РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 17 октября 2011 года село Нижняя Омка Нижнеомский районный суд Омской области в составе: председательствующего судьи Смолиной Т.М., при секретаре Шепяковой М.А., с участием представителя истца - помощника прокурора Нижнеомского района Омской области Куренковой Н.В., представителей ответчиков - председателяКомитета по образованиюадминистрации Нижнеомского муниципального района Омской области - Захарова Ю.Д., представителя Комитета по образованию Падериной А.П. по доверенности от 13 октября 2011 г., директора муниципального образовательного учреждения «Паутовская средняя общеобразовательная школа» - Бекишевой И.Н., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нижнеомского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по образованию администрации Нижнеомского муниципального района Омской области, МОУ «Паутовская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, у с т а н о в и л : Прокурор Нижнеомского района Омской области обратился в суд с названным иском в порядке ст. 45 ГПК РФ, указав в обоснование заявленных требований, что проверкой, проведенной прокуратурой Нижнеомского района Омской области в Паутовской средней общеобразовательной школе, установлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, выразившиеся в том, что в указанном учебном учреждении не организовано горячее питание обучающихся. В МОУ «Паутовская СОШ» постоянно отсутствует холодное водоснабжение, нет системы канализации (водоотведения), что делает невозможным соблюдение санитарных правил и норм. Приказом директора МОУ «Паутовская СОШ» питание школьников происходит по буфетной системе. Допущенные нарушения санитарно-эпидемиологических требований препятствуют реализации прав несовершеннолетних обучающихся на здоровое питание, в связи с чем просит суд обязать МОУ «Паутовская СОШ» и Комитет по образованию администрации Нижнеомского муниципального района Омской области устранить вышеперечисленные нарушения в срок до 31 декабря 2011 года. В судебном заседании помощник прокурора Нижнеомского района Омской области Куренкова Н.В. уточнила требования, заявленные прокурором, просила суд привлечь к участию в деле в качестве соответчика администрацию Нижнеомского муниципального района Омской области, возложить на МОУ «Паутовская СОШ», Комитет по образованию администрации Нижнеомского муниципального района Омской области, администрацию Нижнеомского муниципального района Омской области обязанность в срок до 01 июля 2012 года обеспечить здание МОУ «Паутовская СОШ» холодным водоснабжением и водоотведением (канализацией), организовать двухразовое горячее питание обучающихся в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.5.2409-08, признав бездействие ответчиков в указанной части незаконным. Директор муниципального образовательного учреждения «Паутовская средняя общеобразовательная школа» Бекишева И.Н. требования прокурора признала полностью, суду пояснила, что здание школы построено в 1974 году, никогда не было оборудовано системой канализации. В части холодного водоснабжения постоянно имеют место перебои из-за большой изношенности труб и их неправильной укладки. Средств для ремонта и установки необходимого оборудования школа не имеет, неоднократные обращения в Комитет по образованию администрации района результата не приносят. По состоянию на 01 сентября 2011 года в МОУ «Паутовская СОШ» обучается 66 детей, которые питаются булочкой и горячим напитком. Представитель Комитета по образованию администрации Нижнеомского муниципального района Омской области Захаров Ю.Д. иск признал полностью, пояснил, что на организацию питания обучающихся в МОУ «Паутовская СОШ» требуется около 1,5 млн рублей. На заседании Совета Нижнеомского муниципального района им было заявлено ходатайство о включении в расходную часть бюджета района на 2012 год указанной суммы для ремонта водопровода и оборудования канализации в Паутовской школе, однако, даже при условии положительного решения этого вопроса технические работы возможно будет исполнить не ранее 3 квартала 2012 года в силу погодных условий и характера работ. Представитель администрации Нижнеомского муниципального района по доверенности Зубринова Н.В. иск прокурора не признала, пояснила, что Комитет по образованию не сообщал о необходимости ремонта систем водоснабжения и канализации в МОУ «Паутовская СОШ», заявок на выделение денежных средств для этих целей не направлял. Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в Калачинском районе своего представителя в суд не направил, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, оценив собранные по делу доказательства, находит заявленные прокурором требования подлежащими удовлетворению. В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Согласно ч.1 ст.38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Согласно ст.31 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования в числе прочих относится создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. В соответствии с ч.1, 5, 7 ст.51 указанного закона образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения. В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. Из содержания преамбулы и ст.1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» следует, что настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 г. № 45 утверждены «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», которые направлены на обеспечение здоровья обучающихся и предотвращение возникновения и распространения инфекционных (и неинфекционных) заболеваний и пищевых отравлений, связанных с организацией питания в общеобразовательных учреждениях, и являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обучающихся. Пункт 6.8 СанПиН 2.4.5.2409-08 предусматривает, что для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей посещающих группу продленного дня должен быть организован дополнительно полдник. Пунктом 6.16. СанПиН 2.4.5.2409-08 установлено, что питание обучающихся должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающее использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать продукты с раздражающими свойствами. Согласно п.6.17. ежедневно в рационах 2-6-разового питания следует включать мясо, молоко, сливочное и растительное масло, хлеб ржаной и пшеничный (с каждым приемом пищи). Рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты рекомендуется включать 1 раз в 2-3 дня. Пункт 6.18. предусматривает, что завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка, рекомендуется включать овощи и фрукты. В силу п. 6.19. обед должен включать закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы) и сладкое блюдо. В качестве закуски следует использовать салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы и т.