О предоставлении жилого поещения по доовору социального найма



Дело № 2-285-10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

___________________________________________________________________

г. Нижнеудинск 02 апреля 2010 г.

Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего - федерального судьи Морозюка В.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Урозаевой О.А.,

с участием помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Рыбалко М.В.,

истца (лица, в интересах которого предъявлен иск) Полисадовой И.Э.,

представителя ответчика - администрации Нижнеудинского муниципального образования по доверенности Улыбиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах Полисадовой И.Э. к администрации Нижнеудинского муниципального образования о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л :

Нижнеудинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Полисадовой И.Э. с иском к администрации Нижнеудинского муниципального образования о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В обоснование иска указал, что Полисадова И.Э. относится к категории лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением суда её родители Репина А.Г. и Полисадов Э.Н. были лишены родительских прав. С ***** г. Полисадова И.Э. проживала и обучалась во вспомогательной школе-интернате №XX ....., затем с ***** г. по ***** г. училась в профессиональном лицее №XX ...... Распоряжением мэра ..... №XX от ***** г. Полисадова И.Э., как ребенок, оставшийся без попечения родителей, была поставлена на учет для получения жилой площади. После окончания профессионального училища Полисадова И.Э. возвратилась жить в ....., в XX г. родила дочь К., в отношении которой является матерью-одиночкой. Обратившись за получением жилья в администрацию Нижнеудинского муниципального образования, Полисадова И.Э. получил отказ по причине отсутствия финансирования на приобретение жилья для детей-сирот, поэтому обратился за помощью в прокуратуру. Прокурор просил обязать администрацию Нижнеудинского муниципального образования предоставить ФИО5 жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям ....., площадью не менее XX кв.м. с учетом нахождения у неё на иждивении малолетней дочери.

В судебном заседании помощник прокурора Рыбалко М.В. поддержала исковые требования прокурора, дав пояснения, аналогичные изложенным в иске. Рыбалко М.В. суду пояснила, что доводы администрации о необходимости обращаться за жильем к правительству Иркутской области, а не к органу местного самоуправления, необоснованны, поскольку обязанность по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лежит не на Правительстве Иркутской области, а на органах местного самоуправления. Правительство Иркутской области не имеет в собственности жилищного фонда социального использования, при этом каких-либо нормативных актов федерального уровня или уровня субъекта Российской Федерации, отличающихся от норм ст. 57 ЖК РФ и определяющих порядок предоставления жилья по договору социального найма не органами местного самоуправления, а органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации до сих пор не принято. Процедура предоставления жилья гражданам органами власти субъекта Российской Федерации до настоящего времени не предусмотрена ни федеральным законодательством, ни правовыми актами иркутской области. Иск просила удовлетворить.

Истец Полисадова И.Э. в судебном заседании исковые требования прокурора, заявленные в его интересах, полностью поддержала. Суду пояснила, что в ***** г. её родителей лишили родительских прав, при этом никакого жилья у них не было, до настоящего времени ни собственного жилья, ни жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, она не имеет. В ***** г. окончила профессиональный лицей №XX в ....., после чего возвратилась жить в ...... Проживает временно у родственников мужчины, которого считает отцом своего ребенка, но который это отцовство не признает. Администрация Нижнеудинского муниципального образования отказала ей в предоставлении жилья.

Представитель ответчика - администрации Нижнеудинского муниципального образования по доверенности Улыбина О.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что действительно распоряжением главы Нижнеудинского муниципального образования №XX от ***** г. истец Полисадова И.Э., как сирота, в соответствии со ст.37 Жилищного кодекса РФ поставлена на учет на внеочередное получение жилья. поскольку тогда администрация исходила из тех соображений. Администрация полагает, что среди «внеочередников» очереди быть не может и не оспаривает право истца на получение жилья по договору социального найма вне очереди. В полномочия органа местного самоуправления в контексте заявленных прокурором требований входит только постановка граждан данной категории на учет нуждающихся в получении жилья. Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относится к государственным полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в данном случае - Правительства Иркутской области. В бюджет Нижнеудинского муниципального образования денежных средств на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поступало с ***** г., т.е. более трех лет. Нижнеудинское муниципальное образование в силу дефицита бюджета собственных средств на приобретение жилья для лиц данной категории, как свободных жилых помещений, не имеет. В иске просила отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив представленные доказательства с позиций их относимости, допустимости и достаточности, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна представить доказательства в обоснование своих доводов и возражений.

Ст. 49 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что по договору социального найма предоставляются жилые помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда, при этом жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Иным определенным законом категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В силу ч.4 данной статьи ЖК РФ, жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться детям, оставшимся без попечения родителей, или лицам, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение жилыми помещениями. Эта же ч.4 ст.49 ЖК РФ предусматривает, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, жилье предоставляется гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Исключение из общего правила закреплено ч. 2 названной статьи, в соответствии с которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в т.ч. детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях;

Согласно предъявленного истицей паспорта XX XX, его предъявителем является Полисадова И.Э., ***** г.рождения, уроженка дер...... ......

