О предоставлении жилого помещения по договору социального найма



Дело № 2-148-10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

___________________________________________________________________

г. Нижнеудинск 23 марта 2010 г.

Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего - федерального судьи Морозюка В.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Любибоговой Н.В.,

с участием помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Рыбалко М.В.,

истца (лица, в интересах которого предъявлен иск) Новикова Ю.А.,

представителя ответчика - администрации Нижнеудинского муниципального образования по доверенности Улыбиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах Новикова Юрия Александровича к администрации Нижнеудинского муниципального образования о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л :

Нижнеудинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Новикова Ю.А. с иском к администрации Нижнеудинского муниципального образования о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В обоснование иска указал, что Новиков Ю.А. относится к категории детей-сирот, поскольку его мать Новикова Н.Г. умерла ***** г., а сведения об отце в актовой записи о рождении были указаны со слов матери. После смерти матери Новиков проживал и обучался в школе-интернате №XX ....., затем с ***** г. в специальной (коррекционной) школе-интернате для детей-сирот в ...... Распоряжением мэра ..... №XX от ***** г. Новиков Ю.А., как ребенок-сирота, был поставлен на учет и включен в очередь для получения жилой площади. С ***** г. по ***** г. Новиков Ю.А. обучался в профессиональном лицее №XX в ....., после окончания которого возвратился жить в ...... Обратившись за получением жилья в администрацию Нижнеудинского муниципального образования, Новиков Ю.А. получил отказ по причине отсутствия финансирования на приобретение жилья для детей-сирот, поэтому обратился за помощью в прокуратуру. Прокурор просил обязать администрацию Нижнеудинского муниципального образования предоставить Новикову Ю.А. жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям ....., площадью не менее XX кв.м.

В судебном заседании помощник прокурора Рыбалко М.В. поддержала исковые требования прокурора, дав пояснения, аналогичные изложенным в иске. Рыбалко М.В. суду пояснила, что доводы администрации о необходимости обращаться за жильем к правительству Иркутской области, а не к органу местного самоуправления, необоснованны, поскольку обязанность по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лежит не на Правительстве Иркутской области, а на органах местного самоуправления. Правительство Иркутской области не имеет в собственности жилищного фонда социального использования, при этом каких-либо нормативных актов федерального уровня или уровня субъекта Российской Федерации, отличающихся от норм ст. 57 ЖК РФ и определяющих порядок предоставления жилья по договору социального найма не органами местного самоуправления, а органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации до сих пор не принято. Иск просила удовлетворить.

Истец Новиков Ю.А. в судебном заседании исковые требования прокурора, заявленные в его интересах, полностью поддержал. Суду пояснил, что, являясь сиротой, ни собственного жилья, ни жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, он не имеет. В XX г. окончил Киренский профессиональный лицей №XX, после чего возвратился жить в ...... Проживает временно у дальних родственников, не имеет регистрации по месту жительства, что создает ему множество проблем и при трудоустройстве, и при получении медицинской помощи. Фактически никакой поддержки от государства не получает. Администрация Нижнеудинского муниципального образования отказала ему в предоставлении жилья.

Представитель ответчика - администрации Нижнеудинского муниципального образования по доверенности Улыбина О.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что действительно распоряжением главы Нижнеудинского муниципального образования №XX от ***** г. истец Новиков Ю.А., как сирота, в соответствии со ст.37 Жилищного кодекса РФ поставлен в очередь на внеочередное получение жилья, поскольку тогда администрация исходила из тех соображений, что среди «внеочередников» тоже может быть своя очередь. В настоящее время администрация полагает, что среди «внеочередников» очереди быть не может и не оспаривает право истца на получение жилья по договору социального найма вне очереди. В полномочия органа местного самоуправления в контексте заявленных прокурором требований входит только постановка граждан данной категории на учет нуждающихся в получении жилья. Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относится к государственным полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в данном случае - Правительства Иркутской области. В бюджет Нижнеудинского муниципального образования денежных средств на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поступало с 01.01.2006 г., т.е. более трех лет. Нижнеудинское муниципальное образование в силу дефицита бюджета собственных средств на приобретение жилья для лиц данной категории, как свободных жилых помещений, не имеет. В иске просила отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив представленные доказательства с позиций их относимости, допустимости и достаточности, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна представить доказательства в обоснование своих доводов и возражений.

Ст. 49 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что по договору социального найма предоставляются жилые помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда, при этом жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Иным определенным законом категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В силу ч.4 данной статьи ЖК РФ, жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться детям, оставшимся без попечения родителей, или лицам, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение жилыми помещениями. Эта же ч.4 ст.49 ЖК РФ предусматривает, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, жилье предоставляется гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Исключение из общего правила закреплено ч. 2 названной статьи, в соответствии с которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в т.ч. детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях;

Согласно предъявленного истцом паспорта XX XX, его предъявителем является Новиков Ю.А., ***** г.рождения, уроженец ..... ....., регистрации по месту жительства не имеющий.

