о включении специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Р Е Ш Е Н И Е С У Д А

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 мая 2012года

Ногинский городской суд Московской области

в составе председательствующего судьи Малыгиной О.А.,

при секретаре? Парахиной А.И.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романченко Л. В. к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ № 13 по г. Москве и Московской области о включении специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Романченко Л.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда № 13 по г. Москве и Московской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в городе не менее 30 лет.

Истец в судебное заседание не явилась. Интересы истца в судебном заседании по доверенности представляла Байдак Т.В.

В обоснование заявленных требований истец ссылалась на то, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ УПФ № 13 по г. Москве и Московской области за назначением досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью в городе не менее 30 лет и в сельской местности не менее 25 лет.

Решением комиссии по пенсионным вопросам ГУ УПФ № 13 по г. Москве и Московской области от ДД.ММ.ГГГГ в назначении указанной пенсии ей было отказано и в специальный стаж лечебной работы истца было включено только <данные изъяты>.

Не был включен в специальный стаж период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, т.к. Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения России от 03.11.1999 г. № 395 – при применении Списка, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, данная должность не предусмотрена.

Не соглашаясь с решением ГУ УПФ № 13 по г. Москве и Московской области, истец указала, что, по ее мнению, для разрешения вопроса включения в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости указанного периода следует руководствоваться тем законодательством, которое действовало на указанные периоды.

В указанный период действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397, которое согласно приложению 3 к Постановлению Совета Министров – Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 853, применялось на территории РФ до 01.10.1993 г.

Из раздела 2 п. 1 ПЕРЕЧНЯ учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет усматривается, что работа в больничных учреждениях всех типов и наименований в должности медицинской сестры (всех независимо от наименования должности) подлежала зачету в специальный стаж лечебной деятельности.

Таким образом, период работы Романченко Л.В. в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по мнению истца должен быть засчитан в специальный стаж в календарном исчислении.

Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>) в должности <данные изъяты> не был включен в специальный стаж, т.к. Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения России от 03.11.1999 г. № 395 – при применении Списка, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, данное учреждение не предусмотрено как учреждение здравоохранения и санитарно-эпидемиологическое учреждение.

Ссылаясь на ряд нормативно правовых актов истец считает, что работа в <данные изъяты> должна быть включена в специальных стаж, поскольку основная деятельность этого профилактория была направлена на принудительное лечение злостных алкоголиков. В связи с чем, данное учреждение, указывает истец, хоть и не было подведомственно Министерству здравоохранения РФ, но работа медицинских сотрудников в нем осуществлялась лечебная, тождественная работе в наркологических диспансерах с тем отличием, что в наркологических диспансерах лечение алкоголиков осуществлялось на добровольной основе, а в профилактории принудительно.

Периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при работе в должности <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при работе в должности <данные изъяты>, не приняты к зачету в специальный стаж лечебной работы, так как, в эти периоды она командировалась на курсы повышения квалификации, что, по мнению ответчика, не предусмотрено Разъяснением Министерства труда РФ от 22.05.1996 г. № 5.

Однако прохождение курсов повышения квалификации для медицинских работников является обязательным и должно проходить не менее чем через каждые 5 лет. Отказ от прохождения курсов влечет отказ в продлении (выдачи) сертификата специалиста, основанием для отказа в допуске к врачебной работе, а соответственно увольнения.

Кроме того, время нахождения на таких курсах и в командировках для прохождении курсов следует, по мнению истца расценивать как дополнительные отпуска в связи с обучением, что позволяет зачесть данные периоды в специальный стаж.

Истец просит обязать ГУ – Управление пенсионного фонда № 13 по г. Москве и Московской области включить в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии вышеуказанные периоды и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с ДД.ММ.ГГГГ

Истец Романченко Л.В. в суд не явилась, о явке в суд извещена. Ее представитель по доверенности Байдак Т.В. иск поддержала полностью, дала суд объяснения аналогичные исковому заявлению.

Представитель ответчика ГУ УПФ № 13 по гор. Москве и Московской области – Базарова Т.В. иск не признала. Дала объяснения аналогичные письменному отказу.

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковое заявление Романченко Л.В. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. за № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления и периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. за №781 был утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Из материалов пенсионного дела Романченко Л.В. судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в ГУ УПФ № 13 по г. Москве и Московской области за назначением досрочной пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в городе не менее 30 лет. Решением комиссии по пенсионным вопросам ГУ УПФ № 13 по г. Москве и Московской области от ДД.ММ.ГГГГ в назначении указанной пенсии ей было отказано и в специальный стаж лечебной работы истца было включено только <данные изъяты>.

Не был включен в специальный стаж период моей работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) в должности <данные изъяты>, т.к. Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения России от 03.11.1999 г. № 395 – при применении Списка, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, данная должность не предусмотрена.

Для разрешения вопроса включения в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периодов работы Романченко Л.В. до ДД.ММ.ГГГГ следует руководствоваться тем законодательством, которое действовало на указанные периоды.

Данная правовая позиция вытекает из положений изложенных в Определении Конституционного суда РФ № 320-О от 5 ноября 2002 г., по жалобе гражданина Спесивцева Ю.И., из которой следует, что, вынося изменения в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, законодатель должен при этом обеспечить соблюдение конституционных требований, в частности, вытекающих из принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

В указанный период действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397, которое согласно приложение 3 к Постановлению Совета Министров – Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 853, применялось на территории РФ до 01.10.1993 г.

Из раздела 2 п. 1 ПЕРЕЧНЯ учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет усматривается, что работа в больничных учреждениях всех типов и наименований в должности медицинской сестры (всех независимо от наименования должности) подлежала зачету в специальный стаж лечебной деятельности.