Как следует из свидетельства о рождении XX №XX Полисадова И.Э. родилась в дер...... ..... ***** г. и её родителями являются Полисадов Э.Н. и Репина А.Г..

Как следует из копии решения Нижнеудинского городского суда Иркутской области от ***** г., Репина А.Г. и Полисадов Э.Н., являющиеся родителями Полисадовой И.Э., ***** г.рождения, лишены родительских прав в отношении дочери Полисадовой И.Э.

Представитель ответчика Улыбина О.А. суду пояснила, что ответчик не оспаривает статуса Полисадовой И.Э., как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Распоряжением мэра ..... №XX от ***** г. Полисадова И.Э., как сирота из школы-интерната №XX, поставлен «на внеочередное получение жилья».

Согласно адресованного Полисадовой И.Э. ответа администрации Нижнеудинского муниципального образования №XX от ***** г. Полисадова И.Э. принята на учет, как нуждающаяся в жилом помещении, включена в соответствующий список под №XX; в связи с тем, что город не строит социальное жилье, свободных жилых помещений нет, поэтому обеспечить Полисадову жилой площадью нет возможности.

Сторонами не оспаривается факт отсутствия у истца Полисадовой И.Э. закрепленного за ней жилого помещения.

Анализируя заявленные исковые требования суд приходит к выводу, что прокурор в интересах Полисадовой И.Э. избрал именно такой способ защиты его нарушенного права, как требование о предоставлении Полисадовой жилья по договору социального найма на основании её статуса лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-фз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Указанные дополнительные гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Дети, находящиеся под опекой (попечительством), включая детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в силу п. 1 ст. 148, п. 1 ст. 155.3 Семейного кодекса РФ при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Жилищный кодекс РФ, закрепив за гражданами, перечисленными в п. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 57, право на получение жилья вне очереди, не указал сроки предоставления такого жилья. Отсутствие в ЖК РФ данного указания, по мнению суда, говорит о том, что жилье должно предоставляться гражданам после их обращения с целью реализации принадлежащего им субъективного права на получение жилья вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Так как не терпит отлагательства обеспечение жильем тех категорий граждан, которым государство обязалось предоставить жилье вне очереди, не упоминая о сроках исполнения принятой на себя обязанности.

В отношении детей-сирот п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" срок предоставления жилья по договору социального найма определен следующими юридическими фактами: окончание пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах РФ или возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Свидетельством XX №XX подтверждается факт окончания Полисадовой И.Э. в ***** г. обучения в «..... №XX .....» и присвоения ей квалификации «.....».

Часть 2 ст. 57 ЖК РФ, как и другие нормы ЖК РФ, не ставит реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и тем более от включения в список внеочередников. В названной норме отсутствует указание на иной порядок предоставления жилья, т.е. на очередность лиц равной категории.

Как следует из ст. ст. 13 и 14 ЖК РФ, к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления не относится определение порядка предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Органы государственной власти субъекта РФ устанавливают лишь порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливает в силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ очередность предоставления жилого помещения.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 ЖК РФ определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов государственной власти РФ. Названный порядок закреплен в ст. 57 ЖК РФ, которая наряду с общим правилом о предоставлении жилья в порядке очередности (ч. 1) содержит специальное правило о предоставлении отдельным категориям граждан жилья вне очереди (ч. 2).

Внеочередное предоставление жилья подразумевает, что оно должно предоставляться без очереди. Поэтому право граждан на получение жилого помещения вне очереди должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам жилой площади во внеочередном порядке также не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что внеочередное предоставление жилья не предполагает включение лица в какую-либо очередь; жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим в соответствии с ЖК РФ право на его внеочередное получение, должно быть предоставлено сразу после обращения данных граждан с целью реализации указанного субъективного права, а не в порядке очереди по списку внеочередников.

Как следует из пояснений в судебном заседании представителя Нижнеудинского муниципального образования Улыбиной О.А., до настоящего времени органами власти Иркутской области не принято решения о возложении государственных полномочий Иркутской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями на какой-либо из органов местного самоуправления Иркутской области, в т.ч. Нижнеудинское муниципальное образование.

Федеральным законом на органы местного самоуправления обязанность по учету детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, не возложена, данная категория граждан жилыми помещениями в силу закона обеспечивается вне очереди, поэтому их постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях федеральным законом также не предусмотрена.

Закона Иркутской области, которым полномочия по ведению такого учета возлагались бы на органы местного самоуправления, не принято, при этом законом Иркутской области №127-оз от 17.12.2008 г. определен порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, который (ст. 3) в т.ч. предусматривает возможность постановки органами местного самоуправления на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Жилищным законодательством предусмотрен заявительный порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 52 ЖК РФ), в то время как для лиц, указанных в абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", достаточным является сам факт наличия соответствующего статуса и совершение дополнительных действий, в частности, обращение с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не требуется.