п., с добавлением свежей зелени. В качестве закуски допускается использовать порционированные овощи (дополнительный гарнир). Для улучшения вкуса в салат можнодобавлять свежие или сухие фрукты: яблоки, чернослив, изюм и орехи. Пунктом 6.31 СанПиН 2.4.5.2409-08 установлено, что наряду с основным питанием возможна организация дополнительного питания обучающихся через буфеты образовательных учреждений, которые предназначены для реализации мучных кондитерских и булочных изделий, пищевых продуктов в потребительской упаковке, в условиях свободного выбора и в соответствии с рекомендуемым настоящими санитарными правилами, ассортиментом дополнительного питания (приложение 9). Ассортимент дополнительного питания утверждается руководителем образовательного учреждения и (или) руководителем организации общественного питания образовательного учреждения ежегодно перед началом учебного года и согласовывается с территориальным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Как установлено в судебном заседании, в Паутовской средней общеобразовательной школе горячее питание для школьников не организовано. Данный факт подтверждается информацией территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Калачинском районе, объяснениями директора МОУ «Паутовская СОШ», председателя Комитета по образованию администрации Нижнеомского муниципального района Омской области. На сегодняшний день указанные нарушения не устранены, что создает угрозу жизни и здоровью обучающихся. Вместе с тем суд соглашается с доводами представителя ответчика о возможности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства только в теплое время года в связи с характером работ, подлежащих выполнению. Согласно Уставу муниципального образовательного учреждения «Паутовская средняя общеобразовательная школа» указанное учреждение является муниципальным бюджетным учреждением. Учредителем школы является Комитет по образованию администрации Нижнеомского муниципального района. В соответствии с п. 6.4 Устава деятельность школы финансируется ее учредителем в соответствии с договором между ними. Источниками финансирования имущества и финансовых ресурсов общеобразовательного учреждения являются собственные средства учредителя, бюджетные и внебюджетные средства, имущество, переданное общеобразовательному учреждению собственником, добровольные пожертвования физических и юридических лиц, другие источники в соответствии с законодательством, что позволяет сделать вывод о том, что обязанность по финансированию учебного образовательного учреждения возложена на его учредителей. Согласно Положению о Комитете по образованию администрации Нижнеомского муниципального района Омской области Комитет является отраслевым органом администрации Нижнеомского муниципального района и создан в целях организации на территории района предоставления общедоступного и бесплатного образования по общеобразовательным программам за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Из сметы расходов МОУ «Паутовская средняя общеобразовательная школа» на 2011 год видно, что она утверждается Комитетом по образованию. Из объяснений директора МОУ «Паутовская СОШ», данных суду, следует, что нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства допущены в связи с отсутствием денег. В соответствии со ст.161 Бюджетного Кодекса РФ финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета и на основании бюджетной сметы. Согласно Уставу Нижнеомского муниципального района Омской области (статья 6) формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета относится к вопросам местного значения муниципального района. Поскольку муниципальное образовательное учреждение финансируется за счет бюджетных средств, объем финансирования устанавливается администрацией района по представлению Комитета по образованию, суд полагает, что обязанность по устранению выявленных нарушений санитарных правил и норм должна быть возложена не только на МОУ «Паутовская СОШ», но и на Комитет по образованию администрации Нижнеомского муниципального района Омской области, администрацию Нижнеомского муниципального района Омской области. В соответствии с положениями ч.1 ст.21, ч.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Как следует из статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Таким образом, прокурор Нижнеомского района обратился в суд с заявлением в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних учащихся МОУ «Паутовская СОШ» в рамках предоставленных ему полномочий. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования прокурора Нижнеомского района Омской области удовлетворить. Возложить на администрацию Нижнеомского муниципального района Омской области, Комитет по образованию администрации Нижнеомского муниципального района Омской области, муниципальное образовательное учреждение «Паутовская средняя общеобразовательная школа» обязанность в срок до 31 августа 2012 года устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства путем обеспечения здания МОУ «Паутовская СОШ» холодным водоснабжением и водоотведением (канализацией) и организации двухразового горячего питания обучающихся в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических норм и правил, признав их бездействие в этой части незаконным. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней со дня ознакомления с мотивированным решением в окончательной форме с подачей жалобы через Нижнеомский районный суд Омской области. Председательствующий Т.М. Смолина Решение в окончательной форме изготовлено 18 октября 2011 года