об обязании включить в список граждан, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров на территории Московской области в 2010 году, признании права на компенсационные выплаты



РЕШЕНИЕ СУДА

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 декабря 2011 года

Ногинский городской суд Московской области в составе

председательствующего судьи Лебедевой В.Ю.,

при секретаре Павлович И.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ольхова А. А. к Администрации Ногинского муниципального района, Министерству социальной защиты населения Московской области об обязании включить в список граждан, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся, в результате природных пожаров на территории Московской области в 2010 году, признании права на компенсационные выплаты за утраченный вследствие природных пожаров жилой дом,

УСТАНОВИЛ:

Истец Ольхов А.А. обратился в суд с иском к Администрации Ногинского муниципального района, Министерству социальной защиты населения Московской области об обязании включить в список граждан, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся, в результате природных пожаров на территории Московской области в 2010 году, признании права на компенсационные выплаты за утраченный вследствие природных пожаров жилой дом, обосновывая заявленные требования следующим.

ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> произошел пожар, в результате которого сгорели три жилых дома по <адрес>. Ольхову А.А. на правах собственности принадлежит жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв. м инв. Д, кадастровый и земельный участок, общей площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером на котором был расположен данный жилой дом. Постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенного отделом государственного пожарного надзора по Ногинскому району Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, было установлено, что дом и веранда выгорели изнутри по всей площади вместе с имуществом и обгорели снаружи; кровля дома и веранды прогорели и обрушились; перекрытия прогорели и обрушились на всей пощади. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ он, Ольхов А.А., обратился к Главам Администраций: муниципального образования «Сельское поселение Аксено-Бутырское» Московской области и Ногинского муниципального района Московской области, с заявлениями об оказании ему материальной помощи как лицу, пострадавшему от природных пожаров и имеющему право на возмещение материального ущерба за сгоревшее имущество. ДД.ММ.ГГГГ Глава Администрации МО «Сельское поселение Аксено-Бутырское Московской области» направил в рабочую группу Правительства Московской области его документы по вопросу оказания помощи как пострадавшему от природных пожаров, а ДД.ММ.ГГГГ обратился с ходатайством о включении его и других пострадавших: ФИО- дом и ФИО 1 – дом , в списки граждан, утративших жилые помещения в результате природных пожаров на территории Московской области в 2010 году и имеющих право на компенсацию материального ущерба. Глава Администрации Ногинского муниципального района Московской области, заявление истца не рассматривал, а уведомил, что его обращение направлено в Администрацию «Сельское поселение Аксено-Бутырское Московской области». На его обращение в разные инстанции: Правительство Московской области, Министерство Социальной защиты населения Московской области, Московскую областную думу, Правительство РФ, Министерство регионального развития РФ, Общественную палату РФ, Региональное представительство партии «Единая Россия», были получены ответы, в которых говорится, что включение в списки пострадавших в чрезвычайной ситуации осуществляется на основании данных, представленных Администрацией сельских поселений и согласованных с территориальными органами МВД и МЧС. Однако, МЧС по г. Ногинску не подало сведений о произошедшее пожаре, имевшем место ДД.ММ.ГГГГ в вышестоящую инстанцию, в результате чего данный пожар не фигурирует в официальных сводках и истцы не включены в списки пострадавших от природных пожаров в Московской области, в то время как с ДД.ММ.ГГГГ на территории муниципального образования «Ногинский муниципальный район Московской области» был введен режим чрезвычайной ситуации согласно Постановления Главы Администрации Ногинского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ . В последующем от руководителей местных администраций были получены отрицательные ответы на обращения истца, из которых усматривалось, что указанный пожар не является лесным или торфяным, то есть природным, а является техногенным, а потому истцы не относятся к гражданам, пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров на территории Московской области в 2010 году, и имеющим право на меры социальной поддержки и возмещение ущерба. В соответствии с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного начальником ОГПН по Ногинскому району, причиной пожара в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ послужило возгорание сухой травы на необработанном участке дома вследствие попадания на нее солнечных лучей, сфокусировавшихся через стеклянную бутылку при сухой и жаркой погоде. Строения и дом на участках , и пострадали из-за теплового воздействия. Истец не согласны с тем, что пожар, уничтоживший ДД.ММ.ГГГГ дом , как и ряд других домов в <адрес> не определен как природный. Выводы дознавателя отдела ОГПН по Ногинскому району Московской области были сделана на основании осмотра места пожара, показаний очевидцев и участника тушения пожара, а также исходя из обстоятельств его возникновения. Заключение специалиста - государственного учреждения «<данные изъяты>» по Московской области (г. <данные изъяты>) за подписью ФИО 2 (в деле ОГПН по Ногинскому <адрес>) по данному пожару не содержит убедительного ответа на вопрос о причинах пожара, поскольку нет ответа об исходной причине возгорания сухой травы. В экспертном заключении не содержится новых фактов причины возникновения пожара. Все экспертное заключение построено на анализе постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ Исходя из вышеизложенного, истец считает, что пожар, произошедший ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, возник в результате чрезвычайной ситуации из-за аномальной жары, установившейся в нашем регионе в 2010 году, а поэтому является природным пожаром. В соответствии с Законом Московской области от 27.08.2010 года № 108/2010­-ОЗ «О мерах социальной поддержки и возмещения ущерба гражданам, пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров на территории Московской области в 2010 году» право на меры социальной поддержки и возмещения ущерба имеют граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, пострадавшие вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров на территории Московской области в 2010году. Истец просил суд на основании ст. 18 Закона № 68-ФЗ от 01.12.1994г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением Правительства Московской области № 766/43 от 10.09.2010 г., Постановлениями Правительства РФ № 982 от 09.10.1995 г. и № 750 от 3.10.2008г., Указа Президента РФ № 966 от 02.08.2010 г. «Об объявлении чрезвычайной ситуации, связанной с обеспечением пожарной безопасности», Законом Московской области от 27.08.2010 г. №108/2010-ОЗ, ст.150-151, 1064,1099-1101 ГК РФ обязать Администрацию Ногинского муниципального района Московской области включить гр. Ольхова А. А. в список граждан, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров на территории Московской области в 2010 году для предоставления компенсационных выплат и возмещения ущерба; признать за Ольховым А.А. право на компенсационные выплаты за утраченный вследствие природных пожаров жилой дом по <адрес>, предусмотренные Законом Московской области от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ.

