Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Нижнеудинск 17 июня 2010 года
Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Китюх В.В.,
при секретаре Усовой О.В.,
с участием помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Рыбалко М В, действующей на основании поручения об участии от имени прокурора от *****г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-477/2010 по заявлению Нижнеудинского межрайонного прокурора об оспаривании отдельных норм Устава Широковского муниципального образования Нижнеудинского района Иркутской области,
У С Т А Н О В И Л:
Нижнеудинский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением о признании п.20 ч.1 ст.6, п.2 ч.1 ст.7, ч.2 ст.7, ч.1 ст.10, абз.2 ч.1 ст.10, ч.2 ст.10, ч.1 ст.11, п.5 ч.1 ст. 25, п.5 ч.2 ст.27, абз.2 ч.4. ст.45, ч.1 ст.60 Устава Широковского муниципального образования, утвержденного решением Думы 24.12.2005г. (в ред. решения Думы Широковского муниципального образования от 07.09.2009г. №23) противоречащими требованиям Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. Федеральных законов от 23.11.2009 года № 261-ФЗ, от 28.11.2009 года № 283-ФЗ и от 27.12.2009 года № 365-ФЗ) и признании их не действующими.
В обоснование заявления указано, что Нижнеудинской межрайонной прокуратурой в ходе осуществления надзора за законностью нормативно-правовых актов органов местного самоуправления Нижнеудинского района в период января 2010 года были изучены Уставы муниципальных образований Нижнеудинского района на предмет их соответствия требованиям Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. Федеральных законов от 23.11.2009 года №261-ФЗ, от 28.11.2009 года №283-ФЗ и от 27.12.2009 года №365-ФЗ). Проведенной проверкой было установлено следующее: На заседании Думы Широковского МО 24 декабря 2005 года был утвержден Устав Широковского МО. Впоследствии в данный Устав были внесены изменения и дополнения, которые были надлежащим образом опубликованы и зарегистрированы в органах юстиции. Так, последние изменения и дополнения были внесены решением Думы Широковского МО от 7 сентября 2009 года №23. Устав Широковского МО в новой редакции был зарегистрирован в Министерстве Юстиции Иркутской области 15 октября 2009 года за номером XX и опубликован в Вестнике Широковского МО от 20 октября 2009 года №5 (далее по тексту - Устав). В соответствии с п.21 ч.1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 №365-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов. В нарушение указанной нормы закона п. 20 ч.1 ст. 6 Устава ограничивает указанный вопрос только организацией освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов. Согласно п.2 ч.1 ст. 7 Устава органы местного самоуправления поселения имеют право на участие в организации и финансировании проведения на территории Поселения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Аналогичная норма ранее была предусмотрена п. 2 ч.1 ст. 14.1 Федерального закона №131-ФЗ. Вместе с тем, с 1 января 2010 года Федеральным законом от 27декабря 2009 года №365-ФЗ указанный пункт закона был признан утратившим силу. В связи с чем, п.2 ч.1 ст. 7 Устава не отвечает требованиям п.2 ч.1 ст. 14.1 Федерального закона №131-ФЗ. Кроме того, часть 2 ст. 14.1 Федерального закона №131-ФЗ изложена в редакции Федерального закона от 28 ноября 2009 года №283-ФЗ следующим образом: органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. В нарушение данной нормы закона ч.2 ст. 7 Устава предусмотрено, что такие вопросы решаются только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и областного бюджета). В соответствии с ч.4 ст. 15 Федерального закона №131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28 ноября 2009 года №283-ФЗ) органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. В нарушение данной нормы закона в ч.1 ст. 10 Устава предусмотрено, что такая передача полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых из местного бюджета в бюджета района. Абзацем 2 указанной нормы закона также предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. В нарушении указанной нормы закона, по аналогии с предыдущим пунктом, в абзаце 2 ч.1 ст. 10 Устава предусмотрено, что передача полномочий осуществляется за счет субвенций, передаваемых из бюджета муниципального района в бюджет соответствующего поселения. В соответствии с изложенным, часть 2 ст. 10 Устава также не отвечает требованиям Федерального закона №131-ФЗ, а именно абзацу 3 ч.4 ст. 15 указанного закона, в части слова «субвенций». Пунктом 53 ст. 2 Федерального закона 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» прямо закреплено понятие референдума, под которым понимается форма прямо волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме. В нарушение указанной нормы закона ч.1 ст. 11 Устава предусматривает иное понятие референдума. В соответствии с п.5 ч.1 ст. 25 Устава глава поселения как глава муниципального образования осуществляет иные полномочия, закрепленные за ним законодательством и настоящим Уставом. При этом, частью 4 ст. 36 Федерального закона №131-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень полномочий главы муниципального образования. Согласно ч.2 ст. 14 Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 года №122-оз «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области» (в ред. Закона Иркутской области от 10.11.2009 года №74/40-оз) в соответствии с уставом муниципального образования лицу, осуществлявшему полномочия выборного лица местного самоуправления на постоянной основе и прекратившему свои полномочия в случаях, предусмотренных в части 1 настоящей статьи, может производиться ежемесячная выплата до устройства на новое место работы в размере его месячной оплаты труда на день прекращения полномочий, но в течение не более шести месяцев со дня прекращения полномочий. Если на новом месте работы размер оплаты труда указанного лица ниже прежнего, то может производиться ежемесячная доплата до уровня размера его месячной оплаты труда на день прекращения полномочий, но в течение не более шести месяцев со дня прекращения полномочий. В нарушение указанной нормы областного законодательства п.5 ч.2 ст. 27 Устава определены иные сроки - в течение не более трех месяцев со дня прекращения полномочий. В силу абзаца 2 ч.8 ст. 44 Федерального закона №131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 №365-ФЗ) изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений. В нарушении данной нормы в абзаце 2 ч. 4 ст. 45 Устава предусмотрено, что изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий Думы поселения, принявшей решение о внесении в настоящий устав указанных изменений и дополнений. Согласно пункту 1 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ) резервный фонд создается в расходной части местного бюджета. В соответствии со статьей 14 БК РФ бюджет муниципального образования - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. В силу ст.ст. 6, 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения, а также заключения договоров (соглашений) по данным вопросам. Вопросы местного значения поселения определены ст. 14 Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 131- ФЗ). Цель расходования резервного фонда определена статьей 81 БК РФ. Согласно пункту 4 данной статьи средства резервного фонда расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году. Указанной статьей органам местного самоуправления не предоставлено право устанавливать иные цели расходования средств резервного фонда. В силу требований пункта 5 статьи 81 БК РФ органы местного самоуправления устанавливают лишь порядок расходования резервного фонда. Более того, из смысла статей 14, 18, 32, 33, 86 Бюджетного кодекса РФ следует, что по вопросам местного значения все необходимые расходы для исполнения расходных обязательств муниципального образования должны быть предусмотрены в местном бюджете на соответствующий финансовый год по соответствующим разделам и кодам бюджетной классификации. Соответственно финансирование мероприятий местного значения должно быть предусмотрено в бюджете. Из совокупности ст.ст. 14, 32, 81, 83 БК РФ, следует, что резервный фонд - это часть расходов бюджета, предназначенных на финансирование таких расходов, которые невозможно предусмотреть в бюджете при его утверждении, то есть непредвиденных. Такой же вывод следует из смысла самого слова «непредвиденный» - это такой, что невозможно предусмотреть, неожиданный (словарь С.И. Ожегова). Бюджетным кодексом РФ исчерпывающе определен порядок финансирования расходов, которые не были предусмотрены в бюджете и возникли в течение финансового года. Согласно ст. ст. 83, 232 БК РФ новые расходы, возникшие в течение финансового года, финансируются только после внесения изменений в бюджет, решение о которых принимает представительный орган местного самоуправления. Обеспечивая возможность органам государственной власти и местного самоуправления осуществлять финансирование неожиданных расходов, не дожидаясь внесения изменений в соответствующий бюджет, федеральный законодатель статьей 81 БК РФ предусмотрел создание резервного фонда. Исходя из анализа ч.1 ст. 60 Устава не усматривается, что мероприятия местного значения, не предусмотренные в бюджете поселения, носят неожиданный характер, могут возникнуть спонтанно. Таким образом, возникает своего рода пробел. В связи с чем, данный пункт не отвечает требованиям федерального законодательства. По вышеизложенным основаниям 24 февраля 2010 года за №599 председателю Думы Широковского муниципального образования был принесен протест на отдельные нормы Устава Широковского муниципального образования. Информация о принятых мерах по исполнению требований прокурора или об отказе исполнить данные требований в прокуратуру не поступала. Вместе с тем, по настоящее время изменения и дополнения в Устав Широковского муниципального образования не вносились. Указанное свидетельствует о том, что отдельные нормы Устава не соответствуют требованиям федерального и областного законодательства. В силу норм ст.ст.1, 21 Федерального закона «О прокуратуре РФ», ст.77 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, федеральных конституционных законов, конституций (уставов), федеральных законов, законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов. В соответствии со ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов общества или государства. Статья 13 ГК РФ предусматривает, что нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица могут быть признаны судом недействительными.
