Решение по иску прокурора о признании незаконным бездействия администрации Хомутинского сельского поселения в части непринятия мер по разработке дислокации знаков в д.Воскресенка.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 марта 2011 года                        село Нижняя Омка

Нижнеомский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Смолиной Т.М.,

при секретаре Шепяковой М.А.,

с участием помощника прокурора Нижнеомского района Омской области Куренковой Н.В.,

главы Хомутинского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области - Перетрухина П.В.,

начальника ОГИБДД ОВД по Нижнеомскому району Пашкова А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Нижнеомского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Хомутинского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по разработке дислокации дорожных знаков в д. Воскресенка,

у с т а н о в и л :

Прокурор Нижнеомского района Омской области обратился в суд с заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ о признании незаконным бездействия администрации Хомутинского сельского поселения и об обязании сельской администрации принять меры по разработке и согласованию с уполномоченными органами проекта организации дорожного движения, дислокации дорожных знаков в д. Воскресенка в соответствии с требованиями действующего законодательства. В обоснование заявленных требований указал, что проверкой, проведенной прокуратурой Нижнеомского района Омской области, установлены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и о местном самоуправлении, выразившиеся в отсутствии проекта организации дорожного движения и схемы дислокации знаков дорожного движения на территории д. Воскресенка Хомутинского сельского поселения. Сложившаяся ситуация, по мнению прокурора, привела к нарушению прав неопределенного круга лиц, являющихся участниками дорожного движения, на свободу передвижения, создает препятствия для проезда к местам общего пользования. В целях восстановления нарушенных прав граждан просил суд обязать администрацию разработать и согласовать с районным отделом ГИБДД проект организации дорожного движения, дислокации дорожных знаков в д. Воскресенка.

В судебном заседании помощник прокурора Нижнеомского района Омской области Куренкова Н.В. поддержала заявленные требования. Пояснила, что в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, дислокация дорожных знаков относится к компетенции органа местного самоуправления, в ведении которого находятся соответствующие дороги. В Хомутинском сельском поселении отсутствуют документы по организации дорожного движения, применению технических средств организации дорожного движения, вместе с тем, дорожные знаки установлены. Указанное ведет к отсутствию свободного доступа к административным учреждениям, не позволяет привлечь к ответственности нарушителей правил дорожного движения. Просила суд установить срок до 30 июня 2011 года для разработки и согласования с уполномоченными органами проекта организации дорожного движения, дислокации дорожных знаков в д. Воскресенка.

Глава Хомутинского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Перетрухин П.В. заявленные требования прокурора признал, суду пояснил, что вопрос о разработке проекта организации дорожного движения и об утверждении дислокации дорожных знаков на территории Хомутинского сельского поселения будет решен в срок, предложенный прокурором, при условии наличия достаточных средств в бюджете сельского поселения. В настоящее время надлежащим образом утвержденный проект организации дорожного движения, схема дислокации дорожных знаков на территории Хомутинского сельского поселения отсутствует, в д. Воскресенка, состоящей из одной улицы, дорожные знаки не установлены.

Начальник ОГИБДД ОВД по Нижнеомскому району Омской области Пашков А.Г. выразил согласие с требованиями прокурора, суду пояснил, что в целях обеспечения безопасности дорожного движения, сохранения жизни и здоровья граждан на территории Хомутинского сельского поселения необходимо разработать проект дислокации технических средств регулирования и организации дорожного движения, при этом не имеет значения, из скольких улиц состоит населенный пункт.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, оценив собранные по делу доказательства, находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.

На основании п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор праве обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, что реализуется в данном случае в виде оспаривания бездействия органа местного самоуправления.

В силу ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения.

В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно п.2 ст.21 указанного Федерального закона разработка и проведение мероприятий по организации дорожного движения осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном законом порядке.

Из содержания ст.ст. 13, 15, 34 Федерального закона от 8 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что осуществление дорожной деятельности обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления, а обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание дорог.

В соответствии с п.п. 5 п.1 ст.4 Устава Хомутинского сельского поселения содержание, строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных сооружений в границах сельского поселения, за исключением дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и областного значения относится к вопросам местного значения Хомутинского сельского поселения.

Тот факт, что автомобильные дороги в д. Воскресенка относятся к собственности Хомутинского сельского поселения никем не оспаривается.

Автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ и размещенными по ГОСТ 52290 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией (Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. N 120-ст) (с изменениями от 8 декабря 2005 г.)). Из пояснений представителя администрации Хомутинского сельского поселения, информации начальника ОГИБДД ОВД по Нижнеомскому району следует, что дислокация дорожных знаков в Хомутинском сельском поселении в настоящее время отсутствует.

Таким образом, поскольку отсутствие проекта организации дорожного движения, схемы дислокации дорожных знаков в д. Воскресенка ведет к невозможности участников дорожного движения сориентироваться в обстановке, узнать об опасности на дороге, необходимости поддерживать определенный скоростной режим и т.д., заявленные прокурором требования являются обоснованными.

Согласно ст.ст.89-91, 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина, размер которой суд с учетом положений п.2 ст.333.20 НК РФ полагает возможным снизить до 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Заявленные требования прокурора Нижнеомского района Омской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Хомутинского сельского поселения, выразившееся в неразработке проекта организации дорожного движения, дислокации дорожных знаков в д. Воскресенка.

Обязать администрацию Хомутинского сельского поселения разработать и согласовать с районным отделом ГИБДД проект организации дорожного движения, дислокации дорожных знаков в д. Воскресенка в срок до 30 июня 2011 года.

Взыскать с администрации Хомутинского сельского поселения госпошлину в доход местного бюджета в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней с момента объявления с подачей жалобы через Нижнеомский районный суд Омской области.

Председательствующий:                                                                                    Т.М. Смолина