О возложении обязанности получения разрешения на выброс вредных веществ



ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

в связи с отказом истца от иска

г. Нижнеудинск 21 июля 2010 года

Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи - Татаринцевой Е.В.,

при секретаре - Урозаевой О.М.,

с участием:

ст.помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора - Рыбалко М.В.,

представителей ответчика - Киселевой Т.А., действующей на основании доверенности от ***** года, и Веретельниковой Н.Б., действующей на основании доверенности от ***** года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-526/2010 по иску Нижнеудинского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, Иркутской области и муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район», а также прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Теплоресурс» о возложении обязанности представления расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов вредных (загрязняющих) веществ угольными котельными за XX квартал ***** года и внесению платы за негативное воздействие на окружающую природную среду,

УСТАНОВИЛ:

Нижнеудинский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации, Иркутской области и муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район», а также прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью (далее ООО) «Теплоресурс» о возложении обязанности представления расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов вредных (загрязняющих) веществ угольными котельными за XX квартал ***** года и внесению платы за негативное воздействие на окружающую природную среду.

В обоснование заявленных исковых требований Нижнеудинский межрайонный прокурор указал, что в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от ***** года №XX ООО «Теплоресурс» осуществляет деятельность по производству пара и горячей воды (тепловой энергии) как основной вид деятельности и деятельность по обеспечению работоспособности котельных как дополнительный вид. Указанное предприятие эксплуатирует XX объектов ЖКХ - котельных, которые были переданы предприятию по договору аренды №XX от ***** года Срок действия договора определен до ***** года. Угольные котельные, переданные по указанному договору в соответствии с информацией Комитета по управлению имуществом администрации Нижнеудинского муниципального образования (далее МО) от ***** года № XX расположены на территории Нижнеудинского МО по адресам: ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ..... ...... Факты эксплуатации обществом котельных, являющихся источникам и выбросов вредных веществ в атмосферу, подтверждаются актами проверок, объяснениями инженера-эколога и директора ООО «Теплоресурс», информацией Комитета по управлению имуществом администрации Нижнеудинского МО. В соответствии со ст.16 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - Федеральный закон № 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются Федеральным законом №7-ФЗ, иными федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Согласно ст.28 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» за загрязнение окружающей среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с частью 3 вышеуказанной нормы Федерального закона №7-ФЗ порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. Согласно письму Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ***** года № XX плательщики по окончанию каждого отчетного периода (квартала) обязаны представлять в территориальные органы Ростехнадзора расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме и в порядке, установленном действующим законодательством. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ***** года № XX утверждены формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду. Так, пунктом 1 Порядка предусмотрено, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата) в соответствии с постановлением Правительства РФ № 632. Частью 2 указанного Порядка установлено, что расчет представляется плательщиками в одном экземпляре в Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Межрегиональные управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Межрегиональные территориальные управления по экологическому и технологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по местонахождению стационарного объекта негативного воздействия и по месту государственной регистрации передвижного объекта негативного воздействия. В соответствии с частью 2 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 года № 632, устанавливается два вида базовых нормативов платы: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов; за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 года № 557 установлены сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии пунктом 1 указанного Приказа №557 установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Пунктом 2 Приказа № 557 предусмотрено, что отчетным периодом признается календарный квартал. В соответствии с п.1 Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух, утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.09.2007 года № 626, они разработаны в целях выполнения территориальными органами и подведомственными федеральными государственными учреждениями Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору функций администраторов платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также установления порядка проверки представляемых плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух расчетов платы, применения единого порядка определения и внесения платы, а также правильности оформления и представления отчетности по плате. Исходя из раздела II указанных Методических рекомендаций, согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 года № 284-О и Федеральному закону от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются в том числе юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Обязанность по уплате платы должна быть исполнена лицом, признающимся плательщиком, самостоятельно. В случае заключения договора аренды источника (объекта) негативного воздействия, плательщиком платы является лицо, фактически эксплуатирующее такой источник (объект) и оказывающее, тем самым, негативное воздействие на окружающую среду. В нарушение вышеуказанных норм законодательства расчет платы за негативное воздействие на атмосферный воздух котельными, эксплуатируемыми ООО «Теплоресурс» в период с ***** по ***** не представлен в контролирующий орган. Кроме того, из информации Прибайкальского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ***** года и от ***** года следует, что ООО «Теплоресурс» плату за негативное воздействие на окружающую среду не производил. Факт невнесения платы за негативное воздействие подтверждается также объяснениями ..... ООО «Теплоресурс» Дунаева В.Ф. и ..... Общества Веретельниковой Н.Б. Плата за негативное воздействие на окружающую среду - это индивидуально-возмездный платеж, взимаемый с юридических лиц во исполнение их обязательства (обязанности) по компенсации негативного воздействия на окружающую среду, производимого в результате хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой на территории РФ. В соответствии со ст.ст.51, 57 и 62 Бюджетного кодекса РФ плата за негативное воздействие подлежит зачислению в федеральный бюджет по нормативу 20%, в бюджет Иркутской области - 40%, в бюджет МО «Нижнеудинский район» - 40%. Согласно п.1 ст.4 Федерального закона №7-ФЗ атмосферный воздух является объектом охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. К основным принципам охраны окружающей среды, в соответствии со ст. 3 Федерального закона, в частности, относится платность природопользователя и возмещение вреда окружающей среды, соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду. Поскольку плата за негативное воздействие на окружающую среду должна быть внесена после произведенного расчета Обществом такой платы и его представления в контролирующий орган, бездействием Общества нарушаются интересы РФ, ..... и МО «.....», поскольку плата подлежит зачислению в бюджеты указанных уровней. В связи с чем, бюджета недополучают суммы, являющиеся статьей формирования соответствующих бюджетов и, как следствие, не имеют возможности направлять данные денежные средства, носящие компенсационный характер, на восстановление окружающей среды, выполнение природоохранных мероприятий. Кроме того, нарушаются требования федерального законодательства, предписывающего обязательность внесения данной платы. В соответствии со ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ, ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Право на благоприятную окружающую среду - это одно из основных, естественных прав человека, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических, эстетических и иных условий его жизни. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, санитарного законодательства. Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в соответствии со ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Невнесение платы за негативное воздействие препятствует реализации таких принципов охраны окружающей среды как обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, охрана, воспроизводство и рациональное использования природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Индивидуализировать и привлечь в качестве истцов указанный круг лиц не представляется возможным, в связи с чем, Нижнеудинский межрайонный прокурор обращается в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Поэтому Нижнеудинский межрайонный прокурор просит: обязать ООО «Теплоресурс» представить расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух угольными котельными, расположенными на территории Нижнеудинского МО по адресам: ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., за XX квартал ***** года в Прибайкальское управление Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору; обязать ООО «Теплоресурс» исполнить обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух угольными котельными, расположенными на территории Нижнеудинского МО по адресам: ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., за XX квартал ***** года в размере XX рублей XX копеек; на основании ст.206 ГПК РФ установить ответчику разумный срок для совершения вышеуказанных действий.