В судебном заседании помощник Нижнеудинского межрайонного прокурора Рыбалко М В настаивала на удовлетворении заявленных Нижнеудинским межрайонным прокурором требований. Дала суду объяснения аналогичные изложенным в заявлении Нижнеудинского межрайонного прокурора. Просила суд признать п.20 ч.1 ст.6, п.2 ч.1 ст.7, ч.2 ст.7, ч.1 ст.10, абз.2 ч.1 ст.10, ч.2 ст.10, ч.1 ст.11, п.5 ч.1 ст. 25, п.5 ч.2 ст.27, абз.2 ч.4. ст.45, ч.1 ст.60 Устава Широковского муниципального образования, утвержденного решением Думы 24.12.2005г. (в ред. решения Думы Широковского муниципального образования от 07.09.2009г. №23) противоречащими требованиям Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. Федеральных законов от 23.11.2009 года № 261-ФЗ, от 28.11.2009 года № 283-ФЗ и от 27.12.2009 года № 365-ФЗ), а также признать их не действующими.
Заинтересованное лицо - глава Широковского муниципального образования В.П. Едаков, извещенный о времени и месте слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Представил в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие. В заявлении также указал, что требования Нижнеудинского межрайонного прокурора о признании противоречащими и не действующими п.20 ч.1 ст.6, п.2 ч.1 ст.7, ч.2 ст.7, ч.1 ст.10, абз.2 ч.1 ст.10, ч.2 ст.10, ч.1 ст.11, п.5 ч.1 ст. 25, п.5 ч.2 ст.27, абз.2 ч.4. ст.45, ч.1 ст.60 Устава Широковского МО признает в полном объеме. Последствия признания требований прокурора ему разъяснены и понятны.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав доводы помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Рыбалко М В, изучив и исследовав письменные доказательства, учитывая мнение главы Широковского муниципального образования, выраженное в представленном суду заявлении, из которого следует, что он не возражает против удовлетворения требований заявленных Нижнеудинским межрайонным прокурором, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора, поскольку в судебном заседании установлено, что пункт п.20 ч.1 ст.6, п.2 ч.1 ст.7, ч.2 ст.7, ч.1 ст.10, абз.2 ч.1 ст.10, ч.2 ст.10, ч.1 ст.11, п.5 ч.1 ст. 25, п.5 ч.2 ст.27, абз.2 ч.4. ст.45, ч.1 ст.60 Устава Широковского муниципального образования, утвержденного решением Думы 24.12.2005г. (в ред. решения Думы Широковского муниципального образования от 07.09.2009г. №23) действительно противоречат требованиям Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. Федеральных законов от 23.11.2009 года № 261-ФЗ, от 28.11.2009 года № 283-ФЗ и от 27.12.2009 года № 365-ФЗ).
При таких обстоятельствах, в соответствии с ч. 3 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает необходимым удовлетворить требования, заявленные Нижнеудинским межрайонным прокурором, поскольку признание этих требований главой Широковского муниципального образования не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Нижнеудинского межрайонного прокурора об оспаривании отдельных норм Устава Широковского муниципального образования Нижнеудинского района Иркутской области удовлетворить.
