РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 сентября 2010 года г. Нижнеудинск
Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Китюх В.В. при секретаре Усовой О.В., с участием старшего помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Рыбалко М.В., представителя заявителя Банита А.В. по доверенности от ***** года Ушакова А.В., представителя Нижнеудинской территориальной избирательной комиссии Андреева А.И. по доверенности от ***** года, председателя Нижнеудинской территориальной избирательной комиссии Карнаухова В.Н., заинтересованного лица Стрижкина М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-794-10 по заявлению Банита А.В. об отмене решения Нижнеудинской территориальной избирательной комиссии о регистрации Стрижкина М.В. кандидатом в депутаты Думы муниципального района муниципального образования «.....» по избирательному округу №XX,
УСТАНОВИЛ:
Банит А.В. обратился в суд с заявлением об отмене решения Нижнеудинской территориальной избирательной комиссии о регистрации Стрижкина М.В. кандидатом в депутаты Думы муниципального района муниципального образования «.....» по избирательному округу №XX и просил рассмотреть дело в его отсутствие, с участием представителей.
В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда, поэтому суд считает возможным рассмотреть заявление Банита А.В. в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Банита А.В. Ушаков А.В. заявленное требование поддержал и пояснил, что ***** года решением №XX Нижнеудинской территориальной избирательной комиссии Стрижкин М.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Думы муниципального района муниципального образования «.....» по избирательному округу №XX. В данном решении указаны в качестве основания для регистрации подписные листы с подписями избирателей, представленные Стрижкиным М.В. для регистрации. Данные подписные листы составлены с нарушением п.XX ст.XX, п.XX ст.XX ФЗ №XX «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п.XX стXX Закона Иркутской области №XX «О муниципальных выборах в Иркутской области», поскольку во всех подписных листах у избирателей, поставивших свою подпись в поддержку Стрижкина М.В., а также у лица, занимавшегося сбором подписей и подписавшего подписные листы Ковалёва А.С., в адресе места жительства отсутствует указание на субъект Российской Федерации - Иркутскую область.
Банит А.В. и его представитель Ушаков А.В. полагают, что при наличии таких нарушений Нижнеудинская территориальная избирательная комиссия не имела оснований для принятия решения о регистрации Стрижкина М.В. кандидатом в депутаты Думы муниципального района муниципального образования «.....» и просит суд отменить решение №XX от ***** года Нижнеудинской территориальной избирательной комиссии о регистрации Стрижкина М.В. кандидатом в депутаты Думы муниципального района муниципального образования «.....» по избирательному округу №XX.
Выслушав представителя заявителя Банита А.В. Ушакова А.В., настаивавшего на заявленных требованиях, заинтересованное лицо Стрижкина М.В., не возражавшего против удовлетворения заявления, председателя Нижнеудинской территориальной избирательной комиссии Карнаухова В.Н. и представителя Нижнеудинской территориальной избирательной комиссии Андреева А.И., считавших заявление Банита А.В. обоснованным и подлежащим удовлетворению, свидетелей AAA и SSS - членов Нижнеудинской территориальной избирательной комиссии, показавших, что члены Нижнеудинской территориальной избирательной комиссии по причине отсутствия опыта работы в избирательной комиссии решили зарегистрировать Стрижкина М.В. в качестве кандидата в депутаты Думы Нижнеудинского района муниципального образования «.....», не заметив существенных недостатков в представленных им подписных листах, заслушав заключение старшего помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Рыбалко М.В., полагавшей необходимым удовлетворить заявление Банита А.В. об отмене решения о регистрации Стрижкина М.В. кандидатом в депутаты Думы муниципального района муниципального образования «.....» по избирательному округу №XX, суд считает необходимым удовлетворить заявленное Банитом А.В. требование по следующим основаниям.
Банит А.В. представил в суд решение №XX от ***** года о регистрации его кандидатом в депутаты Думы муниципального района муниципального образования «.....» по избирательному округу №XX.
Доводы Банита А.В. о регистрации Стрижкина М.В. кандидатом в депутаты Думы муниципального района муниципального образования «.....» подтверждаются решением №XX от ***** года Нижнеудинской территориальной избирательной комиссии «О регистрации Стрижкина М.В. кандидатом в депутаты Думы муниципального района муниципального образования «.....» по избирательному округу №XX, из п.1 которого следует, что основанием для регистрации являются подписные листы избирателей; итоговым протоколом от ***** года о признании недостоверными и недействительными трёх подписей избирателей из 32 в представленных Стрижкиным М.В. подписных листах и о наличии в подписных листах 29 достоверных подписей.
Доводы заявителя и его представителя о неполном указании адреса места жительства избирателей и Ковалёва А.С. как лица, осуществлявшего сбор подписей, а именно об отсутствии в подписных листах указания на субъект Российской Федерации - Иркутскую область, подтверждается исследованными в судебном заседании подписными листами от ***** года в количестве девяти штук. При исследовании данных подписных листов установлено, что вышеуказанные нарушения содержатся во всех девяти подписных листах.
Согласно ст.19 ГК РФ гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.