В судебном заседании истец Ольхов А.А. исковые требования поддержал, дал объяснения аналогичные доводам искового заявления, дополнительно пояснил, что согласен с выводами, указанными в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела и постановление он не обжаловал. Бутылка могла оказаться не обязательно по вине человека, ее могла принести и собака. Считает, что это природный фактор. В законе не указано, в связи с каким именно природным фактором, вызвавшим пожар, предусмотрены компенсационные выплаты.

Представитель ответчика Администрации Ногинского муниципального района Баскакова Е.С. в судебном заседании исковые требования не признала, в обоснование исковых требований ссылаясь на то, что постановлением губернатора Московской области от ДД.ММ.ГГГГ -ПГ на территории Московской области был введен режим чрезвычайной ситуации. Согласно Сводки чрезвычайных ситуаций и происшествий на территории г. Ногинска и Ногинского муниципального района, а также согласно результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по <данные изъяты> УПК РФ, в котором указана причина пожара в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ - загорание сухой травы на участке дома , вследствие попадания на нее солнечных лучей, сфокусировавшихся через стеклянную бутылку из-за жаркой погоды. Пожар, уничтоживший дома не определен как природный пожар, в связи, с чем положения 3акона Московской области № 108/2010-ОЗ «О мерах социальной поддержки и возмещения ущерб граждан, пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров на территории Московской области в 2010г» не распространяется на жителей вышеуказанных домов.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Московской области, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

