменьшается на сумму единовременной выплаты, которая перечисляется на счет лица, открытый в российской кредитной организации.

5. Порядок осуществления единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала, а также правила подачи заявления о ее предоставлении устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития.

Судом установлено, что Прилепко Е.А. имеет двоих несовершеннолетних детей ФИО, ДД.ММ.ГГГГ рождения (л.д.<данные изъяты> – копия свидетельства о рождении) и ФИО 2, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения (л.д.<данные изъяты> – копия свидетельства о рождении).

ДД.ММ.ГГГГ Прилепко Е.А. обратилась в ГУ УПФ РФ по г.Москве и МО с заявлением (л.д.<данные изъяты>) о выдаче ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением ДД.ММ.ГГГГ второго ребенка ФИО 2.

Из указанного заявления усматривается, что ответчику были разъяснены условия прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки, в заявлении ФИО 2 собственноручно внесла запись о том, что родительских прав в отношении ребенка, в связи с которым возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, не лишалась. Кроме того ФИО 2 под роспись была предупреждена об ответственности за достоверность представленных сведений.

ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФ РФ по г.Москве и МО было принято решение о выдаче ответчику государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (л.д.<данные изъяты>) и ДД.ММ.ГГГГ ФИО 2 был выдан сертификат серия МК-111 (л.д.<данные изъяты>).

В соответствии со ст.10 ФЗ от 28.04.2009 г. №72-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан» ДД.ММ.ГГГГ Прилепко Е.А. обратилась в ГУ УПФ РФ по г.Москве и МО с заявлением о предоставлении ей единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала (л.д.<данные изъяты>).

Решением ГУ УПФ РФ по г.Москве и МО от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>) было принято решение о предоставлении Прилепко Е.А. единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала в размере <данные изъяты> руб. и указанная сумма перечислена на лицевой счет ответчика в банке.

В ГУ УПФ РФ по г.Москве и МО обратилась мать Прилепко Е.А.ФИО 1 для оформления государственных сертификатов на МСК на своих внучек ФИО, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, и ФИО 2, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения. При этом ФИО 1 представила в ГУ УПФ РФ по г.Москве и МО решения суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>) и ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>) о лишении Прилепко Е.А. родительских прав в отношении двух детей.

Решением комиссии ГУ УПФ РФ по г.Москве и МО от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты> – копия протокола заседания, л.д.<данные изъяты> – выписка из протокола решения комиссии) было установлено, что при подаче документов в ГУ УПФ РФ по г.Москве и МО Прилепко Е.А. не сообщила, что на момент обращения за получением сертификата, а также и на момент получения единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала в размере <данные изъяты> руб. она была лишена родительских прав в отношении первого ребенка.

Поскольку согласно решению суда от ДД.ММ.ГГГГ Прилепко Е.А. лишена родительских прав в отношении дочери ФИОДД.ММ.ГГГГ г.рождения, то действительно при рождении дочери ФИО 2, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения для реализации права на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей она считается первым ребенком, а следовательно Прилепко Е.А. не имела права на получение сертификата на материнский (семейный) капитал и на единовременную выплату за счет средств материнского (семейного) капитала в размере <данные изъяты> руб.

При таких обстоятельствах, суд находит требования ГУ УПФ РФ по г.Москве и МО законными и обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда РФ по г.Москве и Московской области к Прилепко Е. А. о признании недействительным государственного сертификата на материнский (семейный) капитал удовлетворить.

Признать недействительным Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии МК-III от ДД.ММ.ГГГГ, выданный на имя Прилепко Е. А..

Взыскать с Прилепко Е. А. в пользу Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда РФ по г.Москве и Московской области необоснованно полученные денежные средства из средств материнского (семейного) капитала в размере <данные изъяты> рублей.

Разъяснить ответчику Прилепко Е.А., что она вправе подать в Ногинский городской суд заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ей копии данного решения суда.

Заочное решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене данного решения суда, а в случае, если такое заявление будет подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья подпись

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

-32300: transport error - HTTP status code was not 200