Как следует из свидетельства о рождении XX №XX и копии актовой записи о рождении №XX от ***** г. Новиков Ю.А. родился в ..... ***** г. и его родителями являются Новикова Н.Г. и Новиков А.В.. В справке о рождении имеется отметка о том, что сведения об отце указаны на основании заявления матери.

Новиков Ю.А. суду пояснил, что достоверными сведениями о том, кто является его отцом, он не располагает.

Свидетельством о смерти XX XX подтверждается факт регистрации смерти Новиковой Н.Г., умершей ***** г. в возрасте XX лет в ......

Представитель ответчика Улыбина О.А. суду пояснила, что ответчик не оспаривает статуса Новикова Ю.А., как ребенка-сироты.

Распоряжением мэра г.Нижнеудинска №XX от ***** г. Новиков Ю.А., как сирота, поставлен «в очередь на внеочередное получение жилой площади».

Согласно адресованных профессиональному лицею №XX ..... ответов администрации Нижнеудинского муниципального образования от ***** г., ***** г. и ***** г. Новиков Ю.А. поставлен на учет, как нуждающийся в жилом помещении. Его общая очередь - XX, «льготная очередь» - XX. В случае прибытия несовершеннолетнего в ..... на постоянное место жительства вопрос обеспечения жилой площадью будет решаться «согласно Положению о предоставлении жилья в порядке очередности».

Представитель ответчика - администрации Нижнеудинского муниципального образования Улыбина О.А. суду пояснила, что в ***** г. при выдаче указанных выше ответов администрация ошибочно полагала, что среди «внеочередников» тоже должна быть очередь исходя из времени постановки на учет, но в настоящее время в этой части позиция администрации изменилась.

Сторонами не оспаривается факт отсутствия у истца Новикова Ю.А. закрепленного за ним жилого помещения.

Анализируя заявленные исковые требования суд приходит к выводу, что прокурор в интересах Новикова Ю.А. избрал именно такой способ защиты его нарушенного права, как требование о предоставлении Новикову жилья по договору социального найма на основании его статуса лица из числа детей-сирот.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-фз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Указанные дополнительные гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Дети, находящиеся под опекой (попечительством), включая детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в силу п. 1 ст. 148, п. 1 ст. 155.3 Семейного кодекса РФ при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Жилищный кодекс РФ, закрепив за гражданами, перечисленными в п. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 57, право на получение жилья вне очереди, не указал сроки предоставления такого жилья. Отсутствие в ЖК РФ данного указания, по мнению суда, говорит о том, что жилье должно предоставляться гражданам после их обращения с целью реализации принадлежащего им субъективного права на получение жилья вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Так как не терпит отлагательства обеспечение жильем тех категорий граждан, которым государство обязалось предоставить жилье вне очереди, не упоминая о сроках исполнения принятой на себя обязанности.

В отношении детей-сирот п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" срок предоставления жилья по договору социального найма определен следующими юридическими фактами: окончание пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах РФ или возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Свидетельством XX №XX и справкой №XX от ***** г. подтверждается факт окончания Новиковым Ю.А. в ***** г. обучения в «Профессиональном лицее №XX .....» и присвоения ему квалификации «.....».

Часть 2 ст. 57 ЖК РФ, как и другие нормы ЖК РФ, не ставит реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и тем более от включения в список внеочередников. В названной норме отсутствует указание на иной порядок предоставления жилья, т.е. на очередность лиц равной категории.

Как следует из ст. ст. 13 и 14 ЖК РФ, к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления не относится определение порядка предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Органы государственной власти субъекта РФ устанавливают лишь порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливает в силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ очередность предоставления жилого помещения.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 ЖК РФ определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов государственной власти РФ. Названный порядок закреплен в ст. 57 ЖК РФ, которая наряду с общим правилом о предоставлении жилья в порядке очередности (ч. 1) содержит специальное правило о предоставлении отдельным категориям граждан жилья вне очереди (ч. 2).

Внеочередное предоставление жилья подразумевает, что оно должно предоставляться без очереди. Поэтому право граждан на получение жилого помещения вне очереди должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам жилой площади во внеочередном порядке также не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что внеочередное предоставление жилья не предполагает включение лица в какую-либо очередь; жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим в соответствии с ЖК РФ право на его внеочередное получение, должно быть предоставлено сразу после обращения данных граждан с целью реализации указанного субъективного права, а не в порядке очереди по списку внеочередников. Суд полагает, что принятия какого-либо судебного решения в части исковых требований Кингараевой И.В. о понуждении к изменению порядкового номера льготной очереди не требуется.