В предыдущем судебном заседании представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Московской области Бочкова Н.И. исковые требования Ольхова А.А. не признала, в обоснование возражений на иск пояснила, что Закон Московской области от 27.08.2010г. № 108/2010-ОЗ «О мерах социальной поддержки и возмещении ущерба гражданам, пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров на территории Московской области в 2010 году» (далее - Закон) направлен на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - гражданине), пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров на территории Московской области в 2010 году, (далее - чрезвычайная ситуация), а также определяет порядок и условия, виды и размеры возмещения ущерба и предоставления им мер социальной поддержки. Данный закон разработан на основании Указа Президента Российской Федерации от 02.08.2010 N 966 «Об объявлении чрезвычайной ситуации, связанной с обеспечением пожарной безопасности», в котором четко оговорена ситуация, при которой наступают правовые последствия, обязательно наличие необходимой связи между утратой жилого строения и аномально высокой температурой воздуха в субъекте Российской Федерации, чрезвычайной ситуацией, связанной с лесными пожарами и горением торфяников. Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предусмотренная пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 21.05.2007 N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», не распространяется на чрезвычайные ситуации в лесах, возникшие вследствие лесных пожаров. Данные сведения подтверждаются выводами Главного управления МЧС России по Московской области, которое установило, что пожар, произошел ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> участки , , , , . На указанных участках уничтожено и повреждено имущество граждан. Проверку по данному пожару проводил отдел ГПН по Ногинскому району. Из материалов проверки следует, что первоначальное возгорание возникло на заросшем травой участке . Причиной пожара послужило загорание сухой травы вследствие попадания на нее солнечных лучей, сфокусировавшихся через стеклянную бутылку при сухой и жаркой погоде. Признаков состава преступления не выявлено. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по <данные изъяты> УПК РФ (отсутствие события преступления). Пожар, произошедший ДД.ММ.ГГГГ в доме истца по адресу: <адрес>, не классифицирован как лесной или торфяной пожара. Ущерб, причиненный истцам, не явился следствием природного пожара. На основании документов, поданных Ольховым А.А., усматривается наличие бытового пожара, не связанного с горением лесных массивов или торфяников, в результате чего Министерство социальной защиты населения Московской области на основании нормативных актов, регулирующих данный вопрос, приняло обоснованное и законное решение об отказе в предоставлении компенсационных выплат. Решение, принятое Министерством социальной защиты населения Московской области, доведено до заявителя в письменной форме. Проведенная по заявлению истца ДД.ММ.ГГГГ прокурорская проверка не выявила фактов нарушения законодательства и оснований для принятия мер прокурорского реагирования. В соответствии со статьями 210 и 211 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, риск случайной гибели или случайного повреждения его имущества. Смысл данных статей не позволяет возлагать вину на иных лиц, т.е. в результате сложившейся ситуации ДД.ММ.ГГГГ у истца отсутствуют правовые основания для обращения за выплатами, предусмотренных Законом Московской области от 27.08.2010 № 108/2010-ОЗ. С учетом изложенного, Министерство социальной защиты населения Московской области считает, что истцу на законных основаниях отказано во включении в список на предоставление мер социальной поддержки в возмещении ущерба, как гражданину, пострадавшему вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров на территории Московской области, предусмотренных 3аконом Московской области от 27.08.2010. № 108/2010-03, и на основании главы 16 ГПК РФ.

