РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 17 октября 2011 года село Нижняя Омка Нижнеомский районный суд Омской области в составе: председательствующего судьи Смолиной Т.М., при секретаре Шепяковой М.А., с участием представителя истца - помощника прокурора Нижнеомского района Омской области Куренковой Н.В., представителей ответчиков - муниципального образовательного учреждения «Антоновская средняя общеобразовательная школа» - Зорниченко Л.И., Комитета по образованию администрации Нижнеомского муниципального района Омской области по доверенности - Падериной А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нижнеомского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по образованию администрации Нижнеомского муниципального района Омской области, муниципальному образовательному учреждению «Антоновская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, у с т а н о в и л : Прокурор Нижнеомского района Омской области обратился в суд с названным иском в порядке ст. 45 ГПК РФ, указав в обоснование заявленных требований, что проверкой, проведенной прокуратурой Нижнеомского района Омской области в Антоновской средней общеобразовательной школе, установлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, выразившиеся в том, что в указанном учебном учреждении отсутствуют необходимые для мытья кухонной посуды моечные ванны, поэтому кухонная посуда моется в раковинах для столовой посуды, при организации питания обучающихся используется кухонная и столовая посуда с отбитыми краями и поврежденной эмалью. Кроме того, разработанное и утвержденное территориальным отделом Роспотребнадзора примерное 10-дневное меню не соблюдается, допускаются замены блюд на непредусмотренные в меню, питание согласно меню получают не все обучающиеся. Так, мясное блюдо получают только те дети, чьи родители вносят за питание дополнительную плату, остальные обучающиеся получают только гарнир. Допущенные нарушения санитарно-эпидемиологических требований препятствуют реализации прав несовершеннолетних обучающихся на здоровое питание, в связи с чем просит суд обязать МОУ «Антоновская СОШ» и Комитет по образованию администрации Нижнеомского муниципального района Омской области устранить вышеперечисленные нарушения в срок до 31 декабря 2011 года. В судебном заседании помощник прокурора Нижнеомского района Омской области Куренкова Н.В. уточнила требования, заявленные прокурором, просила суд возложить на МОУ «Антоновская СОШ», Комитет по образованию администрации Нижнеомского муниципального района Омской области обязанность в срок до 30 января 2012 года приобрести и установить в Антоновской средней общеобразовательной школе моечные ванны для мытья кухонной посуды, заменить посуду с отбитыми краями и поврежденной эмалью, обеспечить соблюдение утвержденного меню для всех обучающихся, признав бездействие ответчиков в данной части незаконным. Пояснила, что поскольку школа является бюджетным муниципальным учреждением, собственных доходов не имеет, в качестве ответчика привлечен Комитет по образованию администрации Нижнеомского муниципального района, обязанностью которого является финансирование муниципальных образовательных учреждений. Директор муниципального образовательного учреждения «Антоновская средняя общеобразовательная школа» Зорниченко Л.И. требования прокурора признала частично, суду пояснила, что перед началом учебного года 2011-2012 г. в необходимом количестве была приобретена новая посуда, но на момент проверки не всю посуду, бывшую в употреблении ранее, успели убрать. Что касается меню, то в начале сентября 2011 года при обсуждении вопроса об организации питания обучающихся их родителями было принято решение о доплате определенной суммы для обеспечения детей полноценным питанием. Около 10 учеников действительно не получают мясных и рыбных блюд, так как их родителями дополнительная плата за питание не вносится. Замена блюд, предусмотренных в меню, имела место однажды из-за некачественной крупы, которую пришлось заменить другой. Согласилась, что моечная ванна для мытья кухонной посуды в школе отсутствует, поэтому кухонная посуда моется вместе со столовой. Представитель Комитета по образованию администрации Нижнеомского муниципального района Омской области Падерина А.П. иск признала частично, пояснила, что Комитет по образованию в срок до 30 января 2012 года обеспечит устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, выявленных в МОУ «Антоновская СОШ», в части установки моечной ванны. Посуда в необходимом количестве школой приобретена, утвержденное меню в целом соблюдается. Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в Калачинском районе своего представителя в суд не направил, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, оценив собранные по делу доказательства, находит заявленные прокурором требования подлежащими удовлетворению. В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Согласно ч.1 ст.38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В соответствии с ч.1, 5, 7 ст.51 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения. В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. Из содержания преамбулы и ст.1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» следует, что настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 г. № 45 утверждены «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», которые направлены на обеспечение здоровья обучающихся и предотвращение возникновения и распространения инфекционных (и неинфекционных) заболеваний и пищевых отравлений, связанных с организацией питания в общеобразовательных учреждениях, и являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обучающихся. Пункт 5.4 СанПиН 2.4.5.2409-08 предусматривает, что мытье кухонной посуды должно производиться отдельно от столовой посуды. В силу п. 4.12 СанПиН 2.4.5.2409-08 не допускается использование кухонной и столовой посуды деформированной, с отбитыми краями, трещинами, сколами, поврежденной эмалью. Согласно п. 6.19 СанПиН 2.4.5.2409-08 обед должен включать закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы) и сладкое блюдо. Пунктом 6.22 СанПиН 2.4.5.2409-08 установлено, что фактический рацион питания должен соответствовать утвержденному примерному меню. В исключительных случаях допускается замена одних продуктов, блюд и кулинарных изделий на другие при условии их соответствия по пищевой ценности и в соответствии с таблицей замены пищевых продуктов, что должно подтверждаться необходимыми расчетами. Как установлено в судебном заседании, в Антоновской средней общеобразовательной школе не созданы условия для мытья кухонной посуды (отсутствуют ванны), используется столовая посуда со сколами, фактическое меню не соответствует утвержденному. Данные факты подтверждаются информацией территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Калачинском районе, объяснениями директора МОУ «Антоновская СОШ». Суду не представлено доказательств того, что в настоящий момент указанные нарушения устранены, также не представилось возможным установить, каким образом был изменен фактический рацион питания по сравнению с утвержденным примерным меню, однако, данный факт представители ответчиков не отрицают. В ходе судебного заседания исследовано примерное 10-дневное меню, утвержденное директором МОУ «Антоновская СОШ» и согласованное руководителем территориального отдела Управления Роспотребнадзора, которое составлено с учетом возраста обучающихся. Меню отдельного питания обучающихся, чьи родители не внесли дополнительную плату, суду не представлено. Из объяснений директора МОУ «Антоновская СОШ» следует, что такие дети не получают блюдо из мяса, рыбы или птицы, что является нарушением п.6.19 СанПиН 2.4.5.2409-08. В соответствии с п.6 ст.51 Закона РФ «Об образовании» инфляционный рост расходов на питание обучающихся должен полностью компенсироваться государством. Согласно Уставу муниципального образовательного учреждения «Антоновская средняя общеобразовательная школа» указанное учреждение является муниципальным бюджетным учреждением. Учредителем школы является Комитет по образованию администрации Нижнеомского муниципального района. В соответствии с п. 6.4 Устава деятельность школы финансируется ее учредителем в соответствии с договором между ними. Источниками финансирования имущества и финансовых ресурсов общеобразовательного учреждения являются собственные средства учредителя, бюджетные и внебюджетные средства, имущество, переданное общеобразовательному учреждению собственником, добровольные пожертвования физических и юридических лиц, другие источники в соответствии с законодательством, что позволяет сделать вывод о том, что обязанность по финансированию учебного образовательного учреждения возложена на его учредителей. Согласно Положению о Комитете по образованию администрации Нижнеомского муниципального района Омской области Комитет является отраслевым органом администрации Нижнеомского муниципального района и создан в целях организации на территории района предоставления общедоступного и бесплатного образования по общеобразовательным программам за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Из сметы расходов МОУ «Антоновская средняя общеобразовательная школа» на 2011 год видно, что она утверждается Комитетом по образованию. Из объяснений директора МОУ «Антоновская СОШ», данных суду, следует, что нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства допущены в связи с отсутствием денег. Поскольку муниципальное образовательное учреждение финансируется за счет бюджетных средств, объем финансирования устанавливается администрацией района по представлению Комитета по образованию, суд полагает, что обязанность по устранению выявленных нарушений санитарных правил и норм должна быть возложена не только на МОУ «Антоновская СОШ», но и на Комитет по образованию администрации Нижнеомского муниципального района Омской области. Срок для устранения указанных нарушений, предложенный прокурором, суд находит достаточным. В соответствии с положениями ч.1 ст.21, ч.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Как следует из статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Таким образом, прокурор Нижнеомского района обратился в суд с заявлением в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних учащихся МОУ «Антоновская СОШ» в рамках предоставленных ему полномочий. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования прокурора Нижнеомского района Омской области удовлетворить. Возложить на Комитет по образованию администрации Нижнеомского муниципального района Омской области, муниципальное образовательное учреждение «Антоновская средняя общеобразовательная школа» обязанность в срок до 30 января 2012 года устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства путем приобретения и установки ванн в моечной пищеблока, приобретения и замены посуды со сколами и поврежденной эмалью, обеспечения соблюдения утвержденного меню в МОУ «Антоновская СОШ», признав их бездействие в этой части незаконным. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней со дня ознакомления с мотивированным решением в окончательной форме с подачей жалобы через Нижнеомский районный суд Омской области. Председательствующий Т.М. Смолина Решение в окончательной форме изготовлено 18 октября 2011 года