решение по иску прокурора о признании недействующими и не подлежащими применению отдельных норм Положения о процедурах и критериях предоставления земельных участков или их частей для целей, не связанных со строительством, утвержденного Решением Совета.



Гражданское дело № 2-117/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 марта 2011 года                           село Нижняя Омка

Нижнеомский районный суд Омской области в составе:


председательствующего судьи Шаульского А.А.,

с участием представителя заявителя - помощника прокурора Нижнеомского района Омской области Куренковой Натальи Викторовны,

при секретаре Русановой Я.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Нижнеомского района Омской области о признании недействующими и не подлежащими применению отдельных норм Положения о процедурах и критериях предоставления земельных участков или их частей для целей не связанных со строительством, утвержденного Решением Совета Паутовского сельского поселения от 04.09.2009 № 14.

Суд,-

у с т а н о в и л :

Прокурор Нижнеомского района Омской области обратился с заявлением к Совету Паутовского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области о признании недействующими и не подлежащими применению отдельных норм Положения о процедурах и критериях предоставления земельных участков или их частей для целей не связанных со строительством, утвержденного Решением Совета Паутовского сельского поселения от 04.09.2009 № 14. В обоснование заявленных требований указано на то, что отдельные нормы Положения о процедурах и критериях предоставления земельных участков или их частей для целей не связанных со строительством, утвержденные Решением Совета Паутовского сельского поселения от 04.09.2009 № 14 противоречат действующему законодательству.

В судебном заседании помощника прокурора Нижнеомского района Омской области Куренкова Н.В. поддержала заявленные требования в полном объеме. Суду пояснила, что поддерживает заявление прокурора Нижнеомского района Омской области по основаниям, указанным в заявлении. Просит признать п. 1 ст. 3, ст. 5 Положения о процедурах и критериях предоставления земельных участков или их частей для целей не связанных со строительством, утвержденные Решением Совета Паутовского сельского поселения от 04.09.2009 № 14, противоречащими действующему законодательству.

Представитель заинтересованного лица в лице главы администрации Паутовского сельского поселения Еремин А.П. в судебное заседание не явился, о причине неявки не сообщил, о времени и месте уведомлен надлежащим образом.

В суд от главы администрации Паутовского сельского поселения                       Еремина А.П. поступило заявление, в котором говорилось о признании заявленных требований прокурора Нижнеомского муниципального района Омской области и указывалась просьба рассмотреть дело без его участия.

Выслушав помощника прокурора Куренкову Н.В., исследовав представленные материалы, оценив собранные по делу доказательства, суд находит заявленные требования прокурора Нижнеомского района Омской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Советом Паутовского сельского поселения Нижнеомского муниципального района 04.09.2009 принято решение № 14 «О процедурах и критериях предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством» (далее - Положение).

Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусмотрен ст. 34 Земельного кодекса РФ.

Пунктом 1 ст. 3 Положения предусмотрено, что земельные участки для целей, не связанных со строительством, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование или в безвозмездное срочное пользование.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 2 ст. 20 Земельного кодекса РФ гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.

Кроме того, статьями 24, 34 Земельного кодекса РФ возможность передачи гражданам земельных участков в безвозмездное срочное пользование в порядке, предусмотренном для предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, не предусмотрена.

Статьей 5 Положения предусмотрена процедура предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, с проведением торгов.

Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган местного самоуправления.

В соответствии с ч. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявлениях или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Из положений ч. 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ следует, что исполнительный орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Таким образом, ст. 34 Земельного кодекса РФ не предусмотрена процедура проведения торгов при решении вопроса о представлении гражданину земельного участка для целей, не связанных со строительством.

Следовательно, в соответствии с п. 3, 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, в Положении содержатся такие коррупциогенные факторы как: широта дискреционных полномочий, выборочное изменение объема прав при предоставлении гражданам земельных участков, наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами).

В силу п. 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,-

Р Е Ш И Л :

Удовлетворить заявленные исковые требования прокурора Нижнеомского района Омской области.

Признать п. 1 ст. 3, ст. 5 Положения о процедурах и критериях предоставления земельных участков или их частей для целей, не связанных со строительством, утвержденного Решением Совета Паутовского сельского поселения от 04.09.2009 № 14, противоречащими действующему законодательству.

Обязать Совет Паутовского сельского поселения привести в соответствие с действующим законодательством п. 1 ст. 3, ст. 5 Положения о процедурах и критериях предоставления земельных участков или их частей для целей, не связанных со строительством, утвержденного Решением Совета Паутовского сельского поселения от 04.09.2009 № 14.

Освободить администрацию Паутовского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области от уплаты государственной пошлины на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней со дня его объявления с подачей жалобы через Нижнеомский районный суд Омской области.

Председательствующий       А.А. Шаульский