Представитель третьего лица Правительства Московской области Долгова О.Г. против удовлетворения исковых требований Ольхова А.А. возражала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве представителя ответчика Министерства социальной защиты населения Московской области, дополнительно пояснила, что действительно Законом Московской области от 27.08.2010 № 108/2010-ОЗ предусмотрены компенсационные выплаты для граждан, которые пострадали в следствии ЧС в ДД.ММ.ГГГГ. в связи с природными пожарами. Пожары бытового характера по данному закону не предусмотрены. Одним из оснований для назначения компенсационных выплат является справка пожарных органов о чрезвычайном пожаре. Из справки, выданной истцу, не следует, что пожар произошел в результате природного пожара, а напротив, следует, что пожар был бытовой. В данном случае истец вправе обратиться к соседу, на участке которого имелась неубранная сухая трава и бутылки, за счет чего произошел пожар. В ст. 9 Закона Московской области № 108/2010-ОЗ предусмотрено, что финансовое обеспечении этих мер производится из средств бюджета МО. Ссылка истца на распоряжение Правительства МО № 1400-Р и № 1286-Р является не состоятельной, т.к. в данных распоряжениях идет речь о денежных средствах, которые перечисляются субъектам РФ из средств Федерального бюджета. В соответствии с Законом МО № 108/2010-ОЗ было принято постановление правительства МО № 766/43 от 10.09.2010 г., в соответствии с которым был установлен порядок обращения граждан и перечень документов, которые необходимо предоставить для производства выплаты. В соответствии п. 1 этого порядка одним из необходимых документов является копия справки органа специально уполномоченного решать вопросы по ликвидации ЧС в МО о факте пожара и об утрате жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации. При обращении истца за выплатой данная справка не была предоставлена. В материалах дела имеется справка этого органа – Отдел пожарного надзора по Ногинскому району, из которого следует, что случившийся пожар не является следствием чрезвычайной ситуации. Справка должна свидетельствовать о том, что утрата жилого помещения и имущества была следствием того, что причиной возгорания был лесной либо торфяной пожар. Ссылка истца на ст.18 Федерального закона РФ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», где говорится, что граждане имеют право на возмещение при чрезвычайной ситуации является необоснованной, так как ст. 198 Закона говорит, что граждане обязаны соблюдать меры безопасности в быту и в повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требования экологической безопасности, которые могут привести к возникновения чрезвычайной ситуации.

Представитель третьего лица Отдела надзорной деятельности по Ногинскому району ГУ МЧС РФ по Московской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, в деле имеется заявление, с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

В письменном отзыве представитель третьего лица Отдела надзорной деятельности по Ногинскому району ГУ МЧС РФ по Московской области против удовлетворения иска Ольхова А.А. возражал, ссылаясь на то, что сами по себе случаи горения сухой травы (также как и тополиного пуха, стерни, пожнивных остатков) не подлежат статистическому учету как пожар (независимо от при­чин его возникновения), если они не привели к распространению горения на другие объ­екты защиты (приказ МЧС РФ от 21.11.2008 №714 «Об утверждении порядка учета пожа­ров и последствий от них», п.14), поскольку пожар - это не контролируемое горение, при­чиняющее ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства (ФЗ РФ от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст.1). Горение травы по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ привело к распростране­нию огня на строения жилого сектора. Горение строений является пожаром и как пожар учитывается. Законодательно пожары классифицируются только по виду горючего материала и по сложности их тушения (ФЗ РФ от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о тре­бованиях пожарной безопасности», ст.7). Так, согласно ст.8 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности рассматриваемый пожар является пожаром класса А - пожар твердых горючих веществ и материалов. При этом в служебной деятельности могут использоваться любые другие классификации пожаров, по самым разным показателям с разными целями. Рассматриваемый пожар можно определить как пожар в жилом секторе, на территории <данные изъяты> сельского поселения, по прочим причинам (не входящим в наиболее распространенные группы причин).

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, материал Отдела ГПН по Ногинскому району по факту пожара , суд приходит к следующему.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 211 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

Указом Президента Российской Федерации от 02 августа 2010г. №966 «Об объявлении чрезвычайной ситуации, связанной с обеспечением пожарной безопасности» была объявлена чрезвычайная ситуация, связанная с обеспечением пожарной безопасности, в Республике Марий Эл, Республике Мордовия, Владимирской, Воронежской, Московской, Нижегородской и Рязанской областях, сложившаяся в связи с аномально высокой температурой воздуха в ряде субъектов Российской Федерации, связанная с обеспечением пожарной безопасности: горят леса и торфяники; пожары привели к гибели людей, утрате жилья и имущества граждан.