Признать п. 20 ч.1 ст. 6 Устава Широковского муниципального образования, утвержденного решением Думы 24 декабря 2005 года (в ред. решения Думы Широковского муниципального образования от 7 сентября 2009 года №23) противоречащим п.21 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 №365-ФЗ) и не действующим с 1 января 2010 года.
Признать п.2 ч.1 ст. 7 Устава Широковского муниципального образования, утвержденного решением Думы 24 декабря 2005 года (в ред. решения Думы Широковского муниципального образования от 7 сентября 2009 года №23) противоречащим п. 2 ч.1 ст. 14.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 №365-ФЗ) и не действующей с 1 января 2010 года.
Признать ч.2 ст. 7 Устава Широковского муниципального образования, утвержденного решением Думы 24 декабря 2005 года (в ред. решения Думы Широковского муниципального образования от 7 сентября 2009 года №23) противоречащей части 2 ст. 14.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. Федерального закона от 28 ноября 2009 года №283-ФЗ) и не действующей с 1 января 2010 года.
Признать ч.1 ст. 10 Устава Широковского муниципального образования, утвержденного решением Думы 24 декабря 2005 года (в ред. решения Думы Широковского муниципального образования от 7 сентября 2009 года №23) противоречащей ч.4 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. Федерального закона от 28 ноября 2009 года №283-ФЗ) и недействующей с 1 января 2010 года.
Признать абзац 2 ч.1 ст. 10 Устава Широковского муниципального образования, утвержденного решением Думы 24 декабря 2005 года в ред. решения Думы Широковского муниципального образования от 7 сентября 2009 года №23) противоречащим абзацу 2 ч.4 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. Федерального закона от 28 ноября 2009 года №283-ФЗ) и недействующим с 1 января 2010 года.
Признать часть 2 ст. 10 Устава Широковского муниципального образования, утвержденного решением Думы 24 декабря 2005 года (в ред. решения Думы Широковского муниципального образования от 7 сентября 2009 года №23) противоречащей абзацу 3 ч.4 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. Федерального закона от 28 ноября 2009 года №283-ФЗ) недействующей с 1 января 2010 года.
Признать ч.1 ст. 11 Устава Широковского муниципального образования, утвержденного решением Думы 24 декабря 2005 года (в ред. решения Думы Широковского муниципального образования от 7 сентября 2009 года №23) противоречащей пункту 53 ст. 2 Федерального закона 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и недействующей с 7 сентября 2009 года.
Признать п.5 ч.1 ст. 25 Устава Широковского муниципального образования, утвержденного решением Думы 24 декабря 2005 года (в ред. решения Думы Широковского муниципального образования от 7 сентября 2009 года №23) противоречащим ч.4 ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. Федерального закона от 28 ноября 2009 года №283-ФЗ) и недействующим с 1 января 2010 года.
Признать п.5 ч.2 ст. 27 Устава Широковского муниципального образования, утвержденного решением Думы 24 декабря 2005 года (в ред. решения Думы Широковского муниципального образования от 7 сентября 2009 года №23) противоречащим ч.2 ст. 14 Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 года №122-оз «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области» (в ред. Закона Иркутской области от 10.11.2009 года №74/40-оз) и не действующим с 1 декабря 2009 года.
Признать абзац 2 ч. 4 ст. 45 Устава Широковского муниципального образования, утвержденного решением Думы 24 декабря 2005 года (в ред. решения Думы Широковского муниципального образования от 7 сентября 2009 года №23) противоречащим абзацу 2 ч.8 ст. 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 №365-ФЗ) и недействующим с 1 января 2010 года.
Признать часть 1 ст. 60 Устава Широковского муниципального образования, утвержденного решением Думы 24 декабря 2005 года (в ред. решения Думы Широковского муниципального образования от 7 сентября 2009 года №23) противоречащей ст. 81 Бюджетного кодекса РФ и недействующей с 7 сентября 2009 года.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Нижнеудинский городской суд.
Председательствующий,
Федеральный судья В.В. Китюх
Копия верна, судья