Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
5 июля 2012 года с. Нижняя Омка
Нижнеомский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Смолиной Т.М.,
при секретаре Филиппи А.В.,
с участием представителя заявителя, помощника прокурора Нижнеомского района Омской области Куренковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Нижнеомского района Омской области о признании незаконным бездействия администрации Нижнеомского муниципального района Омской области в части непредоставления мер социальной поддержки, предусмотренных ст.ст. 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, и возложении на администрацию Нижнеомского муниципального района обязанности предоставить меры социальной поддержки работнику МУЗ «Нижнеомская ЦРБ» Русановой Татьяне Васильевне,
у с т а н о в и л :
Прокурор Нижнеомского района Омской области обратился в Нижнеомский районный суд с названным заявлением в интересах медицинского работника Русановой Т.В., указав в обоснование своих требований, что Русанова Т.В. работает в МУЗ «Нижнеомская ЦРБ» с июля 1986 года медсестрой врача офтальмолога поликлиники с нагрузкой 1 ставка. Плату за отопление, освещение занимаемого ею жилого помещения общей площадью 34,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в 2010 - 2011 годах Русанова осуществляла самостоятельно в полном объеме. Ее семья состоит из 2-х человек.
До 01 января 2005 года врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, в силу части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Согласно частям 4, 5, 6 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в новой редакции, меры социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации, организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - органами государственной власти субъекта, муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
Статьями 36, 37 Закона Омской области от 04.07.2008 Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан установлены меры социальной поддержки, порядок и условия их предоставления работникам отдельных видов государственных и муниципальных учреждений Омской области, в том числе в сфере здравоохранения, расположенных в сельской местности.
Право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных настоящей статьей, имеют постоянно проживающие в сельской местности работники, осуществляющие свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности государственных учреждениях Омской области здравоохранения, а также в муниципальных учреждениях Омской области здравоохранения.
Являясь в 2010 – 2011 годах работником МУЗ «Нижнеомская ЦРБ», Русанова обладает правом на получение денежных средств в качестве компенсации расходов на оплату отопления и освещения жилого помещения. Указанная компенсация до 31 декабря 2008 года выплачивалась ей из средств областного бюджета, но с 2009 года предоставление указанных льгот прекратилось, и до настоящего времени льготы не восстановлены. Бездействие администрации Нижнеомского муниципального района Омской области по непредоставлению Русановой Т.В. в 2010-2011 годах мер социальной поддержки, предусмотренных ст.ст. 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, нарушает охраняемые Конституцией РФ и законами РФ права Русановой Т.В..
Помощник прокурора Нижнеомского района Омской области Куренкова Н.В. в судебном заседании требования прокурора поддержала по доводам, изложенным в заявлении.
Администрация Нижнеомского муниципального района Омской области своего представителя в суд не направила, о причинах его неявки не сообщила, о рассмотрении дела в его отсутствие не просила, о месте и времени судебного заседания извещена надлежаще.
Суду представлен письменный отзыв администрации Нижнеомского муниципального района Омской области на заявление прокурора, согласно которому ст. 12 Конституции РФ закрепляет самостоятельность органов местного самоуправления, которая, прежде всего, проявляется в том, что они не входят в систему органов государственной власти. Нормативным правовым актом, определяющим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, является Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Перечень вопросов местного значения муниципального района, установленный ст. 15 Закона № 131-ФЗ, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Вопросы социальной поддержки работников муниципальных медицинских учреждений к вопросам местного значения муниципального района ст. 15 Закона № 131-ФЗ не отнесены. Положения федеральных законов, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны вводиться в действие ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
В свою очередь соответствующее положение федерального закона, устанавливающее передачу необходимых материальных ресурсов, определяющее размер субвенций на осуществление государственных полномочий по социальной поддержке работников муниципальных учреждений, а также нормы федеральных законов о федеральном бюджете на 2009, 2010, 2011 годы, вводящие в действие такие положения, в настоящее время отсутствуют.
Наделив органы местного самоуправления полномочиями по социальной поддержке медицинских работников, федеральный законодатель в то же время не обеспечил передачу им необходимых материальных и финансовых средств.
Вместе с тем, органы местного самоуправления могут использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства на осуществление переданных им полномочий, но это является их правом, а не обязанностью.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона № 131-ФЗ, органам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Суд не вправе обязать принять какой-либо нормативный правовой акт, так как это является исключительной компетенцией органов местного самоуправления.
Представитель БУЗОО «Нижнеомская ЦРБ», Русанова Т.В., привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом. БУЗОО «Нижнеомская ЦРБ» представило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, выразило согласие с требованиями, заявленными прокурором, Русанова Т.В. также просила рассмотреть дело без своего участия, поддержала требования, заявленные прокурором.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, находит заявление прокурора Нижнеомского муниципального района Омской области подлежащим удовлетворению.