Во исполнение Указа Президента РФ от 02 августа 2010г. №966 был принят закон Московской области №108/2010-ОЗ области «О мерах социальной поддержки и возмещении ущерба гражданам, пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров на территории Московской области в 2010году».

В силу ст. 2 Закона Московской гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайной ситуации, а также предоставление мер социальной поддержки.

Если гражданин имеет право на меры социальной поддержки и на возмещение ущерба в соответствии с настоящим Законом и одновременно на такие же меры социальной поддержки и такое же возмещение ущерба в соответствии с иным нормативным правовым актом Московской области, меры социальной поддержки и возмещение ущерба независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо в соответствии с настоящим Законом, либо иным нормативным правовым актом Московской области.

В соответствии с п.4 ст.3 Закона Московской области «О мерах социальной поддержки и возмещении ущерба гражданам, пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров на территории Московской области в 2010году» предусмотрено предоставления мер социальной поддержки и возмещения ущерба гражданам Российской Федерации, являвшимся собственниками жилого помещения и лишившимся его в результате чрезвычайной ситуации.

Согласно ч.2 ст. 4 Закона Московской области меры социальной поддержки и возмещение ущерба предоставляются в виде:

1) единовременного пособия;

2) единовременной материальной помощи;

3) компенсационной выплаты за утраченное жилое помещение;

4) компенсационной выплаты за утраченное жилое строение или жилой дом, расположенный на садовом или дачном земельном участке;

5) компенсации ущерба в форме бесплатного предоставления жилого помещения вместо утраченного жилого помещения на принадлежащем гражданину земельном участке или земельном участке, предложенном органами местного самоуправления муниципального образования Московской области (далее - компенсация ущерба в форме бесплатного предоставления жилого помещения).

Согласно ст. 5 Закона Московской области «О мерах социальной поддержки и возмещении ущерба гражданам, пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров на территории Московской области в 2010году»

1. Единовременное пособие членам семьи гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации, выплачивается в размере 1300000 рублей за каждого погибшего.

2. Единовременная материальная помощь выплачивается в следующих размерах:

1) 100000 рублей гражданам, указанным в пункте 1 статьи 3 настоящего Закона;

2) 200000 рублей в связи с утратой имущества гражданам, указанным в статье 3 настоящего Закона.

3. Компенсационная выплата за утраченное жилое помещение предоставляется:

1) гражданам, указанным в пункте 4 статьи 3 настоящего Закона, не имевшим утраченное жилое помещение местом постоянного проживания;

2) гражданам, указанным в пункте 7 статьи 3 настоящего Закона.

4. Компенсационная выплата за утраченное жилое строение или жилой дом, расположенные на садовом или дачном земельном участке предоставляется гражданам, указанным в пункте 6 статьи 3 настоящего Закона.

5. Компенсация ущерба в форме бесплатного предоставления жилого помещения осуществляется:

1) гражданам, указанным в пунктах 3 и 5 статьи 3 настоящего Закона, по договору социального найма;

2) гражданам, указанным в пункте 4 статьи 3 настоящего Закона, постоянно проживавшим в утраченном жилом помещении, в собственность;

3) гражданам, указанным в пункте 4 статьи 3 настоящего Закона, не имевшим утраченное жилое помещение местом постоянного проживания, в собственность.

6. Компенсационная выплата за утраченное жилое помещение либо компенсация ущерба в форме бесплатного предоставления жилого помещения осуществляется гражданам, указанным в пункте 4 статьи 3 настоящего Закона, не имевшим утраченное жилое помещение местом постоянного проживания, по их выбору.

