о признании системы водоотведения и водоснабжения



Дело Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

20 августа 2012 года г. Ногинск

Ногинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Дорохиной И.В.,

с участием прокурора Мамедовой Т.А.,

при секретаре Безугловой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ногинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «город Н. М. области» о признании систем водоотведения и водоснабжения д. <адрес> М. <адрес> бесхозяйными и об обязании поставить на учет бесхозяйные системы водоотведения и водоснабжения д. <адрес> М. <адрес> в Н. отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по М. <адрес>,

установил:

Ногинский городской прокурор обратился в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц, указав следующее. Ногинской городской прокуратурой проведена проверка по коллективному обращению жителей д. Новое <адрес> по вопросу неудовлетворительного содержания систем водоотведения и водоснабжения, расположенных в де<адрес> М. <адрес> и обслуживающих вышеуказанный населенный пункт. В ходе проверки установлено, что участки центральных систем водоснабжения и водоотведения жилых домов в настоящее время не переданы в эксплуатацию и обслуживание специализированной организации. Как следует из информации ООО «<данные изъяты>», на техническом обслуживании указанной организации находится только участок водопроводной сети, проложенной в де<адрес> от автодороги Москва-Нижний Новгород до <адрес> участок водопровода обслуживается ООО «<данные изъяты>» на основании договора аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Комитетом по управлению имуществом администрации <данные изъяты> муниципального района. Как следует из информации, предоставленной ЗАО «<данные изъяты>», очистные сооружения, расположенные вблизи де<адрес> М. <адрес>, на балансе ЗАО «<данные изъяты>» не числятся. На запросы из <данные изъяты> отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по М. <адрес> получен ответ, из которого следует, что система водоотведения (канализационная) в де<адрес> не числится, отсутствует собственник данного объекта.

Следовательно, участки центральных систем водоснабжения и водоотведения жилых домов де<адрес> М. <адрес> в настоящее время не переданы в муниципальную собственность, а также в эксплуатацию и обслуживание специализированных организаций, то есть являются бесхозяйными.

В соответствии с постановлением Правительства М. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на учет бесхозяйственного недвижимого имущества в М. <адрес>», меры по выявлению бесхозного недвижимого имущества и постановке его на учет в М. <адрес> регистрационной палате должны принимать Главы муниципальных образований М. <адрес>.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», к вопросам местного значения поселения относятся в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Таким образом, со стороны администрации муниципального образования «Городское поселение <данные изъяты> Московской области» не приняты меры по организации водоснабжения, водоотведения де<адрес>, что повлекло за собой нарушение прав граждан, проживающих в жилых домах на указанной территории.

Просит:

- признать бесхозяйными участки системы водоотведения и водоснабжения, расположенные в де<адрес>;

- обязать администрацию муниципального образования «Город Н. М. области» обратиться в <данные изъяты> отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества систем водоотведения и водоснабжения, расположенных в де<адрес>.

Помощник прокурора Мамедова Т.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, дав суду объяснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Романова Н.А. иск не признала, представила суду письменный отзыв, просит в иске отказать по изложенным в отзыве доводам.

Представитель ЗАО «Ногинское» Воронков В.М. исковые требования поддержал, просит их удовлетворить, поскольку это отвечает интересам жителей д. Новое Подвязново. Суду пояснил, что водопроводные системы, находящиеся в д. Новое Подвязного, не стоят на балансе ЗАО «Ногинское», а также не были переданы при приватизации имущества совхоза «Ногинский», правопреемником которого является ЗАО «Ногинское», какой-либо иной организации. Исполнительно-техническая документация и технические условия на проектирование сетей отсутствует.

Представитель ООО «ТеплоВодоСервис» Спицова Л.С. считает требования подлежащими удовлетворению, суду пояснила, что все системы водоснабжения и водоотведения находятся в собственности администрации, они осуществляют только техническое обслуживание участка водопроводной сети, проложенной в д. <адрес> от автодороги Москва-Нижний Новгород до <адрес> на основании договора на аренду муниципального имущества. Жители <адрес> в настоящее время лишены возможности получать качественные услуги по водоснабжению и водоотведению, а в случае возникновения аварийной ситуации – бесплатного устранения аварий.

Выслушав объяснения сторон, третьих лиц, свидетеля, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что <данные изъяты> городской прокуратурой проведена проверка по коллективному обращению жителей де<адрес> по вопросу неудовлетворительного содержания систем водоотведения и водоснабжения, расположенных в де<адрес> <адрес> и обслуживающих вышеуказанный населенный пункт. В ходе проверки установлено, что участки центральных систем водоснабжения и водоотведения жилых домов де<адрес> в настоящее время не переданы в эксплуатацию и обслуживание специализированной организации.

Как следует из информации ООО «<данные изъяты>», на техническом обслуживании указанной организации находится только участок водопроводной сети, расположенный в де<адрес> от автодороги Москва-Нижний Новгород до <адрес> участок водопровода обслуживается ООО «ТеплоВодоСервис» на основании договора аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Комитетом по управлению имуществом администрации Ногинского муниципального района (л.д.<данные изъяты>).

Как следует из информации, предоставленной ЗАО «Ногинское» за исх. от ДД.ММ.ГГГГ., очистные сооружения, расположенные вблизи де<адрес>, на балансе ЗАО «Ногинское» не числятся (л.д. <данные изъяты>).

