Решение по заявлению прокурора района о признании незаконным бездействия администрации Глухониколаевского сельского поселения в части необеспечения мер пожарной безопасности.



Гражданское дело № 2-134/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 марта 2011 года село Нижняя Омка

Нижнеомский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Шаульского А.А.,

при секретаре Русановой Я.А.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Нижнеомского района Омской области Куренковой Натальи Викторовны,

представителя заинтересованного лица - главы Глухониколаевского сельского поселения Нижнеомского района Омской области Кузнецова Олега Анатольевича,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело, по заявлению прокурора Нижнеомского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления в части необеспечения мер пожарной безопасности в здании Глухониколаевского сельского дома культуры, расположенного по адресу: ул. Лесная, д. 1а, с. Глухониколаевка, Нижнеомского района, Омской области.

Суд,-

установил:

Прокурор Нижнеомского района Омской области обратился в Нижнеомский районный суд Омской области с заявлением, к администрации Глухониколаевского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области, о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления в части необеспечения мер пожарной безопасности в здании Глухониколаевского сельского дома культуры, расположенного по адресу: ул. Лесная, д. 1а, с. Глухониколаевка, Нижнеомского района, Омской области.

В судебном заседании помощник прокурора Нижнеомского района Омской области Куренкова Н.В. поддержала заявленные требования и пояснила, что прокуратурой Нижнеомского района Омской области проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в деятельности администрации Глухониколаевского сельского поселения.

В ходе проверки установлено, что здание Глухониколаевского сельского дома культуры не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, не укомплектовано первичными средствами пожаротушения. Также в указанном здании не вывешены планы эвакуации людей при пожаре.

Собственником здания Глухониколаевского сельского дома культуры является Глухониколаевское сельское поселение Нижнеомского муниципального района Омской области.

По мнению прокурора, бездействие администрации Глухониколаевского сельского поселения в части необеспечения пожарной безопасности в здании указанного объекта культуры создает опасность для жизни и здоровья людей при проведении в указанных зданиях массовых мероприятий.

Представитель заинтересованного лица - глава администрации Глухониколаевского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области Кузнецов О.А. признал заявленные требования прокурора Нижнеомского района Омской области в полном объеме.

Выслушав помощника прокурора Куренкову Н.В., главу администрации Глухониколаевского сельского поселения Кузнецова О.А., исследовав представленные материалы, оценив собранные по делу доказательства, суд находит заявленные требования прокурора Нижнеомского района Омской области подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Из материалов дела, пояснений лиц, участвующих при рассмотрении заявления прокурора Нижнеомского района, судом установлено следующее.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 55 АВ № 868873 от 06.05.2009 собственником Глухониколаевского сельского дома культуры, расположенного по адресу: ул. Лесная, д. 1а, с. Глухониколаевка, Нижнеомского района, Омской области является Глухониколаевское сельское поселение Нижнеомского муниципального района Омской области.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Как указано в ст. 1 Устава муниципального образования Глухониколаевского сельского поселение Нижнеомского муниципального района Омской области - указанное муниципальное образование имеет правовой статус сельского поселения. Статьи 32, 45 указанного Устава предусматривают, что Глухониколаевское сельское поселение имеет собственный бюджет, а администрация сельского поселения разрабатывает проект местного бюджета поселения и, соответственно, исполняет его. Формирование расходов местного бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами сельского поселения, в том числе осуществляемыми за счет субвенций из федерального и областного бюджетов.

Таким образом, финансовые затраты, необходимые для приведения, в соответствии с требованиями законодательства о пожарной безопасности, указанного здания сельского клуба в надлежащий порядок, являются расходными обязательствами муниципального образования Глухониколаевского сельское поселение Нижнеомского муниципального района Омской области и должны быть включены в расходную часть местного бюджета сельского поселения.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно ст. 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года N 313 (далее ППБ в РФ), устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Строительные нормы и правила 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» (далее СНиП) распространяются на проектирование общественных зданий и сооружений. Указанные в нормах требования распространяются на здания и помещения для культурно-досуговой деятельности населения, в том числе и на дома культуры. Согласно п. 3.14. данных норм, в общественных зданиях следует предусматривать противопожарное водоснабжение в соответствии с требованиями СНиП 2.04.01 и приложения к ним под литерой «И».