7. Выплата единовременного пособия, единовременной материальной помощи и предоставление компенсационной выплаты за утраченное жилое помещение, компенсационной выплаты за утраченное жилое строение или жилой дом, расположенный на садовом или дачном земельном участке, осуществляется центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере социальной защиты населения Московской области (далее - Уполномоченный орган) в установленном им порядке.

8. Порядок обращения граждан для получения компенсационной выплаты за утраченное жилое помещение, компенсационной выплаты за утраченное жилое строение или жилой дом, расположенный на садовом или дачном земельном участке и компенсации ущерба в форме бесплатного предоставления жилого помещения, перечень документов, представляемых для данных целей, определяются Правительством Московской области.

9. Компенсация ущерба в форме бесплатного предоставления жилого помещения осуществляется по решению Правительства Московской области уполномоченным им центральным исполнительным органом государственной власти Московской области.

Согласно п.1 и 7 Порядка обращения граждан и переченя документов, представляемых для получения компенсационной выплаты за утраченное жилое помещение, компенсационной выплаты за утраченное жилое строение или жилой дом, расположенный на садовом или дачном земельном участке, и утраченных в результате природных пожаров на территории Московской области в 2010 году, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 10 сентября 2010г. №766/43

Для получения компенсационных выплат собственник жилого помещения, жилого дома, жилого строения, утраченного в результате чрезвычайной ситуации (далее - заявитель), подает в территориальное структурное подразделение Министерства социальной защиты населения Московской области по месту нахождения утраченного жилого помещения, утраченного жилого строения или жилого дома, расположенного на садовом или дачном земельном участке, следующие документы:

1) заявление на получение компенсационной выплаты за утраченное жилое помещение или получение компенсационной выплаты за утраченное жилое строение или жилой дом, расположенный на садовом или дачном земельном участке, по форме, установленной Министерством социальной защиты населения Московской области;

2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (паспорт или иной документ, его заменяющий);

3) копии документов, подтверждающих право собственности, либо владения, либо пользования утраченным в результате чрезвычайной ситуации жилым помещением, либо утраченным жилым строением или жилым домом, расположенным на садовом или дачном земельном участке;

4) копия справки органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Московской области, о факте пожара и об утрате жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации.

Копии документов, указанных в подпунктах 2, 3, 4 настоящего пункта, представляются с подлинниками для сверки.

Заявитель несет ответственность за достоверность представленных документов.

Министерством социальной защиты населения Московской области в течение 5 дней со дня представления заявителем документов, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, принимается решение о предоставлении компенсационных выплат либо об отказе в их предоставлении.

Судом установлено, что Ольхову А.А. на праве собственности принадлежал жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв. м инв. кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи земельного участка с жилым домом от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>). Также Ольхову А.А. на праве собственности на основании договора купли-продажи земельного участка с жилым домом от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером , расположенный по указанному выше адресу (л.д.<данные изъяты>).

ДД.ММ.ГГГГ в результате пожара жилой дом, принадлежащий истцу на праве собственности сгорел. Также в результате указанного пожара пострадали жилые дома по <адрес>

Согласно справки отдела государственного пожарного надзора по Ногинскому району Московской области от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> выгорел изнутри на всей площади и обгорел снаружи, кровля и часть стен прогорели и обрушились (л.д.<данные изъяты>).

Постановлением и.о. дознавателя отдела ГПН по Ногинскому району капитана внутренней службы ФИО 3 от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в возбуждении уголовного дела по факту пожара в строениях на участках домов, расположенных по <адрес>, в связи с отсутствием события преступления, предусмотренного ст. 167 и 168 УК РФ. (л.д.<данные изъяты>). Постановлением Ногинского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление отменено как незаконное (л.д.<данные изъяты>).

Постановлением и.о. дознавателя отдела ГПН по Ногинскому району капитана внутренней службы ФИО 3 от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в возбуждении уголовного дела по факту пожара в строениях на участках домов, расположенных по <адрес>, в связи с отсутствием события преступления, предусмотренного ст. 167 и 168 УК РФ. (л.д.<данные изъяты>). Постановлением Ногинского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление отменено как незаконное (л.д.<данные изъяты>).

