Гражданское дело №г. Р Е Ш Е Н И Е С У Д А Ногинский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи: Чекаловой Н.В., при секретаре: Мордвиновой Г.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Фоминой Д. А. о признании незаконными действий Черноголовского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка и обязании ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области исключить сведения из государственного кадастра недвижимости об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка, У С Т А Н О В И Л: Изначально заявитель Фомина Д.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий Ногинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, примерно в <данные изъяты> м севернее от границы <адрес>, участок № с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м. в размере <данные изъяты>. и об обязании ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области» исключить сведения из государственного кадастра недвижимости об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка, указанного выше, в размере <данные изъяты> В ходе судебного разбирательства, ДД.ММ.ГГГГ заявитель Фомина Д.А. уточнила свои требования, просила суд признать незаконными действия Черноголовского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений об удельном показателе кадастровой стоимости преобразованного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, севернее от границы <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., в размере <данные изъяты>. и обязать ФБУ «Кадастровая палата» по <адрес> исключить сведения из государственного кадастра недвижимости об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., в размере <данные изъяты>., принадлежащего заявителю на праве собственности. В обоснование заявленных требований заявитель ссылалась на то, что ей, на основании договора купли-продажи (купчая) земельного участка, совершенного в простой письменной форме от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по московской области, на праве собственности принадлежит земельный участок, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: подсобное хозяйство, расположенный по адресу: <адрес>, примерно в <данные изъяты> м севернее от границы <адрес>, участок №. Постановлением Главы администрации муниципального образования «сельское поселение <данные изъяты> Московской области» № от ДД.ММ.ГГГГ, был изменен вид разрешенного использования указанного выше земельного участка на дачное строительство. В настоящее время земельный участок не застроен, коммуникации на нем отсутствуют. Как указывает заявитель, она обращалась в Ногинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением произвести переоценку ее земельного участка и внести сведения о кадастровой стоимости на основании результатов переоценки. Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ Черноголовский отдел Управления Росреестра указал, что учитывая, что удельный показатель кадастровой стоимости земель дачных объединений по Ногинскому муниципальному району не утвержден, кадастровая стоимость ее земельного участка была рассчитана с применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости по Московской области – <данные изъяты> за кв.м. Данные сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе были внесены в ГКН на основании утвержденного среднего уровня кадастровой оценки земель дачных объединений, исходя из чего кадастровая стоимость ее земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., теперь составляет <данные изъяты> руб., что в значительной степени превышает его рыночную стоимость. Заявитель считает, что внесенные сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка в размере <данные изъяты> рублей за один кв.м. являются незаконными, нарушают права заявителя, связанные с уплатой установленного законодательством земельного налога. Заявитель Фомина Д.А. в суд не явилась, о явке в суд извещена. В судебном заседании представитель истца Фоминой Д.А. - Забавина С.В., действующая по доверенности, уточненные исковые требования поддержала полностью, приведя суду доводы, аналогичные тем, что изложены выше. Дополнительно пояснила, что тот факт, что уполномоченным органом не был определен средний показатель кадастровой стоимости для дачных объединений по Ногинскому муниципальному району не может служить основанием установления чрезмерно завышенного размера кадастровой стоимости для земельных участков в Ногинском районе без определения состава факторов стоимости, проведения сбора сведений о значении этих факторов, проведения сбора рыночной информации, то есть установления среднего показателя для всей Московской области. Представитель заинтересованного лица – ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области в судебное заседание явился, о явке в суд извещен надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Представитель заинтересованного лица — Черноголовского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, в суд не явился, о явке в суд извещены надлежащим образом. Представили заявление о том, что их интересы представляет Ногинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области. Представитель заинтересованного лица — Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области – Николова Н.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления Фоминой Д.А., ссылаясь на то, что кадастровая стоимость земельного участка определяется в результате проведения государственной кадастровой оценки земель. В соответствии с пунктами 3 и 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. В 2008 году на территории Московской области проводились мероприятия по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений в соответствии с указанной Методикой. Перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области (далее Перечень), формировался по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Результаты оценки утверждены распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 г. № 121-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области» (далее Распоряжение № 121-РМ). Согласно имеющихся в Отделе сведений усматривается, что изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на вид разрешенного использования «дачное строительство» произведено Постановлением муниципального образования «Сельское поселение <данные изъяты> Московской области» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> В соответствии с пунктом 2.3.1. Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222 (далее Методические Указания), в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка. В соответствии с пунктом 2.4. Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее Методические Указания), утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 г № 222, в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка при уточнении его границы, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или выявление ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи, происходят после 1 января года проведения государственной кадастровой оценки земель и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов. Исходя из разъяснений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 22.03.2010 № 15/87-СБ, в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного садового, огородного или дачного земельного участка, не входящего в состав соответствующих объединений, его кадастровую стоимость возможно определить путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия – для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости на площадь земельного участка. Учитывая, что удельный показатель кадастровой стоимости земель дачных объединений по Ногинскому муниципальному району не утвержден, кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих на праве собственности Фоминой Д.