Вопросы обеспечения жилыми помещениями малоимущих граждан отнесены Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 14) в т.ч. к вопросам местного значения поселений, однако в данном случае прокурором в интересах истца заявлены требования о предоставлении жилья не как малоимущему гражданину, а как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст.49 ЖК РФ малоимущие граждане - это самостоятельная категория лиц, имеющих право по предоставление жилья по договору социального найма в порядке очереди.

Суд полагает, что истец Полисадова И.Э. и действующий в её интересах прокурор вправе самостоятельно определять законные способы защиты своих жилищных прав, в том числе решать, обращаться ли в орган местного самоуправления для получения жилья в порядке очереди, как малоимущему гражданину, или же для получения жилья вне очереди, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Представитель ответчика - Нижнеудинского муниципального образования Улыбина О.А. настаивает на отсутствии у муниципального образования обязанности по предоставлению жилья в порядке ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", заявляя, что указанная норма закона в т.ч. предусматривает, что дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилыми помещениями «органами исполнительной власти по месту жительства…».

В соответствии со ст.12 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Закон Иркутской области №36-оз от 07.07.2004 г. «О системе исполнительных органов государственной власти Иркутской области» предусматривает, что высшим постоянно действующим органом государственной власти области является администрация области и иные исполнительные органы государственной власти. Органы местного самоуправления в перечне органов исполнительной власти Иркутской области не предусмотрены.

В установленном законом порядке на органы местного самоуправления Иркутской области, в т.ч. на администрацию Нижнеудинского муниципального образования не возложены государственные полномочия Иркутской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, как не принято и какого-либо закона о порядке предоставления детям, оставшимся без попечения родителей, жилья из жилищного фонда Иркутской области. Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений именно органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия названных решений. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма.

В соответствии со ст.4 Федерального закона №189-фз «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», впредь до приведения в соответствие с ЖК РФ законов, действующих на территории РФ, законы применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ и Федеральному закону №189-фз.

Суд усматривает несогласованность норм ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ст. 57 ЖК РФ, при этом в силу ст.4 Федерального закона №189-фз «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», находит подлежащей прямому применению именно ст. 57 ЖК РФ.

Следовательно, суд вправе возложить именно на администрацию Нижнеудинского муниципального образования обязанность, предусмотренную Жилищным кодексом РФ, поэтому полагает обоснованными исковые требования в части возложения именно на администрацию Нижнеудинского муниципального образования обязанности предоставить Полисадовой И.Э. по договору социального найма жилое помещение.

Статьей 50 ЖК РФ предусмотрено, что размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Решением Думы Нижнеудинского муниципального образования №XX от ***** г. установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере 14 кв.м. на 1 человека.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что при определении размера площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено истцу Полисадовой И.Э. по договору социального найма, должна быть принята во внимание указанная выше норма.

В соответствии со ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником его супруг, а также дети и родители. Другие родственники могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Согласно свидетельства о рождении серии XX №XX ***** г. в ..... родилась Полисадова К.К., матерью которой является Полисадова И.Э.. Сведения об отце в свидетельстве о рождении не указаны.

В соответствии со ст.54 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Ст.20 ГК РФ предусматривает, что местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их родителей.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что при определении размера площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено истице Полисадовой И.Э. по договору социального найма, должен быть принят во внимание факт наличия на иждивении Полисадовой И.Э. малолетнего ребенка, ***** г.рождения, поэтому общая площадь предоставляемого Полисадовой И.Э. по договору социального найма жилого помещения должна быть не менее XX кв.м. ( XX кв.м. х XX чел.).

Оснований для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения в указанном размере Полисадовой И.Э. непосредственно на Правительство Иркутской области в настоящее время суд не усматривает, поскольку какого-либо закона или иного нормативного правового акта, устанавливающего порядок предоставления органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации жилья по договору социального найма, в Иркутской области до сих пор не принято.

Администрация Нижнеудинского муниципального образования не лишена права взыскания своих расходов на предоставление жилья Полисадовой И.Э. с Правительства Иркутской области в т.ч. в судебном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах Полисадовой И.Э. к администрации Нижнеудинского муниципального образования о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, - удовлетворить.

Обязать администрацию Нижнеудинского муниципального образования предоставить Полисадовой И.Э. жилое помещение по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям города Нижнеудинска, находящееся в черте города Нижнеудинска, площадью не менее XX кв.м. с учетом нахождения у неё на иждивении малолетней дочери Полисадовой К.К., ***** г.рождения.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда путем подачи жалобы через Нижнеудинский городской суд.

Председательствующий,

Федеральный судья В.В.Морозюк