После проведения дополнительной проверки и заключения получения специалиста постановлением и.о. дознавателя отдела ГПН по Ногинскому району капитана внутренней службы ФИО 3 от ДД.ММ.ГГГГ было вновь отказано в возбуждении уголовного дела по факту пожара в строениях на участках домов, расположенных по <адрес>, в связи с отсутствием события преступления, предусмотренного ст. 167 и 168 УК РФ (л.д.<данные изъяты>).

Согласно постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела и.о. дознавателя отдела ГПН по Ногинскому району капитана внутренней службы ФИО 3 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в результате пожара жилой дом с верандой по адресу: <адрес>, выгорел изнутри на всей площади вместе с имуществом и обгорел снаружи, кровля дома и веранды прогорели и обрушились, перекрытия прогорели и обрушились на всей площади; из заключения специалиста ГУ СЭУ ФПС «ИПЛ по МО», материалов проверки по факту пожара, а также исходя из обстоятельств возникновения пожара, установлено, что первоначальное горение происходило в юго-восточной части участка , где расположен очаг пожара. Причиной пожара в строениях, расположенных на участках ,, , , послужило воздействие открытого пламени от горения сухой травы на сгораемые строительные конструкции и элементы внутренней и внешней отделки строений. Из материалов проверки по факту пожара, протокола осмотра места пожара, показаний очевидцев и участника тушения пожара, а также исходя из обстоятельств его возникновения установлено, что причиной пожара послужило загорание сухой травы на необработанном участке дома вследствие попадания на нее солнечных лучей, сфокусировавшихся через стеклянную бутылку при сухой и жаркой погоде. Строение дома на участке загорелось из-за перехода на него огня от горевшей сухой травы. Строения и дома на участках загорелись из-за теплового воздействия.

В связи с произошедшим пожаром истец Ольхов А.А. обращался в Администрацию Ногинского муниципального района Московской области, Администрацию муниципального образования «Сельское поселение Аксено-Бутырское Московской области» с заявлениями о компенсации понесенного им ущерба в рамках программы помощи вследствие чрезвычайной ситуации, ссылаясь на то, что по его мнению он является лицом, пострадавшим от природных пожаров и имеющим право на возмещение материального ущерба за сгоревшее имущество (л.д.<данные изъяты>).

Письмом Администрации Ногинского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ Ольхову А.А. было сообщено, что его обращение направлено для рассмотрения в администрацию муниципального образования «Сельское поселение Аксено-Бутырское Московской области» (л.д.<данные изъяты>.).

ДД.ММ.ГГГГ Глава Администрации МО «Сельское поселение Аксено-Бутырское Московской области» направил в рабочую группу Правительства Московской области его документы по вопросу оказания помощи как пострадавшему от природных пожаров (л.д.<данные изъяты>).

На обращение в Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты Московской области, а также на обращения в разные инстанции: Правительство Московской области, Министерство Социальной защиты населения Московской области, Московскую областную думу, Правительство РФ, Министерство регионального развития РФ, Общественную палату РФ, Региональное представительство партии «Единая Россия», и перенаправленные в Министерство социальной защиты населения Московской области Ольхову А.А. было сообщено, что в соответствии Законом Московской области от 27.08.2010г. №108/2010-ОЗ «О мерах социальной поддержки и возмещении ущерба гражданам, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров на территории Московской области в 2010году» право на меры социальной поддержки и возмещение ущерба имеют граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, пострадавшие вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров на территории Московской области в 2010году. По информации отдела ГПН по Ногинскому району ГУ МЧС России пожар, произошедший ДД.ММ.ГГГГ по вышеуказанному адресу не явился следствием лесного или торфяного пожара, хотя и произошел в период действия режима чрезвычайной ситуации на территории Ногинского района Московской области, а потому он не имеет права на получение компенсации. (л.д.<данные изъяты>).