Как следует из пояснений в судебном заседании представителя Нижнеудинского муниципального образования Улыбиной О.А., до настоящего времени органами власти Иркутской области не принято решения о возложении государственных полномочий Иркутской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями на какой-либо из органов местного самоуправления Иркутской области, в т.ч. Нижнеудинское муниципальное образование.

Федеральным законом на органы местного самоуправления обязанность по учету детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, не возложена, данная категория граждан жилыми помещениями в силу закона обеспечивается вне очереди, поэтому их постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях федеральным законом также не предусмотрена.

Закона Иркутской области, которым полномочия по ведению такого учета возлагались бы на органы местного самоуправления, не принято, при этом законом Иркутской области №127-оз от 17.12.2008 г. определен порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, который (ст. 3) в т.ч. предусматривает возможность постановки органами местного самоуправления на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Жилищным законодательством предусмотрен заявительный порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 52 ЖК РФ), в то время как для лиц, указанных в абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", достаточным является сам факт наличия соответствующего статуса и совершение дополнительных действий, в частности, обращение с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не требуется.

Вопросы обеспечения жилыми помещениями малоимущих граждан отнесены Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 14) в т.ч. к вопросам местного значения поселений, однако в данном случае прокурором в интересах истца заявлены требования о предоставлении жилья не как малоимущему гражданину, а как лицу из числа детей-сирот.

В соответствии со ст.49 ЖК РФ малоимущие граждане - это самостоятельная категория лиц, имеющих право по предоставление жилья по договору социального найма в порядке очереди.

Суд полагает, что истец Новиков Ю.А. и действующий в его интересах прокурор вправе самостоятельно определять законные способы защиты своих жилищных прав, в том числе решать, обращаться ли в орган местного самоуправления для получения жилья в порядке очереди, как малоимущему гражданину, или же для получения жилья вне очереди, как лицу из числа детей-сирот.

Представитель ответчика - Нижнеудинского муниципального образования Улыбина О.А. настаивает на отсутствии у муниципального образования обязанности по предоставлению жилья в порядке ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", заявляя, что указанная норма закона в т.ч. предусматривает, что дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилыми помещениями «органами исполнительной власти по месту жительства…».

В соответствии со ст.12 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Закон Иркутской области №36-оз от 07.07.2004 г. «О системе исполнительных органов государственной власти Иркутской области» предусматривает, что высшим постоянно действующим органом государственной власти области является администрация области и иные исполнительные органы государственной власти. Органы местного самоуправления в перечне органов исполнительной власти Иркутской области не предусмотрены.

В установленном законом порядке на органы местного самоуправления Иркутской области, в т.ч. на администрацию Нижнеудинского муниципального образования не возложены государственные полномочия Иркутской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, как не принято и какого-либо закона о порядке предоставления детям, оставшимся без попечения родителей, жилья из жилищного фонда Иркутской области. Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений именно органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия названных решений. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма.

В соответствии со ст.4 Федерального закона №189-фз «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», впредь до приведения в соответствие с ЖК РФ законов, действующих на территории РФ, законы применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ и Федеральному закону №189-фз.

Суд усматривает несогласованность норм ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ст. 57 ЖК РФ, при этом в силу ст.4 Федерального закона №189-фз «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», находит подлежащей прямому применению именно ст. 57 ЖК РФ.

Следовательно, суд вправе возложить именно на администрацию Нижнеудинского муниципального образования обязанность, предусмотренную Жилищным кодексом РФ, поэтому полагает обоснованными исковые требования в части возложения именно на администрацию Нижнеудинского муниципального образования обязанности предоставить Новикову Ю.А. по договору социального найма жилое помещение.

Статьей 50 ЖК РФ предусмотрено, что размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Решением Думы Нижнеудинского муниципального образования №XX от ***** г. установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере XX кв.м. на XX человека.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что при определении размера площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено истцу Новикову Ю.А. по договору социального найма, должна быть принята во внимание указанная выше норма.

Оснований для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения в указанном размере Новикову Ю.А. на Правительство Иркутской области в настоящее время суд не усматривает, поскольку какого-либо закона или иного нормативного правового акта, устанавливающего порядок предоставления органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации жилья по договору социального найма, в Иркутской области до сих пор не принято.

Администрация Нижнеудинского муниципального образования не лишена права взыскания своих расходов на предоставление жилья Новикову Ю.А. с Правительства Иркутской области в т.ч. в судебном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах Новикова Ю.А. к администрации Нижнеудинского муниципального образования о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, - удовлетворить.

Обязать администрацию Нижнеудинского муниципального образования предоставить Новикову Ю.А. жилое помещение по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям города Нижнеудинска, находящееся в черте города Нижнеудинска, площадью не менее XX кв.м.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда путем подачи жалобы через Нижнеудинский городской суд.

Председательствующий,

Федеральный судья В.В.Морозюк