Гражданское дело № РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Нижнеомский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Шаульского А.А., при секретаре ФИО4, с участием представителя истца - помощника прокурора <адрес> ФИО1, представителя ответчика - администрации Нижнеомского муниципального района <адрес> ФИО2, представителя ответчика - Комитета по образованию Нижнеомского муниципального района <адрес> ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нижнеомского муниципального района <адрес>, Комитету по образованию Нижнеомского муниципального района <адрес>, об обязывании проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в Комитете по образованию администрации Нижнеомского муниципального района <адрес>. Суд,- у с т а н о в и л : <адрес> обратился в Нижнеомский районный суд <адрес> с исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ. В обоснование заявленных требований, указав на то, что проверкой, проведенной прокуратурой <адрес>, установлены нарушения требований трудового законодательства, выразившиеся в том, что в Комитете по образованию Нижнеомского муниципального района <адрес> не проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда. Сложившаяся ситуация, по мнению прокурора, привела к нарушению права работника на безопасные условия труда, а также прав неопределенного круга лиц, которые могут быть приняты на указанную должность в будущем. В целях восстановления нарушенных прав прокурор просил суд обязать администрацию Нижнеомского муниципального района <адрес>, Комитет по образованию Нижнеомского муниципального района <адрес> провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в Комитете по образованию администрации Нижнеомского муниципального района <адрес>. В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО1 поддержала требования прокурора по доводам, изложенным в заявлении. Суду пояснила, что на момент рассмотрения дела в судебном заседании, аттестация рабочих мест по условиям труда в Комитете по образованию администрации Нижнеомского муниципального района <адрес> не проведена, тем самым нарушаются права работающих там лиц. Кроме того, аттестация рабочих мест не связана с деятельностью каждого конкретного работника, так как в результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные люди. Условия труда должны быть безопасными для всех и соответствовать установленным нормам. Представитель администрации Нижнеомского муниципального района <адрес> ФИО2 исковые требования не признала. Суду пояснила, что Комитет по образованию не обращался в администрацию района с заявлением о необходимости финансирования затрат по аттестации рабочих мест. Представитель Комитета по образованию Нижнеомского муниципального района <адрес> ФИО3 признал исковые требования прокурора в полном объеме. На вопрос председательствующего пояснил, что Комитет по образованию, согласно утвержденного Положения является подразделением администрации <адрес>, является главным распорядителем бюджетных средств. Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, оценив собранные по делу доказательства, находит заявленные прокурором требования подлежащими удовлетворению. В соответствии с абз. 4 ст. 353 ТК РФ на Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров в соответствии с федеральным законом возложена обязанность по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Как следует из материалов дела, администрация Нижнеомского муниципального района, являясь работодателем, не обеспечивает безопасных условий труда, нарушает требования ст. 22, 212 ТК РФ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда. Статьей 6 ТК РФ установлено, что к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе, систему проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда. В силу ст. 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 210 ТК РФ). В соответствии с требованиями ст. 212 ТК РФ на работодателя возложена обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. В силу п. 1 «Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 г. № 569 аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. В силу п. 2 «Порядка аттестация рабочих мест по условиям труда» предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Пунктом 5 Порядка установлено, что сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно быть аттестовано не реже одного раза в пять лет. Согласно п. 9 указанного Порядка для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав, и при необходимости состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда. Как следует из пояснений представителя Комитета по образованию, причиной невыполнения обязанностей работодателя, предусмотренных ст. 22 ТК РФ, является ненадлежащее финансирование мероприятий по аттестации рабочих мест. Суд признает необоснованным доводы ответчиков об отсутствии вины учредителя при утверждении сметы Комитета, поскольку бюджетное учреждение (ст. 221 БК РФ) осуществляет расходование бюджетных средств, в соответствии с бюджетной сметой, утверждается учредителем. Как следует из п. 1 Положения о Комитете по образованию администрации Нижнеомского муниципального района Омской области, Комитет является отраслевым функциональным органом администрации района. При указанных обстоятельствах суд полагает, что администрацией Нижнеомского муниципального района Омской области при согласовании и утверждении сметы с учетом потребностей Комитета по образованию, не осуществляется надлежащее финансирование мероприятий по аттестации рабочих мест по условиям труда, в то же время Комитет по образованию, являясь работодателем, не принимает активных мер по аттестации рабочих мест, в суд не представлено доказательств обращения Комитета по образованию к учредителю с заявлением об увеличении объема бюджетного финансирования для проведения аттестации рабочих мест. Обращение прокурора с указанным иском обусловлено тем, что Комитетом по образованию администрации Нижнеомского муниципального района, не соблюдается трудовое законодательство, нарушается гарантированное Конституцией РФ право работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,- р е ш и л : Удовлетворить исковые требования прокурора Нижнеомского района Омской области. Обязать администрацию Нижнеомского муниципального района Омской области, Комитет по образованию Нижнеомского муниципального района Омской области, провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в Комитете по образованию Нижнеомского муниципального района Омской области. Отказать в удовлетворении исковых требований в части взыскания государственной пошлины садминистрации Нижнеомского муниципального района Омской области, Комитета по образованию Нижнеомского муниципального района Омской области. Освободить администрацию Нижнеомского муниципального района Омской области, Комитет по образованию Нижнеомского муниципального района Омской области от уплаты государственной пошлины на основании пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней со дня ознакомления с мотивированным решением в окончательной форме через Нижнеомский районный суд Омской области. Председательствующий А.А. Шаульский