Согласно уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре сведений прав на недвижимое имущество Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., система водоотведения (канализационная) в де<адрес> не числится, отсутствует собственник данного объекта (л.д.<данные изъяты>).

Таким образом, доводы истца о том, что участки центральных систем водоснабжения и водоотведения жилых домов де<адрес> <адрес> в настоящее время не переданы в эксплуатацию и обслуживание специализированных организаций, то есть являются бесхозяйными, нашли подтверждение в судебном заседании.

В соответствии с ч.1 ст.225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Указанный способ приобретения права муниципальной собственности возможен лишь тогда, когда отсутствуют правопритязания на соответствующие объекты недвижимости, отсутствует организация, которая следит за техническим состоянием имущества.

Как следует из обстоятельств дела, спорная система водоснабжения и водоотведения состояла на балансе совхоза «Ногинский», что подтверждается Перечнем объектов, для которых установлен особый режим приватизации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>) и инвентарной карточкой на очистные сооружения (л.д. <данные изъяты> после реорганизации совхоза «Ногинский» обслуживалась ЗАО «Ногинское».

В соответствии с ч. 4 п. "б" Постановления Совмина СССР от 26 августа 1967 года N 807 "О мерах по улучшению эксплуатации жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства" в целях обеспечения хозяйственного расчета в жилищном хозяйстве и увеличения у жилищно-эксплуатационных организаций собственных средств, подлежащих направлению на текущий ремонт жилых домов, постановлено передать с балансов жилищно-эксплуатационных организаций на балансы соответствующих коммунальных предприятий водопроводные, канализационные, газовые, теплофикационные и электрические сети и устройства, расположенные вне зданий, с отнесением всех расходов по их эксплуатации за счет указанных предприятий в порядке, устанавливаемом Советами Министров союзных республик, министерствами и ведомствами СССР.

Подпунктом 2.1.20 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год (утвержденной Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11 июня 1992 года N 2980-1) запрещалась приватизация объектов инженерной инфраструктуры городов и районов (в том числе электро-, тепло- и газоснабжения, водопроводно-канализационного хозяйства, наружного городского освещения), а также предприятий, осуществляющих эксплуатацию, обслуживание и содержание указанных объектов.

В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 года N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" (действовавшего на момент приватизации предприятия) не допускалась приватизация объектов жилищного фонда и обслуживающих его жилищно-эксплуатационных и ремонтно-строительных подразделений предприятий и организаций.

Следовательно, с учетом вышеуказанных требований закона, не допускалась приватизация объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящихся в ведении предприятий, то есть, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены сооружения и сети водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, электрические сети, объекты благоустройства, другие сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры (за исключением находящихся на территории предприятий). В связи с указанными требованиями закона спорная система не была приватизирована совхозом «Ногинский» и в его собственности не находилась.

В настоящее время спорный участок никем не обслуживается, ремонтные работы в случае возникновения аварий ООО «Тепловодосервис» производит за плату, вносимую жителями деревни Новое Подвязново.

Из представленных суду документов видно, что спорные системы водоотведения и водоснабжения нанесены и обозначены на ситуационном плане (л.д. 15,84).

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 -ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на учет бесхозяйственного недвижимого имущества в М. <адрес>» меры по выявлению бесхозного недвижимого имущества и постановке его на учет в <адрес> регистрационной палате должны принимать Главы муниципальных образований <адрес>.

Согласно п.5 Постановления Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 (ред. от 12.11.2004) "Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей" :

принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

Ответчиками в судебном заседании не предоставлено доказательств того, что системы водоотведения и водоснабжения жилых домов в де<адрес> переданы в порядке, установленном действующим законодательством в муниципальную собственность, либо находятся в чьей-либо собственности, а также переданы в эксплуатацию специализированным органам.

Возражения представителя ответчика о том, что спорная линия канализационной сети подлежала передаче и фактически была передана ООО «Тепловодосервис», несостоятельны и опровергаются имеющимися в деле доказательствами.

Так, из договора от ДД.ММ.ГГГГ. на аренду муниципального имущества, находящегося в собственности Ногинского муниципального района следует, что недвижимое имущество – объекты водозаборных узлов (ВЗУ), являются муниципальной собственностью и передаются ООО «ТеплоВодоСервис» во временное пользование (аренду).

Учитывая, что согласно ст. 3 Закону М. <адрес> «О статусе и границах Ногинского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований» от ДД.ММ.ГГГГ., де<адрес> входит в границу городского поселения г. Н., каких-либо сетей, принадлежащих ООО «Тепловодосервис» или иной обслуживающей организации, не имеется, суд приходит к выводу, что отсутствуют правопритязания на спорный объект, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования Ногинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «город Н. М. области» о признании систем водоотведения и водоснабжения д. Новое <адрес> бесхозяйными и об обязании поставить на учет бесхозяйные системы водоотведения и водоснабжения д. Новое <адрес> отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по М. <адрес> удовлетворить.

Признать бесхозяйными участки системы водоотведения и водоснабжения, расположенные в де<адрес>;

Обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты> Московской области» обратиться в <данные изъяты> отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества систем водоотведения и водоснабжения, расположенных в де<адрес>.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: <данные изъяты> <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>.