РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 августа 2012 года село Нижняя Омка
Нижнеомский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Смолиной Т.М.,
при секретаре Горбуновой М.В.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Нижнеомского района Омской области Куренковой Н.В.,
представителя ответчика – администрации Нижнеомского муниципального района Омской области, Зубриновой Н.В.,
представителя третьего лица – МУП «Нижнеомский коммунальник», Заря А.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нижнеомского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нижнеомского муниципального района Омской области, администрации Новотроицкого сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области о возложении обязанности оборудовать резервным источником электропитания центральную котельную по адресу: Омская область, Нижнеомский район, с. Новотроицк, ул. Победы, 23 «в»,
у с т а н о в и л :
Прокурор Нижнеомского района Омской области обратился в суд с названным иском в порядке ст. 45 ГПК РФ, указав в обоснование, что в ходе проверки исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в деятельности администрации Нижнеомского муниципального района Омской области установлено отсутствие резервного (аварийного) источника электропитания в центральной котельной Новотроицкого сельского поселения, отапливающей МКОУ «Новотроицкая СОШ». Котельная принадлежит на праве собственности Нижнеомскому муниципальному району Омской области, в соответствии с постановлением главы Нижнеомского муниципального района Омской области № 215-п от 27 апреля 2012 года закреплена на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Нижнеомский коммунальник». Отсутствие резервного источника электропитания в котельной не позволит обеспечить выработку тепловой энергии в случае возникновения внерегламентных (аварийных) отключений и, как следствие, может повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также вреда имуществу, находящемуся в собственности муниципального образования. Поскольку бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории поселения относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений, просит суд возложить на администрацию Нижнеомского муниципального района Омской области, администрацию Новотроицкого сельского поселения обязанность в срок до 01 января 2013 года оборудовать центральную котельную Новотроицкого сельского поселения, расположенную по адресу: Омская область, Нижнеомский район, с. Новотроицк, ул. Победы, 23 «в», резервным источником электропитания.
В судебном заседании помощник прокурора Нижнеомского района Омской области Куренкова Н.В. поддержала требования, заявленные прокурором, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – администрации Нижнеомского муниципального района Омской области по доверенности Зубринова Н.В. фактически иск признала, пояснила, что 11 апреля 2012 года главой Нижнеомского района Омской области издано постановление № 178-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы Нижнеомского муниципального района «Обеспечение социально значимых объектов в Нижнеомском муниципальном районе Омской области автономными источниками электроснабжения»». Программа рассчитана на период 2013 -2017 годы, определен объем финансирования, которое будет производиться за счет средств областного и местного бюджета. В рамках указанной Программы центральная котельная в с. Новотроицк будет оборудована резервным источником электропитания. Срок, предложенный прокурором для исполнения ответчиками заявленных требований, полагала недостаточным, ссылаясь на отсутствие в 2012 году средств в бюджете района, просила предоставить администрации района время до 1 июля 2013 года.
Администрация Новотроицкого сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области, будучи надлежаще уведомлена о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направила, о причинах его неявки не сообщила, о рассмотрении дела в его отсутствие не просила.
Представитель МУП «Нижнеомский коммунальник», привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, Заря А.В., действующий на основании доверенности, выразил согласие с иском прокурора, однако, полагал, что предложенный прокурором срок является нереальным. Поддержав представителя администрации Нижнеомского муниципального района Омской области, просил предоставить ответчикам время для обеспечения резервным (аварийным) источником электропитания центральной котельной в с. Новотроицк до июля 2013 года.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, оценив собранные по делу доказательства, находит заявленные прокурором требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст.12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Согласно ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения поселений.
Аналогичное содержание имеет ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», согласно которой организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
В соответствии с п.4 ст.4 Устава Новотроицкого сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области к вопросам местного значения Новотроицкого сельского поселения относится организация в границах сельского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера», предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Принципы заблаговременности проведения мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, являются одними из основных принципов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, закрепленных в ст.7 ФЗ № 68-ФЗ.
В соответствии с п.14.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, электрическим сетям (утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861) Технологическое присоединение энергопринимающих устройств в целях обеспечения надежного их энергоснабжения и качества электрической энергии может быть осуществлено по одной из трех категорий надежности. Отнесение энергопринимающих устройств заявителя (потребителя электрической энергии) к определенной категории надежности осуществляется заявителем самостоятельно.
