Гражданское дело № 2-149/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 08 апреля 2011 года село Нижняя Омка Нижнеомский районный суд Омской области в составе: председательствующего судьи Шаульского А.А., при секретаре Русановой Я.А., с участием представителя истца - помощника прокурора Нижнеомского района Омской области Куренковой Натальи Викторовны, представителя ответчика - Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области Тамкович Марины Викторовны, представителя ответчика - Комитета по образованию Нижнеомского муниципального района Омской области Мякотникова Владимира Викторовича, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нижнеомского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Береговская средняя общеобразовательная школа», Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области, Комитету по образованию Нижнеомского муниципального района Омской области об обязывании проведения аттестации рабочих мест. Суд,- у с т а н о в и л : Прокурор Нижнеомского района Омской области обратился в Нижнеомский районный суд Омской области с исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ. В обоснование заявленных требований, указав на то, что проверкой, проведенной прокуратурой Нижнеомского района Омской области, установлены нарушения требований трудового законодательства, выразившиеся в том, что администрацией образовательного учреждения не проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда. Сложившаяся ситуация, по мнению прокурора, привела к нарушению права работника на безопасные условия труда, а также прав неопределенного круга лиц, которые могут быть приняты на указанную должность в будущем. В целях восстановления нарушенных прав прокурор просил суд обязать муниципальное образовательное учреждение «Береговская средняя общеобразовательная школа», Администрацию Нижнеомского муниципального района Омской области, Комитет по образованию Нижнеомского муниципального района Омской области провести аттестацию рабочих мест. В судебном заседании помощник прокурора Нижнеомского района Омской области Куренкова Н.В. поддержала требования прокурора по доводам, изложенным в заявлении. Суду пояснила, что на момент рассмотрения дела в судебном заседании, аттестация рабочих мест по условиям труда в МОУ «Береговская средняя общеобразовательная школа» и структурном подразделении МОУ «Хуторская НОШ», МОУ «Борисовская НОШ» не проведена, тем самым нарушаются права работающих там лиц. Кроме того, аттестация рабочих мест не связана с деятельностью каждого конкретного работника, так как в результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные люди. Условия труда должны быть безопасными для всех и соответствовать установленным нормам. Директор муниципального образовательного учреждения «Береговская средняя общеобразовательная школа» Шурупова Н.Ю. в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не сообщила, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом. От Шуруповой Н.Ю. поступило заявление, в котором говорится о согласии с заявленными исковыми требованиями прокурора Нижнеомского района Омской области в полном объеме. Представитель Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области Тамкович М.В. исковые требования не признала. Суду пояснила, что обязанность по проведению аттестации возлагается на работодателя, а не на учредителя. В то же время ни образовательное учреждение, ни органы управления образованием не сообщали о необходимости финансирования затрат по аттестации рабочих мест. Представитель Комитета по образованию Нижнеомского муниципального района Омской области Мякотников В.В. признал исковые требования прокурора в полном объеме. На вопрос председательствующего пояснил, что Комитет по образованию, согласно утвержденного Положения является подразделением Администрации Нижнеомского района Омской области, является главным распорядителем бюджетных средств. В образовательных учреждениях работает 689 человек, из них 470 педагогов и 219 рабочих. В среднем на аттестацию рабочих мест требуется не менее 3100 рублей на одно рабочее место. В то же время смета учреждения разрабатывается и утверждается Администрацией района. После утверждения сметы Комитета, денежные средства, утвержденные по соответствующим статьям бюджетной классификации, делятся на аналогичные статьи бюджетной классификации школ. Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, оценив собранные по делу доказательства, находит заявленные прокурором требования подлежащими удовлетворению. В соответствии с абз. 4 ст. 353 ТК РФ на Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров в соответствии с федеральным законом возложена обязанность по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Как следует из материалов дела, администрация образовательного учреждения, являясь работодателем, не обеспечивает безопасных условий труда, нарушает требования ст. 22, 212 ТК РФ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда. Статьей 6 ТК РФ установлено, что к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе, систему проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда. В силу ст. 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 210 ТК РФ). В соответствии с требованиями ст. 212 ТК РФ на работодателя возложена обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. В силу п. 1 «Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 г. № 569 аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. В силу п. 2 «Порядка аттестация рабочих мест по условиям труда» предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Пунктом 5 Порядка установлено, что сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно быть аттестовано не реже одного раза в пять лет. Согласно п. 9 указанного Порядка для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав, и при необходимости состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда. Согласно Уставу МОУ «Береговская средняя общеобразовательная школа», школа является образовательным бюджетным муниципальным учреждением, учредителем школы является Комитет по образованию Нижнеомского муниципального района Омской области. Как следует из п. 6.4 Устава, деятельность Школы финансируется учредителем. Согласно п. 18 Положения «О Комитете по образованию Нижнеомского муниципального района Омской области», Комитет осуществляет от имени учредителя Комитета - Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области полномочия учредителя муниципальных образовательных учреждений, проводит аттестацию руководящих и педагогических работников образовательных учреждений, финансирование (п. 8 Устава) указанной деятельности осуществляется Нижнеомским муниципальным районом Омской области. Как следует из пояснений директора образовательного учреждения, причиной невыполнения обязанностей работодателя, предусмотренных ст. 22 ТК РФ, является ненадлежащее финансирование мероприятий по аттестации рабочих мест. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 вышеназванного Устава Нижнеомского муниципального района Омской области, Администрация Нижнеомского муниципального района Омской области разрабатывает проект местного бюджета Нижнеомского муниципального района, обеспечивает исполнение местного бюджета Нижнеомского муниципального района, учреждает муниципальные учреждения, утверждает их уставы. Кроме того, Учредителем Комитета по образования Нижнеомского муниципального района Омской области - Администрацией Нижнеомского муниципального района Омской области обязанности, предусмотренные ст.ст. 28-38 Федерального закона «Об образовании» в части ненадлежащего контроля за деятельностью органа управления образованием - Комитета по образованию Нижнеомского муниципального района Омской области в сфере непринятия последним должных мер соблюдению трудового законодательства в деятельности подчиненных образовательных учреждений, а так же обязанности по формированию местного бюджета района с учетом потребностей образовательных учреждений выполняются не в полной мере. Суд признает необоснованным доводы ответчиков об отсутствии вины учредителя при утверждении сметы образовательного учреждения, поскольку бюджетное учреждение (ст. 221 БК РФ) осуществляет расходование бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, утверждается учредителем. Как следует из п. 1 Положения о Комитете по образованию Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области, Комитет является отраслевым функциональным органом администрации района. Как следует из пояснений представителя Комитета по образованию, для проведения аттестации по условиям труда одного рабочего места требуется не менее 3100 рублей, то есть для проведения аттестации рабочих мест 689 граждан, находящихся в трудовых отношениях с образовательными учреждениями района, требуется не менее 2 135 900 рублей, соответственно, для проведения аттестации рабочих мест МОУ «Береговская средняя общеобразовательная школа» требуется не менее 99 200 рублей. Вместе с тем, согласно Сметы расходов Комитета по образованию администрации Нижнеомского района Омской области на 2011 года по строке 226.04 кода бюджетной классификации, (как следует из системного анализа Приказа Минфина РФ от 28 декабря 2010 г. N 190н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" по строке 226. 04 отражаются расходы по аттестации рабочих мест), утверждено финансирование в сумме 243,5 тысяч рублей, из них по соответствующей строке бюджетной сметы расходов МОУ «Береговская средняя общеобразовательная школа» (строка 226.04) Комитетом по образованию администрации района направлено 8,8 тысяч рублей. При указанных обстоятельствах суд полагает, что Администрацией Нижнеомского муниципального района Омской области, в том числе в лице Комитета по образованию Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области при согласовании и утверждении сметы бюджетного муниципального образовательного учреждения «Береговская средняя общеобразовательная школа» с учетом потребностей образовательного учреждения не осуществляется надлежащее финансирование мероприятий по аттестации рабочих мест по условиям труда, в то же время образовательное учреждение, являясь работодателем, не принимает активных мер по аттестации рабочих мест, в суд не представлено доказательств обращения муниципального учреждения к учредителю с заявлением об увеличении объема бюджетного финансирования для проведения аттестации рабочих мест. Обращение прокурора с указанным иском обусловлено тем, что учреждением не соблюдается трудовое законодательство, нарушается гарантированное Конституцией РФ право работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,- р е ш и л : Удовлетворить исковые требования прокурора Нижнеомского района Омской области. Обязать Администрацию Нижнеомского муниципального района Омской области, Комитет по образованию Нижнеомского муниципального района Омской области, муниципальное образовательное учреждение «Береговская средняя общеобразовательная школа» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в муниципальном образовательном учреждении «Береговская средняя общеобразовательная школа» и структурных подразделениях Муниципального образовательного учреждения - муниципальном образовательном учреждении «Хуторская начальная общеобразовательная школа», «Борисовская начальная общеобразовательная школа». Отказать в удовлетворении исковых требований в части взыскания государственной пошлины с Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области, Комитета по образованию Нижнеомского муниципального района Омской области, муниципального образовательного учреждения «Береговская средняя общеобразовательная школа». Освободить Администрацию Нижнеомского муниципального района Омской области, Комитет по образованию Нижнеомского муниципального района Омской области, муниципальное образовательное учреждение «Береговская средняя общеобразовательная школа» от уплаты государственной пошлины на основании пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней со дня ознакомления с мотивированным решением в окончательной форме через Нижнеомский районный суд Омской области. Председательствующий А.А. Шаульский