При вынесении решения суд учитывает, что с 01.01.2012 года Муниципальное учреждение здравоохранения «Нижнеомская ЦРБ», как следует из Распоряжения Правительства Омской области от 02.11.2011 года, было передано в собственность Омской области, соответственно, обязанность по обеспечению социальной защиты медицинских работников в 2010 – 2011 годах лежит на администрации Нижнеомского муниципального района Омской области.
Судом установлено, что Русанова Татьяна Васильевна со 2 сентября 1997 года по настоящее время работает медсестрой поликлиники МУЗ (с 01.01.2012 года БУЗОО) «Нижнеомская ЦРБ», являющейся в 2010-2011 годах муниципальным учреждением здравоохранения. Осуществляет трудовые функции с нагрузкой 1 ставка.
На основании распоряжения Правительства Омской области от 2 ноября 2011 г. № 152-рп и распоряжения Министерства здравоохранения Омской области от 22 декабря 2011 года № 449-р МУЗ «Нижнеомская ЦРБ» переименована в бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Нижнеомская центральная районная больница» (БУЗОО «Нижнеомская ЦРБ»).
Согласно Уставу муниципального учреждения здравоохранения «Нижнеомская центральная районная больница», утвержденному Постановлением Главы муниципального района от 27 апреля 2005 года № 211-П, муниципальное учреждение «Нижнеомская центральная районная больница» являлось муниципальной организацией здравоохранения, учредителем учреждения выступала администрация Нижнеомского муниципального района Омской области.
В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года № 5487-1, действовавшей до 01 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.
Аналогичная норма была предусмотрена ст. 59 Жилищного Кодекса РСФСР, утратившего силу с 01 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года, согласно которой специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 22.08.2004 года № 122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Данный вывод следует из буквального толкования статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в новой редакции, установленной пунктом 50 статьи 35 Федерального закона N 122-ФЗ.
Согласно указанной норме, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть четвертая).
Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть пятая).
Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (часть шестая).
Частью 6 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан по существу устанавливается обязанность органов местного самоуправления установить меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающим в сельской местности.
Статьей 36 Закона Омской области от 04.07.2008 года «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлены меры социальной поддержки постоянно проживающих в сельской местности работников, осуществляющих свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности государственных учреждениях здравоохранения (с учетом указанных в п. 2 настоящей статьи нормативов) - компенсация расходов на оплату жилого помещения и отопления, компенсация расходов на оплату твердого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления, компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления, компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (п. 2 ст. 36 Закона).
Меры социальной поддержки предоставляются работникам с учетом проживающих совместно с ними несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов нормативов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (п. 3 ст. 36 Закона).
Действие статьи 36, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области, приостановлено с 01 января по 31 декабря 2010 года Законом Омской области от 29.12.2009 № 1219-ОЗ (ред. 03.02.2010).
Статьей 37 названного Кодекса Омской области регулируются порядок и условия предоставления мер социальной поддержки.
Действие статьи 37 приостановлено с 01 января по 31 декабря 2009 года Законом Омской области от 24.11.2008 № 1093-ОЗ.
Вместе с тем, Определением ВС РФ от 28.10.2009 года положения подпункта 2 пункта 1 статьи 16 Закона Омской области от 24 ноября 2008 года N 1093-03 «Об областном бюджете на 2009 год» (в ред. от 1 июня 2009 года) в части приостановления финансирования льгот медицинских работников признаны противоречащими действующему законодательству со дня вступления решения в законную силу.
Согласно п.п. 3, 4 ст. 37 Закона Омской области от 04 июля 2008 года № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» Омская область передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.
Установление Законом Омской области мер социальной поддержки работников расположенных в сельской местности муниципальных учреждений здравоохранения и их финансирование за счет средств областного бюджета ввиду приостановления действия Закона Омской области в части, касающейся мер социальной поддержки указанной категории граждан, не освобождает органы местного самоуправления от исполнения установленной федеральным законом обязанности.
В соответствии с разъяснениями постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами.
Пунктом 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Как отмечалось выше, «Нижнеомская центральная районная больница», в которой работает Русанова Т.В., в 2010 – 2011 годах являлась муниципальной организацией здравоохранения, учредителем учреждения выступала администрация Нижнеомского муниципального района Омской области.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Определение № 136-О-П от 03.02.2010 года), во избежание ущемления социальных прав медицинских работников по оплате жилья и коммунальных услуг, надлежащее правовое регулирование работников медицинских учреждений должны осуществить органы, в ведении которых находятся учреждения здравоохранения.