Отнесение энергопринимающих устройств к первой категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить беспрерывный режим работы энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых может повлечь за собой угрозу жизни и здоровью людей, угрозу безопасности государства, значительный материальный ущерб. В составе первой категории надежности выделяется особая категория энергопринимающих устройств, бесперебойная работа которых необходима для безаварийной остановки производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.
Отнесение энергопринимающих устройств ко второй категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить надежное функционирование энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых приводит к недопустимым нарушениям технологических процессов производства.
Энергопринимающие устройства, не отнесенные к первой или второй категориям надежности, относятся к третьей категории надежности.
Для энергопринимающих устройств, отнесенных к первой и второй категориям надежности, должно быть обеспечено наличие независимых резервных источников снабжения электрической энергией. Дополнительно для энергопринимающих устройств первой категории надежности, внезапный перерыв снабжения электрической энергией которых может повлечь угрозу жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, должно быть обеспечено наличие автономного резервного источника питания.
Котельные относятся к первой категории электроприемников, поскольку перерыв их электроснабжения может повлечь за собой опасность для жизни людей, а также нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства (п.п. 1.2.18 Приказа Минэнерго РФ от 08.07.2002 № 204 «Об утверждении глав Правил устройства электроустановок»).
Подпунктом 1.2.19 Правил установлено, что электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания.
В соответствии с пунктом 113 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» резервный источник снабжения электрической энергией в случае, если условием договора о первой или второй категории надежности предусмотрено его наличие, устанавливается потребителем и поддерживается в состоянии готовности к использованию при возникновении отключений или введении ограничения потребления электрической энергии.
Установлено, что котельная Новотроицкого сельского поселения по адресу: Омская область, Нижнеомский район, с. Новотроицк, ул. Победы, 23 «в» не оборудована резервным источником электропитания Данное обстоятельство подтверждается техническим паспортом котельной, информацией директора МУП «Нижнеомский коммунальник». Собственником котельной является Нижнеомский муниципальный район Омской области, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27 июля 2012 года № 05/005/2012/733. На основании постановления главы Нижнеомского муниципального района Омской области № 215-п от 27 апреля 2012 года «О закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Нижнеомский коммунальник» Нижнеомского муниципального района Омской области. Котельная находится на территории Новотроицкого сельского поселения, обслуживает объект социальной сферы – МКОУ «Новотроицкая СОШ».
В силу статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Обязанность по решению вопросов, связанных с теплоснабжением на территории Новотроицкого сельского поселения, возлагается на органы местного самоуправления поселения.
По информации Западно-Сибирского управления Ростехнадзора, при длительном отсутствии электроэнергии на котельных в зимнее время из-за отсутствия циркуляции воды в тепловых сетях происходит их размораживание, после чего происходит размораживание основного и вспомогательного оборудования.
Учитывая, что факт отсутствия резервного источника электропитания на котельной, расположенной в с. Новотроицк, не позволит обеспечить выработку тепловой энергии в случае возникновения внерегламентных (аварийных) отключений на данной котельной и, как следствие, может повлечь нарушение прав граждан-потребителей данной тепловой энергии, исковые требования прокурора в данной части подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, принимая во внимание, что постановлением Главы Нижнеомского муниципального района № 178-п от 11 апреля 2012 года утверждена долгосрочная целевая программа «Обеспечение социально значимых объектов в Нижнеомском муниципальном районе Омской области автономными источниками электроснабжения», рассчитанная на период 2013 -2017 годы и предусматривающая необходимое финансирование, в бюджете Нижнеомского муниципального района, бюджете Новотроицкого сельского поселения на 2012 год не предусмотрен данный вид расходов, наложение обязанности на ответчиков по оснащению котельной указанным резервным источником электропитания до 01.01.2013 года, учитывая его предполагаемую стоимость и сроки исполнения, может повлечь вынесение судом заведомо неисполнимого решения, что противоречит положению ст.13 ГПК РФ об обязательности судебных постановлений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора Нижнеомского района Омской области удовлетворить.
Возложить на администрацию Нижнеомского муниципального района Омской области, администрацию Новотроицкого сельского поселения Нижнеомского муниципального района обязанность в срок до 1 июня 2013 года оборудовать резервным источником электропитания центральную котельную Новотроицкого сельского поселения, расположенную по адресу: Омская область, Нижнеомский район, с. Новотроицк, ул. Победы, 23 «в».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение месяца с подачей жалобы через Нижнеомский районный суд Омской области.
Председательствующий Т.М. Смолина