Решение суда по исковому заявлению прокурора района к администрации Нижнеомского муниципального района о возложении обязанности принять меры по переводу земельного участка сельскохозяйственного назначения в иную категорию.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 июня 2012 года                                 село Нижняя Омка

    Нижнеомский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Смолиной Т.М.,

при секретаре Филиппи А.В.,

с участием представителя истца, помощника прокурора Нижнеомского района Омской области Куренковой Н.В.,

представителя ответчика, администрации Нижнеомского муниципального района Омской области, Бабицкой Н.С., представившей доверенность от 15 декабря 2011 года,

представителя третьего лица, администрации Смирновского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области, Щербаковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нижнеомского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нижнеомского муниципального района Омской области о возложении обязанности принять меры к переводу земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию,

у с т а н о в и л :

    Прокурор Нижнеомского района Омской области обратился в суд с названным иском в порядке ст. 45 ГПК РФ, указав в обоснование заявленных требований, что проверкой, проведенной прокуратурой Нижнеомского района Омской области, в деятельности администрации Нижнеомского муниципального района Омской области установлены нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления, выразившиеся в том, что на земельном участке площадью 20000 кв.м. с кадастровым номером 55:16:20 04 03:90, расположенном на расстоянии 5500 м. в юго-восточном направлении от с. Смирновка, размещается свалка бытовых отходов. Указанный земельный участок принадлежит Нижнеомскому муниципальному району на праве собственности, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. В нарушение требований действующего законодательства спорный участок в иную категорию земель, разрешающую размещение на нем свалки бытовых отходов, не переведен. В качестве заинтересованного лица, имеющего право направить в компетентный орган ходатайство о переводе земельного участка из одной категории в другую, выступает администрация Нижнеомского муниципального района Омской области. Кроме того, установлено, что на земельный участок с кадастровым номером 55:16:20 04 03:90 отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам. Указанные выше нарушения влекут причинение вреда земле как природному объекту, нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Просит суд обязать администрацию Нижнеомского муниципального района Омской области в срок до 1 августа 2012 года принять меры, направленные на выполнение действий, предусмотренных Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в целях перевода земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 20000 кв.м. с кадастровым номером 55:16:20 04 03:90, расположенного на расстоянии 5500 м. в юго-восточном направлении от с. Смирновка Нижнеомского района Омской области, на котором размещена свалка твердых бытовых отходов, из категории земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию земель; получить на указанный земельный участок санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.    

В судебном заседании помощник прокурора Нижнеомского района Омской области Куренкова Н.В. уточнила требования прокурора. Просила суд обязать администрацию Нижнеомского муниципального района Омской области получить санитарно-эпидемиологическое заключение на земельный участок с кадастровым номером 55:16:20 04 03:90, расположенный на расстоянии 5500 м. в юго-восточном направлении от с. Смирновка, после чего направить в Министерство имущественных отношений Омской области ходатайство о переводе спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, указав в нем сведения, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.2004 № 172 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», и приложив соответствующие документы. Срок для исполнения требований прокурора просила установить до 1 июня 2013 года.

Представитель ответчика – администрации Нижнеомского муниципального района Омской области Бабицкая Н.С. исковые требования прокурора, с учетом их изменения, признала, пояснила суду, что с начала 2012 года администрацией района проводится работа по надлежащему оформлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в том числе, принимаются меры по переводу земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию. Участок с кадастровым номером 55:16:20 04 03:90, расположенный на расстоянии 5500 м. в юго-восточном направлении от с. Смирновка, используется для размещения свалки, относится к землям сельскохозяйственного назначения, информация о том, соответствует ли участок санитарно-эпидемиологическим требованиям, отсутствует. В срок, предложенный прокурором, полагала реальным получить санитарно-эпидемиологическое заключение в отношении спорного земельного участка и направить в компетентные органы ходатайство о его переводе в иную категорию земель.

Представитель третьего лица – администрации Смирновского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области, Щербакова Н.В. иск прокурора признала, пояснила, что на расстоянии 5500 м. в юго-восточном направлении от с. Смирновка находится свалка бытовых отходов, образовавшаяся несколько десятков лет назад. О том, что указанный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, стало известно в 2011 году. Поскольку участок используется не по своему целевому назначению, полагала целесообразным перевести его в иную категорию земель.

    Управление Роспотребнадзора по Омской области, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.        

    Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, оценив собранные по делу доказательства, находит заявленные прокурором требования подлежащими удовлетворению.

    Согласно ст.ст.14, 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, к вопросам местного значения муниципального района – организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.     

Согласно ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.14 ст.6 Устава Нижнеомского муниципального района Омской области к вопросам местного значения района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Приведенные нормы законодательства свидетельствуют о том, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одной из основных задач органов местного самоуправления.

В соответствии со ст.6 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В соответствии со ст.ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Частью 1 статьи 51     Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

П.п. 2.1, 2.2 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01"Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 г. N 16) устанавливают, что полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.

В силу ч.13 ст.35 Градостроительного Кодекса РФ размещение объектов размещения отходов потребления может быть обеспечено только путем выделения зон специального назначения.

В ходе судебного заседания установлено, что земельный участок с кадастровым номером 55:16:20 04 03:90, расположенный на расстоянии 5500 м. в юго-восточном направлении от с. Смирновка Нижнеомского района Омской области, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположен на территории Смирновского сельского поселения и находится в собственности Нижнеомского муниципального района, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, сведениями, содержащимися в кадастровом паспорте земельного участка. Настоящий земельный участок используется под свалку ТБО.

В соответствии со ст.77 Земельного Кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (ст.78 ЗК РФ).

В соответствии со ст.8 Земельного Кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.2 Федерального закона от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются:

1) кадастровый номер земельного участка;

2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;

3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;

4) права на земельный участок.

Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы следующие документы:

1) выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить, или кадастровый паспорт такого земельного участка;

2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц;

3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;

4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.

Таким образом, на сегодняшний день единственно возможным видом использования спорного земельного участка является использование его в качестве земель сельскохозяйственного назначения, размещение на нем свалки бытовых отходов возможно только при изменении целевого назначения участка, в связи с чем суд находит требования прокурора обоснованными. Изменение вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию земель, для чего требуется санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии участка санитарным правилам.    

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Удовлетворить исковые требования прокурора Нижнеомского района Омской области.    

Возложить на администрацию Нижнеомского муниципального района обязанность в срок до 1 июня 2013 года принять меры в целях перевода земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 20000 кв.м. с кадастровым номером 55:16:20 04 03:90, расположенного на расстоянии 5500 м. в юго-восточном направлении от с. Смирновка Нижнеомского района Омской области, занятого под свалку бытовых отходов, из категории земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию земель, а именно: получить санитарно-эпидемиологическое заключение в отношении указанного участка, обратиться в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации с ходатайством о переводе земельного участка из одной категории в другую.

    

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение месяца со дня его вынесения, с подачей жалобы через Нижнеомский районный суд Омской области.

Председательствующий                                     Т.М. Смолина