Как следует из правовой позиции КС РФ (постановление от 17.06.2004 N 12-П и от 15.05.2006 N 5-П), недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.
В то же время администрацией Нижнеомского муниципального района Омской области мер правового регулирования, в том числе правовых актов, регулирующих права медицинских работников, размер льгот и компенсаций, порядок их предоставления, источник финансирования, не принималось, ответчиком не представлено данных об обращении в органы исполнительной власти Омской области или иное публичное образование с заявлением о предоставлении субвенций, субсидий для финансирования соответствующих льгот и компенсаций.
Размер денежных средств, подлежащих выплате, суд определяет, исходя из требований прокурора района, с применением аналогии закона в пределах и размере, установленных ст.ст. 36, 37 «Кодекса Омской области о социальной защите отдельный категории граждан», принимая во внимание, что Русановой представлены квитанции об оплате отопления занимаемого ею жилого помещения.
Так, размер компенсации подлежит исчислению следующим образом.
Размер компенсации за отопление в 2011 году составляет:
34,4 кв.м. (общая площадь квартиры) / 2 (количество проживающих лиц) = 17,2 (площадь жилого помещения, приходящаяся на работника в соответствии с требованиями п.п. 1.1 ч. 2 ст. 36 «Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан»).
Норматив потребления в 2011 году составлял 0,0231 Гкал. кв.м., тариф для населения многоквартирных жилых домов – 27,24 рублей.
Размер компенсации в месяц составляет 27,24* 17,2= 468,52 рубля.
Общий размер компенсации за 10 месяцев 2011 года (исходя из представленных квитанций) должен составить 468,52*10= 4685,20 рублей.
Размер компенсации за отопление за 11 месяцев 2010 года (учитывая представленные квитанции об оплате) составляет:
25,46 рублей (тариф для населения многоквартирных жилых домов в 2010 году)*17,2 (льготная площадь)= 437,91 рублей в месяц *11= 4817,03 рублей.
Размер компенсации по оплате электроэнергии в 2011 году составляет 1,76 (тариф за 1 кВч)*123 кВч = 216,48 рублей.
Размер компенсации по оплате электроэнергии в 2010 году составляет 1,60 (тариф за 1 кВч)*123 кВч = 196,80 рублей.
Таким образом, общий размер компенсации за 2010 год составляет 5013,83 рублей, в 2011 году – 4901,68 рублей, а всего 9915,51 рубль.
Доводы представителя администрации Нижнеомского муниципального района Омской области об отсутствии правовых оснований для предоставления мер социальной поддержки указанной категории граждан из бюджета муниципального района суд находит несостоятельными.
В силу ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно п.п. 12 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 3 ст. 8 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.
Указанные функции, как следует из ст. 13 вышеназванных Основ, осуществляются органами местного самоуправления путем управления и финансирования находящихся в их собственности медицинских учреждений.
При этом, как следует из содержания ст. 120 ГК РФ, обязанность по финансированию деятельности учреждения несет учредитель учреждения. Согласно Уставу МУЗ «Нижнеомская ЦРБ», обязанность по финансированию указанного учреждения в 2010 – 2011 годах несла администрация Нижнеомского муниципального района Омской области.
Таким образом, федеральное законодательство РФ и законодательство Омской области не содержит в себе положений о наличии обязанности субъектов Российской Федерации производить финансирование компенсаций по оплате коммунальных услуг медицинских работников, относящихся к иному публичному образованию – соответствующему органу местного самоуправления.
Поскольку исковые требования предъявлены за период до 01.01.2012 года, то есть за период до передачи учреждения в собственность Омской области, обязанность по финансированию указанных мероприятий несет Нижнеомский муниципальный район Омской области. Кроме того, отсутствие в Нижнеомском муниципальном районе необходимых финансовых средств не может повлечь нарушение прав указанной категории граждан, так как обязанность по финансированию соответствующих льгот и компенсаций не ставиться в зависимость от наличия соответствующих финансовых средств, исковые требования прокурора района подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Удовлетворить заявление прокурора Нижнеомского района Омской области.
Признать незаконным бездействие администрации Нижнеомского муниципального района Омской области в части непредоставления мер социальной поддержки, предусмотренных ст.ст. 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, работнику МУЗ «Нижнеомская ЦРБ» Русановой Татьяне Васильевне.
Взыскать с администрации Нижнеомского муниципального района Омской области за счет средств казны Нижнеомского муниципального района Омской области 9915 рублей 51 копейку в пользу Русановой Татьяны Васильевны в качестве компенсации расходов по оплате за отопление и освещение в 2010 – 2011 годах занимаемого ею жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение месяца со дня его вынесения через Нижнеомский районный суд Омской области.
Председательствующий Т.М. Смолина