Решение суда от 23.09.2011 года по заявлению прокурора района об обязании администрации Смирновского сельского поселения произвести действия по постановке на учет бесхозяйного имущества в с. смирновка.



Гражданское дело № 2-428/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 сентября 2011 года                                                                                          село Нижняя Омка

Нижнеомский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Шаульского А.А.,

при секретаре Русановой Я.А.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Нижнеомского района Омской области Куренковой Натальи Викторовны,

ответчика главы Смирновского сельского поселения Щербаковой Натальи Вениаминовны,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Нарчук Василия Михайловича,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Хохлова Николая Александравича,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело, по заявлению прокурора Нижнеомского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц, об обязании органа местного самоуправления Смирновского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области, произвести действия по постановке на учет бесхозяйного имущества.

Суд,-

установил:

Прокурор Нижнеомского района Омской области обратился в Нижнеомский районный суд Омской области с исковым заявлением, к администрации Смирновского сельского поселения Нижнеомского района Омской области, о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в не постановке здания котельной, расположенного по адресу: ул. Садовая, с. Смирновка, Нижнеомского муниципального района, Омской области как бесхозяйный объект недвижимости на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

В судебном заседании помощник прокурора Нижнеомского района Омской области Куренкова Н.В. поддержала заявленные требования и пояснила, что прокуратурой Нижнеомского района проведена проверка исполнения администрацией Смирновского сельского поселения гражданского законодательства и законодательства о муниципальной собственности, по результатам которой установлено следующее.

По данным регистрирующих органов (информации Росреестра по Омской области) от 12.08.2011 указанный объект недвижимости являются бесхозяйным, то есть собственник данного объекта не определен.

Из информации администрации Смирновского сельского поселения от 12.08.2011 следует, что бесхозяйным указанный объект не объявлялся.

Однако согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10.08.2011 № 05/003/2011-879 администрацией Смирновского сельского поселения на учет в качестве бесхозяйного указанный объект недвижимости до настоящего времени не поставлен.

Проверкой установлено, что в нарушение указанных норм законодательства администрацией Смирновского сельского поселения до настоящего времени не принято должных мер по постановке в Росреестре Омской области на учет в качестве бесхозяйного здание котельной, расположенное по адресу: ул. Садовая, с. Смирновка, Нижнеомского муниципального района, Омской области.

Бездействие администрации Смирновского сельского поселения в части постановки на учет в качестве бесхозяйного вышеуказанного объекта недвижимости влечет его дальнейшее использование лицами, не имеющими на то законных оснований, что впоследствии может привести к незаконному демонтажу объекта недвижимости или иному его уничтожению.

Помощник прокурора Нижнеомского района Омской области Куренкова Н.В. уточнила исковые требования в части сроков исполнения указанных в иске требований -     до 01.06.2012 года.

Представитель ответчика в лице главы администрации Смирновского сельского поселения Щербакова Н.В. суду пояснила, что не признает заявленные требования прокурора Нижнеомского района, так как от третьего лица Нарчука В.М. узнала, что данный объект недвижимого имущества был приобретен им по договору купли-продажи у директора совхоза в 2004 году. Таким образом вся ответственность по не оформлению вещных прав на указанный объект недвижимости должна лежать на собственнике данного имущества.

Нарчук В.М. участвующий в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, суду пояснил, что не признает исковые требования прокурора Нижнеомского района.

На вопрос суда пояснил, что действительно приобрел указанный объект недвижимости у директора совхоза в 2004 году, сам договор у него не сохранился, в настоящее время право собственности не оформлено.

Хохлов Н.А. участвующий в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, суду пояснил, что не признает исковые требования прокурора Нижнеомского района.

На вопрос суда пояснил, что является собственником земельного участка, на котором расположен спорный объект недвижимости. Со слов Нарчука В.М. знает, что Нарчук приобрел недвижимость по договору купли-продажи у директора совхоза в 2004 году.

Выслушав помощника прокурора Куренкову Н.В., главу Смирновского сельского поселения Щербакову Н.В., третье лицо Нарчук В.М., третье лицо Хохлова Н.А., исследовав представленные материалы, оценив собранные по делу доказательства, приняв дополнение истца, суд находит заявленные требования прокурора Нижнеомского района Омской области подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьи 130, 131, 132 Конституции РФ гласят, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно пункта 3 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (далее Закон - № 131-ФЗ), полномочия органов местного самоуправления осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. В соответствии со ст. 52, 53 Закона - № 131-ФЗ, каждое муниципальное образование имеет свой собственный бюджет (местный бюджет), в котором должны быть предусмотрены расходы по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют расходы местных бюджетов на решение вопросов местного самоуправления.