Также судом установлено, что Ольхов А.А.. наряду с другими гражданами, чьи дома пострадали в результате пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ обратился в прокуратуру Московской области по вопросу проведения проверки. (л.д.<данные изъяты>)

Из письма прокуратуры Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что нарушений действующего законодательства не выявлено, в связи с чем, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется (л.д.<данные изъяты>).

Анализируя исследованные по делу доказательства, суд находит несостоятельными доводы истца о том, что ДД.ММ.ГГГГ имел место природный пожар, в результате которого пострадало имущество истца. Указанные доводы опровергаются материалом проверки отдела ГПН по Ногинскому району , письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела: ответами Министерства регионального развития (л.д.<данные изъяты>), письмом ГУ МЧС России по Московской области (л.д.<данные изъяты>.), письмом Министра строительства Правительства Московской области (л.д.<данные изъяты>).

Истец ссылается на пояснения специалиста ФИО 4, являющийся профессором кафедры организации надзорной деятельности Академии государственной противопожарной службы МЧС РФ, представленные в материалы гражданского дела - по иску ФИО 1, о том, что исходя из того, что была жаркая и сухая погод, первоначально горение сухой травы началось под воздействием солнечной энергии, сфокусировавшейся через бутылочное стекло, распространение горения происходило по направлению ветра пожар, можно сделать вывод, что пожар, произошедший ДД.ММ.ГГГГ. по <адрес> по первоначальной горючей среде, источнику зажигания, окислителю и направлению распространения может считаться природных пожаром класса «А» (л.д.<данные изъяты>).

Вместе с тем, чрезвычайная ситуация, объявленная на территории ряда субъектов Российской Федерации, в том числе и на территории Московской области указом Президента Российской Федерации от 02 августа 2010г. №966, была обусловлена именно лесными и торфяными пожарами, возникшими в условиях аномально высокой температуры воздуха. Пожар, произошедший ДД.ММ.ГГГГ. по <адрес> не явился причиной лесных и торфяных пожаров, хотя и произошел в период действия режима чрезвычайной ситуации на территории Ногинского района Московской области, а возник в результате загорание сухой травы на необработанном участке дома вследствие попадания на нее солнечных лучей, сфокусировавшихся через стеклянную бутылку при сухой и жаркой погоде.

При этом из пояснений специалиста ФИО 4 при рассмотрении гражданского дела - по иску ФИО 1 следует, что если бы отсутствовало бутылочное стекло, то трава бы не загорелась. Трава склонна к самовозгоранию, если она находится в стоге сена.

Таким образом, совокупностью исследованных по делу доказательств установлено, что причиной пожара, имевший место ДД.ММ.ГГГГ по <адрес>, в результате которого пострадал принадлежащий истцу жилой дом, послужило возгорание сухой травы на необработанном участке дома вследствие попадания на нее солнечных лучей, сфокусировавшихся через стеклянную бутылку при сухой и жаркой погоде, а соответственно не относится к категории природного лесного или торфяного пожара, в связи с чем оснований для включения истца в список граждан, имеющих право на получение компенсаций, как лиц, пострадавших от природных лесных или торфяных пожаров не было.

Таким образом, исковые требования Олльхова А.А. об обязании включить его в список граждан, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся, в результате природных пожаров на территории Московской области в 2010 году, признании права на компенсационные выплаты за утраченный вследствие природных пожаров жилой дом, являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 196, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Ольхова А. А. к Администрации Ногинского муниципального района, Министерству социальной защиты населения Московской области об обязании включить в список граждан, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся, в результате природных пожаров на территории Московской области в 2010 году, признании права на компенсационные выплаты за утраченный вследствие природных пожаров жилой дом, отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение десяти дней.

Судья: подпись

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

-32300: transport error - HTTP status code was not 200