Дело № 2-047-10
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Нижнеудинск 14 января 2010 г.
Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего - федерального судьи Морозюка В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Водневой Г.В.,
с участием истца Агапова В.А.,
представителя ответчика по доверенности Фелеменюк И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агапова В.А. к Управлению пенсионного фонда РФ в ..... о признании права на включение в специальный стаж отдельных периодов деятельности, о признании незаконным отказа в назначении пенсии и возложении обязанности по назначению досрочной пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л :
Агапов В.А. обратился с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Нижнеудинском районе, в котором просит признать его право на включение в стаж работы с тяжелыми условиями труда периода работы с ***** г. по ***** гг., признать отказ в назначении ему пенсии в связи с работой на лесозаготовках незаконным и необоснованным, обязать пенсионный фонд назначить ему пенсию с ***** г.
В обоснование своего иска Агапов В.А. указал, что на протяжении XX лет и XX месяца периодически с ***** г. по ***** г. работал в ..... «.....» ..... ...... После достижения возраста XX лет он ***** г. обратился в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении ему досрочной пенсии с уменьшением возраста. Однако решением от ***** г. ему было отказано в назначении пенсии по тем мотивам, что период его работы с ***** по ***** гг. не может быть зачтен в стаж работы с тяжелыми условиями труда, так как эти работы после ***** г. уже не признавались тяжелыми. Агапов В.А. считает, что отказ Пенсионного фонда является незаконным и необоснованным, поскольку Пенсионный фонд формально подходит к рассмотрению вопросов, его работа была одинаково тяжелой как до ***** г., так и после этой даты, а следовательно она должна засчитываться в льготный стаж именно как работа с тяжелыми условиями труда, а не просто как работа на лесозаготовках, и соответственно предоставлять право на досрочную пенсию с уменьшением возраста. В судебном заседании Агапов В.А. просил признать решение пенсионного фонда об отказе в назначении пенсии незаконным и необоснованным, признать его право на включение в его специальный трудовой стаж периода работы с ***** г. по ***** г., обязать пенсионный фонд назначить ему пенсию с момента обращения с заявлением о назначении пенсии, т.е. с ***** г.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в Нижнеудинском районе по доверенности Фелеменюк И.М.исковые требования Агапова В.А. не признала, пояснив, что Пенсионный фонд не оспаривает факт и продолжительность работы Агапова В.А. в ..... в качестве ...... При этом период работы истца в качестве водителя на вывозке леса до ***** г. засчитан в его стаж работы с тяжелыми условиями труда. Поскольку с ***** г. действовал Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», который выделил работу на лесозаготовках, в т.ч. работу в качестве водителя автомобиля на вывозке леса, в самостоятельное основание для назначения досрочной пенсии по старости, с указанной даты работа в качестве ..... на вывозке леса при решении вопроса о назначении досрочной пенсии квалифицируется не как работа с тяжелыми условиями труда, а как работа непосредственно на лесозаготовках. Разница заключается в том, что работа непосредственно на лесозаготовках с соответствии с законами, действовавшими с ***** г. до настоящего времени, не предоставляла права на назначение пенсии с уменьшением возраста. Периоды работы на лесозаготовках до ***** г. Пенсионный фонд РФ принимает в качестве основания для назначения досрочной пенсии и по пп.2 п.1 ст. 27 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и по пп.7 п.1 ст.27 этого же закона, в зависимости от того, что более выгодно гражданину, обращающемуся за пенсией. Но периоды такой работы после ***** г. засчитываются только по пп.7 п.1 ст.27 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку в ином случае был бы нарушен принцип равных прав граждан на назначение пенсии. Поскольку продолжительность работы истца непосредственно на лесозаготовках составляет 8 лет 1 месяц, т.е. значительно меньше необходимых 12 лет и 6 месяцев, в назначении пенсии ему обоснованно отказано.
Выслушав объяснения сторон, проверив доводы каждой стороны в полном объеме, исследовав представленные сторонами доказательства, суд находит заявление Агапова В.А. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 7, 37 ч.3, 39 ч.1 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со ст. 39 ч.2 Конституции РФ устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для отдельных категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ст. 19 ч.1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного в статье 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет и 6 месяцев в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Подпунктом 2 пункта 1 ст. 27 этого же закона предусмотрено назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного в статье 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет и 6 месяцев на работах с тяжелыми условиями труда и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Этим же подпунктом предусмотрено, что в случае, если указанные лица проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее половины установленного срока и имеют необходимую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия мужчинам назначается с уменьшением возраста на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
При этом в соответствии с п.2 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, а также правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Как следует из исследованных в судебном заседании заявления Агапова В.А. и протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № XX от ***** г., Агапов В.А. ***** г. обратился в Управление пенсионного фонда РФ в Нижнеудинском районе с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии, при этом пенсионным фондом принято решение отказать Агапову в досрочном назначении пенсии в связи с недостаточной продолжительностью работы, дающей право на досрочное трудовой пенсии.
Как следует из трудовой книжки Агапова В.А. и вкладыша в неё, а также результатов расчета трудового стажа Агапова В.А., приобщенных к его пенсионному делу, общий трудовой стаж Агапова составляет более XX лет, в связи с чем суд находит установленным наличие у Агапова В.А. страхового стажа более XX лет. При исследовании судом трудовой книжки Агапова В.А. и вкладыша в неё установлено, что согласно произведенных в них записей, Агапов В.А. работал в ..... «.....» в цехе «.....» ..... с ***** г. по ***** г., с ***** г. по ***** г., с ***** г. по ***** г. Прочие записи в дубликате трудовой книжки суд находит не имеющими отношения к предмету спора. Продолжительность работы Агапова В.А. в качестве ..... составляет XX лет и XX месяц.