В силу ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения, среди прочего, относятся вопросы: - организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; - создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;- обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;                - создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; - организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; - организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;              - организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;       - создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения; - содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Как следует из положений ст. 50 вышеназванного закона, в собственности сельских поселений может находится имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения соответствующего муниципального образования, а так же имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;             - имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; - имущество, предназначенное для обеспечения первичных мер пожарной безопасности; - имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения; - имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; - имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения; - имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья; - имущество, предназначенное для развития малого и среднего предпринимательства в поселении, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Как следует из материалов дела, указанное имущество ранее использовалось для сельскохозяйственного производства коммерческими предприятиями, не имеет собственника, не обременено правами третьих лиц, не поставлено на учет в качестве бесхозяйного по заявлению органов местного самоуправления.

Согласно ст. 130 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В силу ст. 131 ГК РФ право собственности подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

На основании п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозного недвижимого имущества на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на это имущество.

Согласно пункту 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 580 от 17.09.2003, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления и т.д.

По мнению суда, с учетом вопросов местного значения муниципального района, администрация Смирновского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области является органом, уполномоченным в порядке ст. 12 ГК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Как следует из пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Согласно информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области от 16.08.2011 № 05/003/2011-906, запись о зарегистрированных правых на недвижимый объект - здание котельной, расположенный по адресу: ул. Садовая, с. Смирновка, Нижнеомский муниципальный район, Омской области отсутствует.

По информации Государственного предприятия Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» от 12.08.2011, строение расположенное по адресу: ул. Садовая, с. Смирновка, Нижнеомский муниципальный район, Омской области в учетно-технической документации не значится.

Суд принимает во внимание показания Нарчука В.М. говорящего о приобретении спорного объекта недвижимости по договору купли-продажи в 2004 году, однако у суда нет данных не о самом договоре купли-продажи, не о государственной регистрации прав на спорный объект недвижимости расположенный по адресу: ул. Садовая,                с. Смирновка, Нижнеомский муниципальный район, Омской области, здание котельной.

Статья 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) определяет основные положения заключения договора.

П. 1 ст. 432 ГК РФ предусмотрено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенным условием договора купли-продажи недвижимости является указание в нем всех данных продаваемого имущества, которые придают имуществу индивидуальную определенность. Предметом продажи является имущество, право на которое зарегистрировано в установленном порядке. Поэтому в договоре должны фиксироваться сведения о продаваемом имуществе, содержащиеся в формах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (адрес, вид объекта, его площадь, назначение и иная необходимая информация). Отсутствие в договоре продажи недвижимого имущества указанных сведений свидетельствует о том, что сторонами не согласовано условие о недвижимом имуществе, подлежащем продаже, и договор не считается заключенным, а следовательно, и переход прав на недвижимость не подлежит государственной регистрации.

Право собственности на любое недвижимое имущество, передаваемое по договору купли-продажи, возникает у покупателя с момента государственной регистрации (ст. 551 ГК РФ).

Права на земельные участки и объекты, прочно связанные с землей, регистрируются в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).

Фактическая передача недвижимого имущества покупателю во владение права собственности не порождает.

Таким образом, суд не может согласиться с доводами Нарчука В.М. о переходе права собственности на объект недвижимости в виде - здания котельной, расположенного по адресу: ул. Садовая, с. Смирновка, Нижнеомский муниципальный район, Омской области.

Поскольку данное строение, являющееся предметом спора, расположено в границах Смирновского сельского поселения, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан это делать. Не обращение администрации поселения в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии с заявлением о принятии объекта недвижимого имущества на учет, как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закрепленной в п. 3 ст. 225 Гражданского Кодекса РФ.

Бездействие администрации Смирновского сельского поселения в части постановки на учет в качестве бесхозяйного вышеуказанного объекта недвижимости влечет его дельнейшее использование лицами, не имеющими на то законных оснований, что впоследствии может привести к незаконному демонтажу объекта недвижимости или иному его уничтожению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,-

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Нижнеомского района Омской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Смирновского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области в части не постановки на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество в качестве бесхозяйного здания котельной, расположенного по адресу:              ул. Садовая, с. Смирновка, Нижнеомский муниципальный район, Омской области.

Обязать администрацию Смирновского сельского поселения произвести действия по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество в качестве бесхозяйного здания котельной, расположенного по адресу: ул. Садовая, с. Смирновка, Нижнеомский муниципальный район, Омской области, до 01.06.2012.

Отказать в удовлетворении исковых требований в части взыскания государственной пошлины с администрацию Смирновского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области.

Освободить администрацию Смирновского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области от уплаты государственной пошлины на основании пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ.

Решение может быть обжаловано сторонами в Омском областном суде через Нижнеомский районный суд Омской области в течение 10 дней со дня ознакомления с решением в окончательной форме.

Председательствующий:      А.А. Шаульский