А., рассчитана с применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости по Московской области. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя Фоминой Д.А., представителя заинтересованного лица ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области, Черноголовского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, надлежащим образом извещенных о дне, месте и времени слушания дела. Выслушав объяснения представителя заявителя, и представителя заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему. Согласно ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ - гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В соответствии с п.12 Постановления Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке. Судом установлено, что заявитель Фомина Д. А. на основании договора купли-продажи (купчая) земельного участка, совершенного в простой письменной форме от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №, <данные изъяты>, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, является собственником земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: подсобное хозяйство, расположенный по адресу: <адрес> В настоящее время земельный участок не застроен, коммуникации на нем отсутствуют. В соответствии с Постановлением Главы муниципального образования «Сельское поселение <данные изъяты> Московской области» № от ДД.ММ.ГГГГ был изменен вид разрешенного использования земельного участка «подсобное хозяйство» с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> на вид разрешенного использования «для дачного строительства». (л.д. <данные изъяты>). Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 года №121-РМ были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, при этом, средний удельный показатель кадастровой стоимости для дачных объединений по Ногинскому муниципальному району данным Распоряжением установлен не был. В результате принятия указанного Распоряжения от 23.12.2009 года №121-РМ изменилась кадастровая стоимость земельных участков в Московской области, а соответственно и налогооблагаемая база. Также судом установлено, что заявитель обращалась в Ногинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением произвести переоценку ее земельного участка и внести сведения о кадастровой стоимости на основании результатов переоценки. Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ, Черноголовский отдел Управления Росреестра указал, что поскольку, удельный показатель кадастровой стоимости земель дачных объединений по Ногинскому муниципальному району не утвержден, кадастровая стоимость спорного земельного участка была рассчитана с применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости по Московской области – <данные изъяты> за 1 кв.м. Сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе земельного участка были внесены в государственный кадастр недвижимости ФБУ «Кадастровая палата по Московской области на основании утвержденного среднего уровня кадастровой оценки земель дачных объединений по субъекту Российской Федерации (то есть среднего по Московской области), в связи с чем кадастровая стоимость земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащего заявителю, составляет <данные изъяты> В соответствии с совместным Приказом Управления Государственной регистрации кадастра и картографии № 99-ПР и Приказа ФБУ «Кадастровая палата» № 109 -ПР, подписанного 02.07.2010 года «О проведении мероприятий по наделению ФБУ «Кадастровая палата» полномочиями органа кадастрового учета» с 15 сентября 2010 года «ФБУ «Кадастровая палата по Московской области» наделяется полномочиями органа кадастрового учета. Суд, оценив в совокупности представленные доказательства по делу, приходит к выводу, что действия Черноголовского Отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по формированию в государственном земельном кадастре сведений об удельном показателе кадастровой стоимости указанных земельных участков в размере <данные изъяты> рублей являются незаконными, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель (далее - Правила), которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Согласно пункту 9, 5 Правил, кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр. Государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости. Поскольку земельный участок, принадлежащий заявителю, не был включен в инвентаризационную опись земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке земель, а вид разрешенного использования с «подсобное хозяйство» на «дачное строительство» был изменен 30 декабря 2010 года, его кадастровая стоимость должна была определяться в соответствии с п..2.3.1. Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 12 августа 2006г. N222. Так, п.2.3.1. Методических указаний регламентирует, что в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка. Таким образом, указанным нормативным актом установлена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, вид разрешенного использования которого был изменен, путем умножения среднего только для муниципального района (но не субъекта) удельного показателя кадастровой стоимости земель вида объединения, соответствующего измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка. Видом объединения, соответствующим измененному виду разрешенного использования земельных участков заявителя «под дачное строительство» является дачное объединение. Доводы представителя заинтересованного лица Ногинского Отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о необходимости применения разъяснений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 22.03.2010 № 15/87-СБ, также являются необоснованны, поскольку не являются нормативными актами, и кроме того, противоречат Методическим указаниям по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222. На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя Фоминой Д.А. являются законными и обоснованными, а поэтому подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление Фоминой Д. А. о признании незаконными действий Черноголовского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка и об обязании ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области исключить сведения из государственного кадастра недвижимости об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка, удовлетворить. Признать незаконными действия Черноголовского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м.,. в размере <данные изъяты> Обязать ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области исключить сведения из государственного кадастра недвижимости об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащего на праве собственности Фоминой Д. А. в размере <данные изъяты> Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: