решение по иску прокурора о признании незаконным бездействия администрации Нижнеомского сельского поселения в части непринятия мер по разработке дислокации дорожных знаков в с. Нижняя Омка.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 ноября 2010 года           село Нижняя Омка

Нижнеомский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Смолиной Т.М.,

при секретаре Филиппи А.В.,

с участием помощника прокурора Нижнеомского района Омской области Куренковой Н.В.,

начальника ОГИБДД ОВД по Нижнеомскому району Омской области Пашкова А.Г.,

представителя администрации Нижнеомского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области - Ушаковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Нижнеомского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нижнеомского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по разработке дислокации дорожных знаков в с. Нижняя Омка,

у с т а н о в и л :

Прокурор Нижнеомского района Омской области обратился в суд с заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ о признании незаконным бездействия администрации Нижнеомского сельского поселения и об обязании сельской администрации принять меры по разработке и согласованию с уполномоченными органами проекта организации дорожного движения, дислокации дорожных знаков в с. Нижняя Омка в соответствии с требованиями действующего законодательства, демонтировать не соответствующие ГОСТу Р 52289-2004 дорожные знаки: 3.1 «Въезд запрещен» (дорожный знак вблизи аптеки по ул. Ленина, 50) и 3.1 «Въезд запрещен» (дорожный знак вблизи здания сельской администрации по ул. Ленина, 79). В обоснование заявленных требований указал, что проверкой, проведенной прокуратурой Нижнеомского района Омской области, установлены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и о местном самоуправлении, выразившиеся в отсутствии дислокации знаков дорожного движения на территории с. Нижняя Омка. Кроме того, не разработан и не согласован с уполномоченным органом проект организации дорожного движения, ряд дорожных знаков установлен необоснованно, вопреки требованиям нормативных актов, в соответствии с которыми осуществляется регулирование отношений в данной сфере. Сложившаяся ситуация, по мнению прокурора, привела к нарушению прав неопределенного круга лиц, являющихся участниками дорожного движения, на свободу передвижения, создает препятствия для проезда к местам общего пользования. В целях восстановления нарушенных прав граждан просил суд обязать администрацию разработать и согласовать с районным отделом ГИБДД проект организации дорожного движения, дислокации дорожных знаков в с. Нижняя Омка и демонтировать дорожные знаки, установленные с нарушением ГОСТ.

В судебном заседании помощник прокурора Нижнеомского района Омской области Куренкова Н.В. поддержала требования прокурора по доводам, изложенным в заявлении. Пояснила, что в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, дислокация дорожных знаков относится к компетенции органа местного самоуправления, в ведении которого находятся соответствующие дороги. В Нижнеомском сельском поселении отсутствуют документы по организации дорожного движения, применению технических средств организации дорожного движения, дорожные знаки в с. Нижняя Омка установлены произвольно, без согласования с ГИБДД. Указанное ведет к незаконному привлечению граждан к административной ответственности в сфере дорожного движения, отсутствию свободного доступа к административным учреждениям. Уточнив заявленные требования, просила суд установить срок до конца января 2011 года для устранения выявленных нарушений законодательства в деятельности администрации Нижнеомского сельского поселения.

Представитель администрации Нижнеомского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Ушакова Н.А. заявленные требования прокурора признала, суду пояснила, что вопрос об утверждении дислокации дорожных знаков на территории с. Нижняя Омка рассматривался на заседании Совета Нижнеомского сельского поселения 11 ноября 2010 года, где депутатам была представлена карта с. Нижняя Омка с помеченными на ней дорожными знаками. Было принято решение об утверждении дислокации технических средств регулирования дорожного движения, а также о сохранении знаков, регулирующих дорожное движение на ул. Ленина с. Нижняя Омка, поскольку знаки, подлежащие, по мнению прокурора, демонтажу, существуют длительное время, установлены на улице, где находятся административные здания, больница, магазины, что обуславливает большое число пешеходов. Полагала возможным исполнить требования прокурора в предложенный срок, до конца января 2011 года.

Начальник ОГИБДД ОВД по Нижнеомскому району Омской области Пашков А.Г. поддержал требования прокурора, суду пояснил, что проект дислокации технических средств регулирования и организации дорожного движения на территории сельского поселения составляется в виде чертежа компетентными организациями, имеющими лицензию на указанный вид деятельности, и подлежит утверждению органами местного самоуправления. 15 ноября 2010 года ему была представлена карта с. Нижняя Омка с указанием мест размещения дорожных знаков, без указания разработчика и не утвержденная надлежащим органом, согласовывать которую он отказался. На каком основании в настоящее время в с. Нижняя Омка установлены дорожные знаки, пояснить не может, согласился с доводами прокурора о том, что знаки, запрещающие въезд на ул. Ленина, не соответствуют требованиям нормативных актов.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, оценив собранные по делу доказательства, находит заявленные прокурором требования подлежащими удовлетворению.

На основании п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор праве обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, что реализуется в данном случае в виде оспаривания бездействия органа местного самоуправления.

В силу ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения.

Из содержания ст.ст. 13, 15, 34 Федерального закона от 8 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что осуществление дорожной деятельности обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления, а обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание дорог.

В соответствии с п.п. 5 п.1 ст.4 Устава Нижнеомского сельского поселения содержание автомобильных дорог общего пользования в границах сельского поселения, за исключением автомобильных дорог федерального и областного значения, относится к вопросам местного значения Нижнеомского сельского поселения.

Постановлением главы Нижнеомского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области № 22-П-1 от 10 апреля 2008 года утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования в с. Нижняя Омка, относящихся к собственности Нижнеомского сельского поселения.

Автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ и размещенными по ГОСТ 52290 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией (Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. N 120-ст) (с изменениями от 8 декабря 2005 г.)). Из пояснений представителя администрации Нижнеомского сельского поселения, начальника ОГИБДД ОВД по Нижнеомскому району следует, что дислокация дорожных знаков в Нижнеомском сельском поселении в настоящее время отсутствует, поскольку имеющаяся карта с. Нижняя Омка с нанесенными на нее дорожными знаками как таковая рассматриваться не может. По информации ООО «Автодорфлот», указанная организация занимается разработкой схем и проектов организации дорожного движения. Администрация Нижнеомского сельского поселения с заданием об изготовлении дислокации дорожных знаков, проекта организации дорожного движения в с. Нижняя Омка - не обращалась.

Суд также соглашается с доводами прокурора в части необходимости демонтажа дорожных знаков, установленных с нарушением ГОСТ. На ул. Ленина с. Нижняя Омка установлены знаки «Въезд запрещен» у здания аптеки (ул. Ленина, 50) и у здания администрации сельского поселения (ул. Ленина, 79).

В соответствии с п.1.1 Правил дорожного движения названные Правила устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. В силу п. 1.5 Правил запрещается самовольно устанавливать дорожные знаки.

Знак 3.1 «Въезд запрещен» устанавливают:

- на участках дорог или проезжих частей с односторонним движением для запрещения движения транспортных средств во встречном направлении. На дорогах с несколькими проезжими частями, отделенными друг от друга бульваром или разделительной полосой, знак устанавливают для каждой проезжей части с односторонним движением;

- на дорогах, обозначенных знаком 5.11, для предотвращения въезда транспортных средств навстречу общему потоку;

- для организации раздельных въезда и выезда на площадках для стоянки транспортных средств, площадках отдыха, автозаправочных станциях и т.п.;

- для запрещения въезда на отдельную полосу движения или отдельный участок дороги (п.5.4.2 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. № 120-ст).

Знаки «Въезд запрещен» на ул. Ленина не подпадают под перечисленные случаи, вместе с тем, приведенный перечень оснований является исчерпывающим и не предусматривает возможности установления знака «Въезд запрещен» для произвольного ограничения движения транспорта на отдельных улицах населенного пункта. Следовательно, законных оснований для установления знаков, запрещающих движение по ул. Ленина с. Нижняя Омка, не имеется.

Таким образом, поскольку заявленные прокурором требования являются обоснованными, отсутствие проекта организации дорожного движения, схемы дислокации дорожных знаков в с. Нижняя Омка, расстановка дорожных знаков с нарушением установленных норм и правил создают возможность необоснованного привлечения граждан к ответственности за нарушения в сфере дорожного движения, создают препятствия в передвижении по дорогам общего пользования, заявление подлежит удовлетворению.

Согласно ст.ст.89-91, 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина, размер которой суд с учетом положений п.2 ст.333.20 НК РФ полагает возможным снизить до 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Нижнеомского района Омской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Нижнеомского сельского поселения, выразившееся в неразработке проекта организации дорожного движения, дислокации дорожных знаков в с. Нижняя Омка.

Обязать администрацию Нижнеомского сельского поселения разработать и согласовать с районным отделом ГИБДД проект организации дорожного движения, дислокации дорожных знаков в с. Нижняя Омка в срок до 01 февраля 2011 года.

Обязать администрацию Нижнеомского сельского поселения в срок до 10 декабря 2010 года произвести демонтаж дорожных знаков, установленных с нарушением ГОСТ: дорожный знак 3.1 «Въезд запрещен» по ул. Ленина, 50 у здания аптеки; дорожный знак 3.1 «Въезд запрещен» по ул. Ленина, 79 у здания администрации Нижнеомского сельского поселения.

Взыскать с администрации Нижнеомского сельского поселения госпошлину в доход местного бюджета в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней со дня ознакомления с мотивированным решением в окончательной форме с подачей жалобы через Нижнеомский районный суд Омской области.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 25 ноября 2010 года.

Председательствующий:                                                                                   Т.М. Смолина