В ходе рассмотрения дела Нижнеудинский межрайонный прокурор изменил предмет иска и просил суд: обязать ООО «Теплоресурс» произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух угольными котельными, расположенными на территории Нижнеудинского МО по адресам: ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., ....., за период XX квартала ***** года по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ***** года №XX «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» и в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от ***** года №XX «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», а также представить данный расчет в Прибайкальское управление Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору.

В судебном заседании ст.помощник Нижнеудинского межрайонного прокурора Рыбалко М.В. отказалась от заявленных исковых требований, о чем представила суду соответствующее заявление. Судом помощнику Нижнеудинского межрайонного прокурора Рыбалко М.В. разъяснены последствия отказа от иска, предусмотренные ст.173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Представители ответчика не возражали прекратить производство делу.

Выслушав помощника Нижнеудинского прокурора Рыбалко М.В., представителей ответчика Киселеву Т.А. Ветельникову Н.Б., исследовав материалы дела, суд считает, что отказ от иска подлежит принятию судом, поскольку не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы других лиц по следующим основаниям.

В судебное заседание представителями ответчика был представлен Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за IV квартал 2009 года, произведенный ООО «Теплоресурс». Согласно отметке на Расчете и записи в Журнале исходящей корреспонденции указанный расчет был направлен в Ростехнадзор ***** года исх.№ XX. Как видно из уведомления о вручении почтового отправления ***** года Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за XX квартал ***** года был получен Ростехнадзором.

В соответствии со ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе отказаться от иска, который должен быть принят судом.

Пунктом 3 ст.173, ст.220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что производство по делу прекращается при отказе истца от иска.

Поскольку гражданское дело возбуждается по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов (ст.4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а ст.помощник Нижнеудинского межрайонного прокурора Рыбалко М.В. от исковых требований отказалась, производство по делу подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь п.3 ст.173, ст.ст.220, 221, 224, 225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Принять от ст.помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Рыбалко М.В. отказ от иска.

Производство по делу по иску Нижнеудинского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, Иркутской области и муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район», а также прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Теплоресурс» о возложении обязанности представления расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов вредных (загрязняющих) веществ угольными котельными за XX квартал ***** года и внесению платы за негативное воздействие на окружающую природную среду прекратить.

Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

На определение может быть подана частная жалоба в Иркутский областной суд через Нижнеудинский городской суд в течение десяти дней.

Копия верна

Судья Е.В.Татаринцева

Определение вступило в законную силу «____»___________ 2010 года.

Подлинник находится в материалах гражданского дела № 2-526/2010

в Нижнеудинском городском суде.