о признании права пользования жилым помещением, обязании заключить договор социального найма



РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

03 декабря 2010 года Ногинский городской суд Московской области в составепредседательствующего судьи Лебедевой В.Ю.,при секретаре Кучерук Н.О.,рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гранаткиной Л.В. и по иску третьего лица заявившего самостоятельные требования Гранаткиной Д.П. к Администрации Ногинского муниципального района Московской области, Администрации муниципального образования «городское поселение Ногинск Московской области» о признании права пользования жилым помещением, обязании заключить договор социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Истец Гранаткина Л.В. обратилась в суд с иском к Администрации Ногинского муниципального района Московской области о признании права пользования жилым помещением, обязании заключить договор социального найма.

Третье лицо Гранаткина Д.П. заявила самостоятельный иск к Администрации Ногинского муниципального района Московской области о признании права пользования жилым помещением, обязании заключить договор социального найма.

К участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация муниципального образования «городское поселение Ногинск Московской области».

Истец Гранаткина Л.В. и третье лицо, заявившее самостоятельные требования, Гранаткина Д.П. в обоснование исковых требований ссылались на то, что они с июня 1994 года по настоящее время проживают в общежитии по адресу: <адрес>. Жилое помещение в общежитии было выделено совместным решением администрации и фабкома <данные изъяты> матери истца - ФИО, работающей в то время в <данные изъяты> в порядке улучшения жилищных условий. Заселили их в указанное жилое помещение без прописки. С января 1995г. по ДД.ММ.ГГГГ истец Гранаткина Л.В. также работала в <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ с истцом был заключен договор найма и продлен в 2002году еще на три года. До 2000 года оплата за проживание и коммунальные услуги вычиталась из заработной платы ФИО, а затем истцу была выдана расчетная книжка. В 2000 году <данные изъяты> было признано банкротом, а здание общежития было продано в нарушение ст. 104 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». В ноябре 2008 года здание общежития было передано в муниципальную собственность на основании решения Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Согласно ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Кроме того, в соответствии с п.1 Решения Совета депутатов муниципального образования «Ногинский муниципальный район <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № должен быть изменен правовой режим жилого помещения на жилой фонд социального использования. Истец Гранаткина Л.В. в 2009г.обращалась в Администрацию муниципального образования «городское поселение Ногинск» с просьбой заключить договор найма. Однако, в удовлетворении ее заявления было отказано со ссылкой на то, что здание по адресу: <адрес> перечне имущества, передаваемого в собственность городского поселения Ногинск не значится. Также она обращалась с аналогичными заявлениями в администрацию Ногинского муниципального района, Комитет по управлению имуществом администрации <адрес>. Ей было отказано со ссылкой на то, что жилые помещения специализированного жилищного фонда могут передаваться только по договорам найма, заключаемым на период трудовых отношений, также ей было предложено обратиться в суд. После передачи здания по адресу: <адрес> муниципальную собственность они осуществляют плату за социальный наем. Истец и третье лицо, заявившее самостоятельные требования, считают, что прожив в занимаемом помещении более 15 лет, внося плату за жилое помещение и коммунальные услуги, договор социального найма с ними был фактически заключен и его необходимо только оформить документально. Истец Гранаткина Л.В. и третье лицо, заявившее самостоятельные требования, Гранаткина Д.П. просили суд признать за ними право пользования квартирой № <адрес> в <адрес> и обязать Администрацию муниципального образования «городское поселение <адрес>» заключить с ними договор социального найма жилого помещения.

Представитель ответчика Администрации Ногинского муниципального района Московской области Князева Е.С. исковые требования Гранаткиной Л.В. и Гранаткиной Д.П. не признала, ссылаясь на то, что как усматривается из Постановления Арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> является общежитием, находящемся в муниципальном жилищном фонде. Доказательства о признании гр. Гранаткиной Л.В. малоимущей и нуждающейся в улучшении жилищных условий в материалах дела отсутствуют. Как усматривается из искового заявления, Гранаткина Л.В. зарегистрирована в другом жилом помещении, находящимся по адресу: <адрес>, что является основанием к отказу в заключении договора социального найма согласно жилищному законодательству В соответствии с п. 4 договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между <данные изъяты> жилая площадь предоставлялась сроком на три года, который считается прекращенным согласно СТ. 109 Жилищного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 24.06.1983), который утратил силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ Администрация Ногинского муниципального района не принимали решений о предоставлении Гранаткиной Л.В. жилого помещения, находящегося в здании общежития по адресу: <адрес>. В соответствии с п. 1 ст. 94 Жилищного кодекса РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования «городское поселение Ногинск Московской области» Макарова А.В. исковые требования Гранаткиной Л.В. и Гранаткиной Д.П. не признала, ссылаясь на то, что спорная квартира находится в собственности Ногинского муниципального района, в связи с чем у Администрация муниципального образования «городское поселение Ногинск Московской области» отсутствуют полномочия по распоряжению данным имуществом. Также поддержала объяснения представителя ответчика Администрации Ногинского муниципального района.

Представитель третьего лица ООО «Форум» Мякишева Е.Ю. против удовлетворения исковых требований Гранаткиной Л.В. и Гранаткиной Д.П. не возражала, указав, что последнее определение Арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в повороте исполнения решения суда ими не обжалуется. Собственность Администрации Ногинского муниципального района Московской области на данное общежитие сохраняется.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно п.5 ст.3 Закона РФ от 3 июля 1991 г. N 1531-I "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" приватизация земельного и жилищного фондов, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного наследия регулируется иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

В силу указанной нормы закона приватизация жилищного фонда, к которому относится и общежития, регулируются иными законодательными актами и соответственно жилые дома (в том числе и общежития) имеют особый режим приватизации.

Согласно п.1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993года N8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" устанавливался запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

Норма, содержащая запрет на приватизацию в составе имущественного комплекса унитарного предприятия жилищного фонда и объектов его инфраструктуры, установлена и в статье30 Федерального закона от 21 декабря 2001г. N178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".

В соответствии со статьей18 Закона РСФСР от 4 июля 1991года N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" (с 23 декабря 1992года Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации") жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежал приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.

Федеральным законом от 23 декабря 1992года N4199-I "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.

В соответствии с абзацем 1 пункта4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993г. N8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статьей2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.

Судом установлено, что <адрес> являлся общежитием, которое находилось в ведении <данные изъяты>. В соответствии с договором аренды с правом выкупа и соглашением о выкупе государственного имущества арендного предприятия в собственность <данные изъяты> были переданы объекты социально-бытового назначения, в том числе и жилое здание (здание общежития), расположенное по адресу: <адрес>, и ему было выдано свидетельство о праве собственности на приватизированные объекты, в том числе на жилое здание (здание общежития). В дальнейшем <данные изъяты> было реорганизовано в <данные изъяты>, за которым ДД.ММ.ГГГГ также было зарегистрировано право собственности на здание общежития. Решением Арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> было признано несостоятельным (банкротом). ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> в лице конкурсного управляющего заключило договор №-о купли-продажи здания общежития, расположенного по адресу: <адрес> с <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> по договору № продало здание общежития <данные изъяты>, которое в свою очередь по договору купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ продало здание общежития <данные изъяты>.

В соответствии со ст. 104 Федерального закона от 08.01.1998г. №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», действовавшем на начало процедуры банкротства <данные изъяты>, жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, подлежат передаче соответствующему муниципальному образованию в лице уполномоченных органов местного самоуправления. В нарушение положений данной нормы закона <данные изъяты> продало здание общежития.

Решением Арбитражного суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № были признаны недействительными договоры купли-продажи недвижимого имущества – общежития по адресу: <адрес> и применены последствия недействительности сделок. Постановлением Десятого Арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение № Арбитражного суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № изменено. Производство по делу по иску Администрации Ногинского муниципального района о признании ничтожными договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ № между <данные изъяты> и <данные изъяты> и договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> и <данные изъяты> прекращено в связи с ликвидацией юридических лиц. Признан недействительным (ничтожны) договор купли-продажи недвижимого имущества № от ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> и <данные изъяты> Суд обязал <данные изъяты> в месячный срок передать в муниципальную собственность Администрации Ногинского муниципального района объект недвижимого имущества – общежитие, площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>. Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от ДД.ММ.ГГГГ постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ изменено. В части применения последствий недействительности ничтожных сделок отменено и в этой части передано на новое рассмотрение, в остальной части оставлено без изменения. Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено в части удовлетворения требований о применении последствий недействительности ничтожных сделок в связи с невозможностью реституции, в удовлетворении иска в данной части отказано. Вопрос о повороте исполнения решения суда до настоящего времени не решен (л.д. 66-81, 113-130).

Таким образом, из материалов дела следует, что включение здания общежития, расположенного по адресу: <адрес>, в котором проживает истец, в перечень приватизируемых объектов недвижимости было неправомерно.

Согласно выписке из реестра муниципальной собственности Ногинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.112) жилой дом по адресу: <адрес> является муниципальной собственностью муниципального образования Ногинский муниципальный район Московской области.