Таким образом, период работы Романченко Л.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> должен быть включен в специальный стаж ее лечебной деятельности.

Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> не был включен специальный стаж Романченко Л.В., так как Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения России от 03.11.1999 г. № 395 – при применении Списка, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, данное учреждение не предусмотрено как учреждение здравоохранение и санитарно-эпидемиологическое учреждение.

Согласно Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 01.03.1974 г. N 6-30 лечебно-трудовые профилактории были созданы для обеспечения принудительного лечения и трудового перевоспитания хронических алкоголиков.

Применение мер принудительного лечения и трудового перевоспитания к хроническим алкоголикам не является осуждением к уголовному наказанию.

Согласно п. 2 «Положения о лечебно-трудовых профилакториях для хронических алкоголиков», утвержденного Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 марта 1974 года «О принудительном лечении и трудовом перевоспитании хронических алкоголиков» (далее Положения в лечебно - трудовых профилакториях) основной задачей лечебно - трудовых профилакториев является лечение и трудовое перевоспитание лиц, указанных в пункте 1 настоящего Положения. В этих целях в профилакториях проводится специальное лечение, устанавливается режим изоляции.

Согласно п. 10 Положения в лечебно - трудовых профилакториях устанавливается режим, обеспечивающий выполнение медицинских предписаний и трудовых обязанностей содержащимися в них лицами, а также постоянный надзор за ними.

Согласно п. 14, 15, 16 14 Положения в лечебно - трудовых профилакториях медицинский персонал лечебно - трудовых профилакториев организует и проводит весь комплекс специального лечения, дает рекомендации о трудовом использовании содержащихся в профилактории лиц, следит за соблюдением санитарно - гигиенических правил, организует санитарно - просветительную работу.

В лечебно - профилактической и санитарно - противоэпидемической работе медицинский персонал лечебно - трудовых профилакториев руководствуется действующим законодательством о здравоохранении, а также приказами, инструкциями и методическими указаниями Министерства здравоохранения СССР и Министерства здравоохранения РСФСР.

Таким образом, судом установлено, что работа Романченко Л.В. в должности <данные изъяты> была прямо связана с оказанием лечебной работы в особых условиях и с особой категорией пациентов.

Конституционный суд РФ, излагая свою позицию относительно некоторых положений Федерального закона «О трудовых пенсиях» в своем Постановлении от 03.06.2004 г. № 11-П «"По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами Государственной Думы Астраханской области, Верховного Суда Удмуртской Республики, Биробиджанского городского суда Еврейской автономной области, Елецкого городского суда Липецкой области, Левобережного, Октябрьского и Советского районных судов города Липецка, а также жалобами ряда граждан», также в Определении от 18.06.2004г. № 197-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Путинцевой Елены Леонидовны и Федоровой Елены Сергеевны на нарушение их конституционных прав положениями пункта 3 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указал, что в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществляющих лечебную деятельность, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (так же как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в прежнем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в учреждениях, а лишь с той, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности (для которой, как правило, характерна постоянная повышенная эмоциональная и психологическая, а зачастую и физическая, нагрузка, высокая степень ответственности за результаты труда), а также с особой значимостью, ценностью такой трудовой деятельности для государства и общества.

Также в Определении Конституционного суда РФ от 18.06.2004г. № 197-О отмечается, что различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

В постановлении Пленума Верховного суда РФ № 25 от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» указывается, что вопрос о виде (типе) учреждения, тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал).

Учитывая, что в лечебно-трудовом профилактории Романченко Л.В. работала <данные изъяты>, основной задачей учреждения является <данные изъяты>, а, соответственно должна подлежать зачету в ее специальный стаж лечебной работы.

Периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при работе в должности <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при работе в должности <данные изъяты>, не приняты к зачету в специальный стаж лечебной работы, так как, в эти периоды Романченко Л.В. командировалась на курсы повышения квалификации, что, по мнению ответчика, не предусмотрено Разъяснением Министерства труда РФ от 22.05.1996 г. № 5.

В соответствии с п.4 ныне действующих Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Курсы повышения квалификации проходились Романченко Л.В. хоть и с освобождением от работы, но с сохранением заработной платы, а, соответственно, производилась уплата взносов на государственное социальное страхование.

Законодательство не содержит запрета на включение оспариваемых периодов в стаж работы по специальности.

При этом суд учитывает, что прохождение курсов повышения квалификации для медицинских работников является обязательным и должно проходить не менее чем через каждые 5 лет. Отказ от прохождения курсов влечет отказ в продлении (выдачи) сертификата специалиста, основанием для отказа в допуске к врачебной работе, а соответственно увольнения. Указанное обстоятельство подтверждается положениями информационного письма Минздравмедпрома РФ от 7 августа 1995 г. N 15-00 Разъяснения к приказу N 286 "Об утверждении положения о порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности".

В связи с указанным, командировки на курсы повышения квалификации следует рассматривать как разновидность дополнительных оплачиваемых отпусков, а соответственно включать в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в календарном исчислении.

С учетом включения в стаж для назначения Романченко Л.В. досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения перечисленных периодов, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ она имела не менее 30 лет лечебной деятельности, поэтому ей должна быть назначена указанная пенсия с момента обращения за таковой, то есть с ДД.ММ.ГГГГ

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Романченко Л. В. к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ № 13 по г. Москве и Московской области о включении специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 13 по г. Москве и Московской области зачесть Романченко Л. В. в стаж, дающей ей право на досрочное назначение трудовой пенсии периоды ее работы:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в должности <данные изъяты>

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ № 13 по г. Москве и Московской области назначить Романченко Л. В. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с медицинской деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ и произвести выплаты.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200