Согласно информации отделения надзорной деятельности Нижнеомского района Омской области от 17.01.2011 № 37/10-26-23 в ходе проведенной плановой проверки объектов культуры Глухониколаевского сельского поселения были выявлены следующие нарушения: Глухониколаевский сельский дом культуры не оборудован автоматической пожарной сигнализацией (НПБ 110-03 таб. 1 п. 9), не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (НПБ 104-03 таб. 2 п. 9), не укомплектован первичными средствами пожаротушения (ППБ 01-03 в РФ п. 108), в помещении объекта культуры не вывешены планы эвакуации согласно ГОСТу (ППБ 01-03 в РФ п. 16).

По результатам проверки 25.02.2010 территориальным отделением ГПН Нижнеомского района Омской области было вынесено предписание № 10/1/8-17 по устранению нарушений требований пожарной безопасности в адрес администрации Глухониколаевского сельского поселения.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Согласно ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а так же выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Нарушения требований правил пожарной безопасности в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 22.07.2008 № 128-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313, норм приказов МЧС № 315 от 18.06.2003 НПБ 110-03 и № 323 от 20.06.2003 НПБ 104-03, в том числе СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» и СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» в здании Глухониколаевского сельского дома культуры с. Глухониколаевка Нижнеомского муниципального района Омской области, указанные в заявлении прокурора Нижнеомского района Омской области и информации территориальным отделением ГПН Нижнеомского района от 17 января 2011 года, которые не оспаривались представителем администрации Глухониколаевского сельское поселение Нижнеомского муниципального района Омской области,до настоящего времени не устранены.

Согласно требованиям п. 16 ППБ 01-03 в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже белее 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.

В соответствии с п. 108 ППБ 01-03 помещения, здания и сооружения необходимо обеспечить первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением № 3. Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них и с учетом положений, изложенных в приложении № 3. Не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих сертификатов.

Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 от № 315 утверждены и введены в действие с 30.06.2003 нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03).

В соответствии с п. 9 таблицы 1 приложения к НПБ 110-03 здания общественного и административно-бытового назначения подлежат защите автоматическими установками пожарной сигнализации независимо от их площади и этажности.

Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий от 20.06.2003 от № 323 утверждены и введены в действие с 30.06.2003 нормы пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03).

В соответствии с п. 9 таблицы 2 приложения к НПБ 104-03 здания зрелищных учреждений должны быть оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией определенного типа в зависимости от значения нормативного показателя.

Таким образом, бездействие администрации Глухониколаевского сельского поселения в части необеспечения пожарной безопасности в здании Глухониколаевского сельского дома культуры, расположенного по адресу: ул. Лесная, д. 1а, с. Глухониколаевка, Нижнеомского района, Омской области, создает опасность для жизни и здоровья людей при проведении в указанных зданиях массовых мероприятий.

Согласно п. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,-

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Нижнеомского района Омской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Глухониколаевского сельского поселения в части необеспечения пожарной безопасности в здании Глухониколаевского сельского дома культуры, расположенного по адресу: ул. Лесная, д. 1а, с. Глухониколаевка, Нижнеомского района, Омской области.

Обязать администрацию Глухониколаевского сельского поселения Нижнеомского муниципального района в срок до 01.05.2011 принять меры к устранению в здании Глухониколаевского сельского дома культуры, расположенного по адресу: ул. Лесная, д. 1а, с. Глухониколаевка, Нижнеомского района, Омской области нарушений требований пожарной безопасности:

  1. оборудовать здание автоматической пожарной сигнализацией;
  2. оборудовать здание системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
  3. заключить договор на техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт пожарной автоматики;
  4. обработать огнезащитным составом деревянные конструкции чердачного помещения Глухониколаевского сельского дома культуры;
  5. заменить горючую отделку стен эвакуационного пути на материалы с показателем пожарной опасности не более Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2.

Отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Нижнеомского района Омской области в части взыскания государственной пошлины с администрации Глухониколаевского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области.

Освободить администрацию Глухониколаевского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области от уплаты государственной пошлины на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней со дня его объявления с подачей жалобы через Нижнеомский районный суд Омской области.

Председательствующий      А.А. Шаульский