Местом жительства гражданина в соответствии со ст.20 ГК РФ признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Пункт XX стXX ФЗ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее ФЗ №67-ФЗ) определяет адрес места жительства гражданина как наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а пункт 44 ст.2 данного ФЗ №67-ФЗ признаёт недействительной подпись, собранную с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и оформления подписного листа.
В соответствии с ч.2 ст.1 ФЗ №67-ФЗ настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Порядок сбора подписей избирателей, участников референдума и оформления подписного листа установлен Федеральным Конституционным Законом РФ «О референдуме Российской Федерации», согласно ч.5 ст.17 которого подписи в поддержку инициативы проведения референдума собираются посредством их внесения в подписные листы. В подписном листе ставится подпись участника референдума и дата ее внесения, а также указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Подпись и дату ее внесения участник референдума ставит собственноручно. Сведения об участнике референдума, ставящем в подписном листе свою подпись, могут вноситься в подписной лист по просьбе участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей. Указанные сведения вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается.
В соответствии с ч.7 ст.17 Федерального Конституционного Закона РФ «О референдуме Российской Федерации», каждый подписной лист должен быть заверен подписями члена инициативной группы по проведению референдума, осуществлявшего сбор подписей участников референдума, и одного из уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума. При заверении подписного листа член инициативной группы по проведению референдума, осуществлявший сбор подписей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. При заверении подписного листа уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.
В соответствии с подп.1 п.1 ст.58 Закона Иркутской области №72-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области» (далее Закон Иркутской области №72-ОЗ) для регистрации кандидат или уполномоченный представляет в комиссию подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата, в которых указываются фамилия, имя и отчество, адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа - в отношении каждого из указанных лиц, которые расписываются в данном списке.
Согласно п.10 ст.56 Закона Иркутской области №72-ОЗ подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию и номер (номер), дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, ставит свою подпись и дату ее внесения, и кандидатом, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.
В соответствии с требованиями п.1 ст.59 Закона Иркутской области №72-ОЗ комиссия, определяющая результаты в округе, проверяет соблюдение предусмотренного данным Законом порядка выдвижения каждого кандидата. Если кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим кандидата, представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Избирательная комиссия вправе проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, избирательным объединением в соответствии с настоящим Законом.
Решением №XX от ***** года Нижнеудинская территориальная избирательная комиссия решила признать подлежащими проверке 100% подписей избирателей, представленных в поддержку каждого кандидата на должность мэра муниципального образования «.....», главы Катарминского муниципального образования, депутатов Думы муниципального района муниципального образования «.....».
Согласно подпункту 5 пункта 3 ст.60 Закона Иркутской области №72-ОЗ основанием отказа в регистрации является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных или недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
В соответствии с подпунктом 8, 11 п.10 ст.59 Закона Иркутской области №72-ОЗ недействительными считаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, кандидата, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом; все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном с несоблюдением требований, установленных приложениями 3, 4 к настоящему Закону, предусматривающими форму подписного листа.
Таким образом, при заполнении подписных листов нарушены требования ч.7 ст.17 Федерального Конституционного Закона РФ «О референдуме Российской Федерации», определяющего порядок сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, п.XX ст.XX ФЗ №XX; п.10 ст.56 Закона Иркутской области №72-ОЗ.
Согласно подп. «в.1», «д» п.24 вышеуказанного ФЗ №67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
При таких обстоятельствах решение №XX от ***** года о регистрации Стрижкина М.В. кандидатом в депутаты Думы муниципального района муниципального образования «.....», в основу которого были положены подписные листы, заполненные с нарушениями ч.7 ст.17 Федерального Конституционного Закона РФ «О референдуме Российской Федерации», определяющего порядок сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, п.XX ст.XX ФЗ №67; п.10 ст.56 Закона Иркутской области №72-ОЗ, было принято в нарушение с ч.ч.5 и 7 ст.17 Федерального Конституционного Закона РФ «О референдуме Российской Федерации»; п.5 ст.2, подпунктов «в.1» и «д» п.24 ст.38 ФЗ №67-ФЗ; п.1 ст.59; подпунктов 8, 11 п.10 ст.59, подп.5 п.3 ст.60 Закона Иркутской области №72-ОЗ, поэтому данное решение нельзя признать законным и обоснованным.
В соответствии с п.XX ст.76 ФЗ №67 решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Поэтому суд считает возможным удовлетворить заявление Банита А.В. об отмене вышеуказанного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Банита А.В. об отмене решения Нижнеудинской территориальной избирательной комиссии о регистрации Стрижкина М.В. кандидатом в депутаты Думы муниципального района муниципального образования «.....» по избирательному округу XX удовлетворить.
Отменить решение №XX от ***** года Нижнеудинской территориальной избирательной комиссии о регистрации Стрижкина М.В. кандидатом в депутаты Думы муниципального района муниципального образования «.....» по избирательному округу №XX как незаконное и необоснованное.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда путём подачи кассационной жалобы через Нижнеудинский городской суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий,
Федеральный судья Китюх В.В.