Факт и продолжительность истца в качестве ..... сторонами не оспариваются.
В период работы Агапова В.А. до ***** г. действовал и подлежал применению «Список № XX производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», утвержденный Постановлением Совета Министров СССР № 1173 от 22.08.1956 г. Указанным списком (раздел ХХ11) была предусмотрена профессия «Шоферы лесовозных автомобилей».
Постановлением Правительства Российской Федерации № 273 от 24.04.1992 г. утвержден «Список профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно не лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда», которым предусмотрена профессия «водители автомобилей на вывозке леса».
Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002г. № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на лесозаготовках, применяется утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации № 273 от 24.04.1992 г. «Список профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно не лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда».
Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10 был утвержден новый Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. Этот список, введенный на территории РСФСР с 01.01.1992 г., применялся при назначении пенсии в связи с особыми условиями труда на основании п. «б» ч.1 ст. 12 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», согласно которому пенсия устанавливалась мужчинам по достижении 55 лет, если они трудились на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет и 6 месяцев и их общий трудовой стаж составлял не менее 25 лет; тем гражданам, которые имели не менее половины стажа на работах с тяжелыми условиями труда, пенсия назначалась с уменьшением указанного возраста на один год за каждые два года и шесть месяцев работы мужчинам. Данным Списком работа в качестве водителя автомобиля на вывозке леса предусмотрена не была.
Конституционный суд РФ в определении от 06.03.2003 г. № 107-О по запросу Сормовского районного суда г.Нижнего Новгорода о проверке конституционности пп. 2 п. 1, п. 2 и 3 ст. 27 и п. 1 и 2 ст. 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» разъяснил, что положения п.2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сами по себе не могут рассматриваться, как нарушающие конституционные права и свободы граждан, которые в период до 01.01.1992 г. были заняты на работах с тяжелыми условиями труда. Данные положения не препятствуют правоприменительным органам учитывать при исчислении стажа работы с тяжелыми условиями труда, дающего право на назначение трудовой пенсии досрочно, время выполнения гражданином работ, предусмотренных Списком № 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР № 1173 от 22.08.1956 г. Иное истолкование данных положений противоречило бы их конституционно-правовому смыслу.
Учитывая вышеизложенное, суд находит, что периоды работы истца с ***** г. и ***** г., с ***** г. по ***** г. и ***** г. по ***** г. в качестве ....., обоснованно учтены Пенсионным фондом как работа Агапова В.А. с тяжелыми условиями труда.
В подтверждение своих доводов о том, что после ***** г. характер и сложность его работы не изменялась, истец представил суду справку от ***** г., выданную АООТ «.....», в которой указано, что с ***** г. технологический процесс лесозаготовок на предприятии АООТ «.....» не изменялся.
Представитель ответчика Фелеменюк И.М. достоверность указанного документа не оспаривает, однако полагает, что данная справка, как и доводы истца о сохранившейся сложности и трудоемкости работ после ***** г. не являются основанием для игнорирования требований закона.
Судом установлено, что в период работы Агапова В.А. до 31.12.1991 г. пенсии гражданам Российской Федерации назначались на основании Закона СССР от 14.07.1956 г. «О государственных пенсиях» и Закона СССР от 15.05.1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан СССР», с 01.01.1992 г. по 31.12.2001 г. действовал Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», с 01.01.2002 г. действует Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». С 01.01.1991 г. работа непосредственно на лесозаготовках, в т.ч. работа в качестве водителя автомобиля на вывозке леса, к категории работ с тяжелыми условиями труда не относится.
Суд приходит к выводу, что применение в отношении периодов работы Агапова В.А. после 01.01.1992 г. законодательства, действовавшего до указанной даты и утратившего силу, недопустимо, поэтому полагает обоснованным отказ Пенсионного фонда РФ в учете периода работы Агапова В.А. с 01.01.1992 г. по 27.03.1994 г., как работы с тяжелыми условиями труда, и учет Пенсионным фондом этого периода работы, как работы непосредственно на лесозаготовках, предоставляющей право на досрочную пенсию, но без уменьшения возраста в случае недостаточности соответствующего стажа.
Продолжительность работы истца Агапова В.А. с тяжелыми условиями труда составляет XX лет XX месяцев и XX дня, что меньше XX лет и XX месяцев предусмотренных пп.2 п.1 ст.27 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и меньше XX лет и XX месяцев, при которых было бы возможно назначение досрочной пенсии в возрасте XX лет.
Суммарная продолжительность работы истца Агапова В.А. с тяжелыми условиями труда и непосредственно на лесозаготовках, исчисленная в соответствии с «Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002 г., составляет XX лет и XX месяц, что также меньше необходимых для назначения досрочной пенсии XX-ти лет и XX месяцев.
Таким образом, суд считает исковые требования Агапова В.А. не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении искового заявления Агапова В.А. к Управлению Пенсионного фонда в Нижнеудинском районе о признании права на включение в специальный стаж отдельных периодов деятельности, о признании незаконным отказа в назначении пенсии и возложении обязанности по назначению досрочной пенсии по старости - отказать.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда путем подачи жалобы через Нижнеудинский городской суд.
Федеральный судья В.В.Морозюк