РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20 июня 2011 года село Нижняя Омка Нижнеомский районный суд Омской области в составе: председательствующего судьи Смолиной Т.М., при секретаре Шепяковой М.А., с участием представителя истца - помощника прокурора Нижнеомского района Омской области Куренковой Н.В., представителя ответчика - индивидуального предпринимателя Бартель А.И. по доверенности от 10 июня 2011 года, Лахиной Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нижнеомского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Бартель о возложении обязанности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, у с т а н о в и л : Прокурор Нижнеомского района Омской области обратился в суд с названным иском в порядке ст. 45 ГПК РФ, указав в обоснование заявленных требований, что проверкой, проведенной прокуратурой Нижнеомского района Омской области, установлены нарушения требований трудового законодательства, выразившиеся в том, что ИП Бартель не проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда. Сложившаяся ситуация, по мнению прокурора, привела к нарушению прав работников на безопасные условия труда, а также прав неопределенного круга лиц, которые могут быть приняты на имеющиеся должности в будущем. В целях восстановления нарушенных прав просил суд обязать ИП Бартель провести аттестацию рабочих мест по условиям труда. В судебном заседании помощник прокурора Нижнеомского района Омской области Куренкова Н.В. уточнила требования прокурора, пояснила, что в тексте искового заявления допущена ошибка: неверно указано отчество ответчика: вместо «Иванович» - «Давыдович», в остальной части иск поддержала по доводам, изложенным в заявлении, просила предоставить индивидуальному предпринимателю Бартель А.И. срок для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда до 01 января 2012 года. ИП Бартель в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще. Представитель ИП Бартель по доверенности Лахина Н.И. требования прокурора признала, суду пояснила, что основным видом деятельности ИП Бартель является выращивание зерновых и зернобобовых культур. С момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в 2006 году аттестация рабочих мест по условиям труда ИП Бартель не проводилась, в настоящее время имеется 6 рабочих мест. Полагала невозможным исполнить требования прокурора в срок до 01 января 2012 года, просила суд предоставить для этого срок в один год. Государственная инспекция труда в Омской области своего представителя в судебное заседание не направила, представитель Министерства труда и социального развития Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, оценив собранные по делу доказательства, находит заявленные прокурором требования подлежащими удовлетворению. В соответствии с ч.3 ст.353 ТК РФ на Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров в соответствии с федеральным законом возложена обязанность по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В силу ст.210 ТК РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда, в связи с чем прокурор был вправе предъявить указанные выше требования и не вышел за пределы предоставленных ему полномочий. Согласно ст.56 Гражданского процессуального Кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии с ч.3 ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Статьей 6 ТК РФ установлено, что к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе, систему проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда. В силу ст.209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда (ст.210 ТК РФ). В соответствии с требованиями ст.212 ТК РФ на работодателя возложена обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. В силу п.1 «Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 г. № 569 аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. В силу п.2 Порядка аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Пунктом 5 Порядка установлено, что сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно быть аттестовано не реже одного раза в пять лет. Согласно п.9 указанного Порядка для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав, и при необходимости состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда. В соответствии со ст.23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношений. Согласно свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей Бартель Андрей Иванович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 10 июля 2006 года. Из объяснений ИП Бартель А.И., данных прокурору Нижнеомского района Омской области, следует, что аттестация рабочих мест по условиям труда в КФХ ИП Бартель не проводилась. Согласно штатному расписанию, составленному на 2011 год, у ИП Бартель предусмотрено 6 штатных единиц. В судебном заседании установлено, что на день рассмотрения дела судом аттестация рабочих мест по условиям труда ИП Бартель А.И. не проведена и никогда не проводилась. Доказательств, свидетельствующих о невозможности провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в срок, предложенный прокурором, суду не представлено. Обращение прокурора с указанным иском обусловлено тем, что индивидуальным предпринимателем не соблюдается трудовое законодательство, нарушается гарантированное Конституцией РФ право работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В соответствии с положениями ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. При таких обстоятельствах с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 200 рублей в доход бюджета Нижнеомского муниципального района. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Обязать индивидуального предпринимателя Бартель А.И. провести аттестацию рабочих мест по условиям труда согласно требованиям действующего законодательства в срок до 01 января 2012 года. Взыскать с ИП Бартель А.И. государственную пошлину в сумме 200 рублей в доход бюджета Нижнеомского муниципального района. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней со дня его объявления через Нижнеомский районный суд Омской области. Председательствующий Т.М. Смолина