Согласно выписке из реестра муниципальной собственности муниципального образования «городское поселения Ногинск Московской области» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.55) жилой дом по адресу: <адрес> не является муниципальной собственностью муниципального образования «городское поселения Ногинск Московской области».

В соответствии с ч.1 ст. 94 Жилищного кодекса РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.

Согласно ст.7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

По смыслу указанной нормы договор социального найма должен применяться и в том случае, когда общежитие не было передано в ведение органов местного самоуправления, а было включено в уставный капитал акционерного предприятия.

В соответствии с ч.ч.1 и 2 ст. 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

Согласно ч.1 ст.61 и ч.1 ст. 63 Жилищного кодекса РФ пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.

Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Таким образом, по смыслу указанных норм заключение договора социального найма с нанимателями жилых помещений в письменной форме является обязанностью наймодателя.

В соответствии ч.ч.1 и2 ст. 49 и ч.1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, перечислены в ст.51 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с данной нормой закона гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

По смыслу статей 49,50, 51 Жилищного кодекса РФ для предоставления гражданину жилого помещения по договору социального найма он должен быть в обязательном порядке принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Судом установлено, что Гранаткина Л.В. и Гранаткина Д.П.. в <адрес> занимают квартиру № состоящую из двух комнат, общей площадью <данные изъяты>, в том числе жилой площадью <данные изъяты>, на их имя открыт лицевой счет, что подтверждается выписками из лицевого счета и домовой книги (л.д.91,92).

Как следует из объяснений истца и третьего лица указанное жилое помещение было предоставлено матери истца Гранаткиной Л.В. – ФИО в связи с работой в <данные изъяты>, где она работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности юрисконсульта, что подтверждается копией трудовой книжки (л.д.8-11). Истец Гранаткина Л.В. работала в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> с Гранаткиной Л.В. был заключен договор найма жилого помещения по адресу: <адрес>, на семью из двух человек (Гранаткина Л.В. и Гранаткина Д.П.) сроком на три года. ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> с Гранаткиной Л.В. вновь был заключен договор найма жилого помещения по адресу: <адрес>, сроком на три года (л.д.25,26).

При этом судом установлено, Гранаткина Л.В. и Гранаткина Д.П. обеспечены жилым помещением – двухкомнатной квартирой по адресу: <адрес>, в котором они, а зарегистрированы по месту жительства, также в указанном жилом помещении зарегистрирована по месту жительства ФИО По договору № от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу: <адрес>, передано в долевую собственность (в равных долях) Гранаткиной Л.В. и Гранаткиной Д.П. в порядке приватизации (л.д.105), право долевой собственности Гранаткиной Л.В. и Гранаткиной Д.П. на указанную квартиру зарегистрировано в ЕГРП и им выданы свидетельства о государственной регистрации права (л.д.106,107).

При таким обстоятельствах, суд приходит к выводу, что спорная жилая площадь была предоставлена матери истца Гранаткиной Л.В. - ФИО на период трудовых отношений с <данные изъяты> во временное пользование. После увольнения ФИО из <данные изъяты> истцу и третьему лицу спорное жилое помещение было предоставлено также временно, сроком на три года. То обстоятельство, что истец оплачивала коммунальные услуги по спорной жилой площади правового значения при разрешении данного спора не имеет, поскольку эти услуги истец потребляла, а потому обязана была их оплачивать. Факт длительной оплаты за пользование жилым помещением и коммунальные услуги не предусмотрен законом в качестве самостоятельного основания для предоставления гражданину жилого помещения по договору социального найма. Истцом Гранаткиной Л.И. и третьим лицом, заявившим самостоятельные требования, Гранаткиной Д.П. не представлено суду надлежащих доказательств, подтверждающих их вселение в спорную квартиру на законных основаниях, с правом постоянного пользования и проживания. Истец Гранаткина Л.И. и третье лицо, заявившее самостоятельные требования, Гранаткина Д.П. на учете граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении в органе местного самоуправления не состоят, обеспечены жильем для постоянного проживания, а потому их требования о признании права пользования жилым помещением, обязании заключить договор социального найма не основаны на законе и не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-196,198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

В удовлетворении иска Гранаткиной Л.В. к Администрации Ногинского муниципального района Московской области, Администрации муниципального образования «городское поселение Ногинск Московской области» о признании права пользования жилым помещением, обязании заключить договор социального найма отказать.

В удовлетворении иска третьего лица заявившего самостоятельные требования Гранаткиной Д.П. к Администрации Ногинского муниципального района Московской области, Администрации муниципального образования «городское поселение Ногинск Московской области» о признании права пользования жилым помещением, обязании заключить договор социального найма отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение десяти дней.

Судья: