РЕШЕНИЕ СУДА ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 февраля 2012 года Ногинский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Лебедевой В.Ю. при секретаре Колодной К.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Громовой О. В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО, к Администрации Ногинского муниципального района Московской области об обязании предоставить земельный участок в собственность бесплатно, УСТАНОВИЛ: Истец Громовая О.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО, обратилась в суд с иском к Администрации Ногинского муниципального района Московской области об обязании предоставить земельный участок в собственность бесплатно, ссылаясь в обоснование иска на следующее. Ее дочь, ФИО, ДД.ММ.ГГГГ рождения, является инвалидом, что подтверждается свидетельством о рождении и справкой выданной инвалиду серия № от ДД.ММ.ГГГГ Реализуя свое право на предусмотренные законам льготы социальной защиты, она ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Администрации Ногинского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, приложив соответствующие документы. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. № ей было отказано в предоставлении земельного участка со ссылкой на то, что участки предоставляются на платной основе по рыночной стоимости. Считает, что своими действиями Администрация Ногинского муниципального района Московской области нарушает ее права на получение предусмотренных социальных льгот для категории граждан, указанных в Законе «О социальной защите инвалидов в РФ» и Земельном кодексе РФ. Тем самым дискредитируется позиция федерального законодательства, в основе которого положен социальный статус и соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (статья 2,7,18,45,46 Конституции РФ, статьи 1 п. 1, п. 11 Земельного кодекса РФ). Меры социальной защиты, предусмотренные Законом «О социальной защите инвалидов в РФ» согласно статьи 2 являются: социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества; социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения. Реализация данных задач осуществляется путем предоставления льгот и выплат. Одна из которых - обеспечение инвалидов жилой площадью, в частности инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. На основании вышеизложенного в соответствии со ст.40 Конституции РФ, ст. 12 Гражданского кодекса РФ, ст. 28 п.2 и Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» истец просила суд обязать Администрацию Ногинского муниципального района Московской области предоставить ей, Громовой О. В., в собственность бесплатно земельный участок по адресу: <адрес> кадастровым номером <данные изъяты> на юг, площадью <данные изъяты> кв.м, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства. Истец Громовая О.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Представитель истца Громовой О.В. – Самофал Д.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и ее представителя. Представитель ответчика Администрации Ногинского муниципального района Московской области Шуева Я.Г. иск не признала, в обоснование своих возражений на иск пояснила, что ссылка истца в обоснование своих требований на ст. 17 Закона РФ № 181-ФЗ от 24.11.1995г «О социальной защите инвалидов в РФ» - не обоснованна. Общий порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен ст.ст. 28 - 38 ЗК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» предусматривается норма о праве инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного, дачного хозяйства и садоводства. Вместе с тем указанная норма не подкреплена законодательным установлением льготного порядка предоставления земельных участков для указанных целей (бесплатно или за меньшую плату, без проведения торгов - в случаях предоставления земельных участков для целей жилищного строительства). Федеральный закон N 181-ФЗ не устанавливает возможности приобретения инвалидами земельных участков бесплатно. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 ЗК РФ. Предоставление гражданам земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок), садоводства, огородничества, дачного строительства осуществляется в соответствии со ст. 34 ЗК РФ. В соответствии с п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ ( обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 Земельного кодекса, а также в соответствии с п. 10 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 N 137-Ф3 «О введении в действие ЗК РФ») с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Для этого инвалидом в орган местного самоуправления подается заявление с приложенной к нему копией справки об установлении инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы. Согласно п. 5 ст. 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в п. 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Вид права, на котором будет предоставляться земельный участок, является правом органа местного самоуправления. Таким образом, законодательством Московской области не предусмотрен порядок предоставления инвалидам земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, бесплатно. Требование истца о предоставлении земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м не обоснованно и не подкреплено ссылкой на действующее законодательство. Согласно ст. 261 ГК РФ территориальная граница земельного участка определяется в порядке, установленном земельным законодательством, на основании документов, выдаваемых собственнику соответствующими органами. В материалы дела не представлена кадастровая выписка на испрашиваемый земельный участок, из представленных в материалы дела документов следует, что земельный участок не стоит на кадастровом учете. В свою очередь, истцом также не представлены доказательства того, что земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, является сформированным, а нарушение порядка проведения государственного кадастрового учета земельного участка свидетельствует о том, что участок как объект недвижимости надлежащим образом не определен. Кроме того, в материалы дела не представлен карта-план испрашиваемого земельного участка. А кроме того, в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при постановке на учет земельного участка предоставляется межевой план. Законодательством не предусмотрен и льготный порядок предоставления земельного участка для инвалидов. Следует особо подчеркнуть, что из ст. 17 Закона РФ № 181-ФЗ от 24.11.1995г «О социальной защите инвалидов в РФ» следует, что инвалиды и семьи, имеющие детей- инвалидов для первоочередного права получения земельного участка должны быть признаны прежде всего нуждающимися в улучшении жилищных условий («Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющих детей инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.07.1996г № 901). Как следует из материалов дела, истец зарегистрирована в <адрес>, а обеспечение инвалидов жилой площадью осуществляется по месту их регистрации, следовательно считаем, что право на первоочередное обеспечение земельным участком инвалиды имеют по месту жительства при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий. Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 17 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Судом установлено, что истец Громовая О.В., проживающая по адресу: <адрес>, являясь матерью несовершеннолетнего ребенка - инвалида ФИО, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением в Администрацию Ногинского муниципального района Московской области о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> кадастровым номером <данные изъяты> на юг, согласно приложению № – кадастровый план территории, для ведения личного подсобного хозяйства на основании п.2 ст. 28 Земельного кодекса РФ, ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов». Письмом Администрации Ногинского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ исх. № Громовой О.В. было отказано в предоставлении земельного участка со ссылкой на то, что законодательство не предусматривает предоставление в собственность земельных участков бесплатно для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов. Также сообщалось, что в случае ее согласия на приобретение земельного участка по рыночной стоимости, Администрацией Ногинского муниципального района будет принято решение о проведении кадастровых работ. Указанные обстоятельства подтверждаются копиями плана размещения земельных участков( л.д.<данные изъяты>), ситуационного плана (л.д.<данные изъяты>), справки об инвалидности (л.д.<данные изъяты>), заявления (л.д.<данные изъяты>), письма Администрации Ногинского муниципального района Московской области (л.д.<данные изъяты>), свидетельства о рождении (л.д.<данные изъяты>), паспорта (л.д.<данные изъяты>). Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. К числу таких гарантий относятся и положения ч. 14 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Вместе с тем, статья 17 указанного Федерального закона поименована как "Обеспечение инвалидов жилой площадью"; она регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий. В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 за N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил. Согласно п.17 Правил инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. Анализируя содержание указанных выше норм, суд приходит к выводу о том, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов, соответственно связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий. Из материалов дела усматривается, что, обращаясь в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства и ссылаясь на гарантированные ей законом как матери несовершеннолетнего ребенка – инвалида права, истец Громовая О.В. не представила документ, подтверждающий ее нуждаемость в улучшении жилищных условий. Не был представлен такой документ и суду. Также суд соглашается с доводами представителя ответчика о том, что Федеральный закон РФ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»не устанавливает возможности приобретения инвалидами земельных участков бесплатно. Также необоснованными являются требования истца о предоставлении ей земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> кадастровым номером <данные изъяты> на юг. На основании п.2 ст. 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости и с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Таким образом, при обращении гражданина с заявлением о предоставлении земельного участка, в котором отражены характеристики, предъявляемые к нему, орган местного самоуправления обязан обеспечить гражданину выбор соответствующего данным характеристикам земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости. Кроме того, согласно п.3 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 за N 901, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, осуществляется: по месту жительства - специально уполномоченным органом местного самоуправления либо специально назначенным должностным лицом; по месту работы - на предприятиях, в учреждениях и других организациях, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или в оперативном управлении. Из материалов дела следует, что истец проживает в <адрес>, соответственно с требованиями о предоставлении земельного участка она должна в орган местного самоуправления по месту своего жительства. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования истца об обязании предоставить земельный участок в собственность бесплатно являются необоснованными и не подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.194-196, 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении иска Громовой О. В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО, к Администрации Ногинского муниципального района Московской области об обязании предоставить земельный участок в собственность бесплатно отказать. Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Судья: подпись <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>