Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 апреля 2010 года г. Нижнеудинск
Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Китюх В.В. при секретаре Усовой О.В., с участием старшего помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Рыбалко М.В., истицы Хоровенько А.Г., представителя ответчика - Управления Пенсионного Фонда РФ (государственного учреждения) в <адрес> Сурковой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-195-10 по иску Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах Хоровенько А.Г. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственному учреждению) в Нижнеудинском районе Иркутской области о признании незаконным отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал,
У С Т А Н О В И Л:
Нижнеудинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Хоровенько А.Г. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственному учреждению) в Нижнеудинском районе Иркутской области (далее УПФР) о признании незаконным отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
В судебном заседании старший помощник прокурора Рыбалко М.В. и истица Хоровенько А.Г. иск поддержали и пояснили, что в Нижнеудинскую межрайонную прокуратуру обратилась Хоровенько А.Г. с жалобой на решение № от ***** руководителя УПФР об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. В соответствии с п.п.2-5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.06г., сертификат является именным документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребёнка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации. Одной из категорий граждан, имеющих право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, являются женщины, родившего второго ребёнка, начиная с *****. При возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки у указанных лиц не учитываются дети, в отношении которых эти лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновлённые дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц. Лица, имеющие право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства за получением сертификата в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи заявления о выдаче сертификата по форме согласно приложению со всеми необходимыми документами. Одними из таких документов являются документы, подтверждающие рождение детей. В соответствии с п.п.1 и 4 ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту материнства, отцовства и детства на основании обращения гражданина в прокуратуру, без обоснования невозможности защиты гражданином своих интересов самостоятельно. Основанием предъявления данного иска послужило обращение в Нижнеудинскую межрайонную прокуратуру Хоровенько А.Г. Руководствуясь ст.ст.28, 45, 88, ГПК РФ, п.4 ст.27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», старший помощник Нижнеудинского межрайонного прокурора Рыбалко М.В., а также истица Хоровенько А.Г. просят суд признать решение № от ***** УПФР об отказе в выдаче Хоровенько А.Г. государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным; обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеудинском районе Иркутской области выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал Хоровенько А.Г., родившей второго ребёнка после *****
Представители УПФР Суркова С.В. и Шевцова Н.А. исковые требования Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах Хоровенько А.Г. о признании незаконным отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал не признали и пояснили, что Хоровенько А.Г. обратилась в УПФР в <адрес> с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. К заявлению ею, помимо прочих документов, было приложено свидетельство о рождении Хоровенько Е.А., ***** г.р., и справка о рождении формы №, согласно которой у Хоровенько А.Г., урождённой Кобленевой, ***** родился мёртвый ребенок. УПФР отказало Хоровенько А.Г. в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, так как справка о рождении формы № не может быть принята в качестве документа, подтверждающего факт рождения ребёнка (детей) при установлении права на материнский (семейный) капитал. В соответствии с ч.ч.1 и 2 ст.1 Федерального Закона №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от ***** законодательство Российской Федерации, предусматривая дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счёт средств, соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. В ст.3 Закона №256-ФЗ указано, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребёнка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, имеющих гражданство РФ, родивших (усыновивших) второго ребёнка, начиная с ***** В преамбуле данного закона говорится, что настоящий Федеральный Закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. Из смысла вышеуказанного следует, что Закон предусматривает материальную поддержку семьям, имеющим не одного, а нескольких детей. В данном случае законодатель предполагает наличие детей, а не факт их рождения. Согласно ст.4 Закона №256-ФЗ в целях обеспечения учёта лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки. Подп.8 п.4 Правил ведения регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, утверждённых Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.12.06г. №892, определено, что кроме прочих сведений, регистр должен содержать следующую информацию о детях: фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельства о рождении, очерёдность рождения (усыновления), гражданство. Отсутствие данной информации лишает лицо права быть внесённым в указанный регистр. Порядок реализации названного Закона также подтверждает факт государственной поддержки семей, имеющих детей, при этом «иметь» предполагает наличие живых детей. Так при подаче заявления на выдачу сертификата лицо должно предоставить, согласно п.5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.06г. №873 документ, подтверждающий рождение (усыновление) детей. Пунктом 14 Заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, являющегося приложением к указанным Правилам, также предусмотрено заполнение реквизитов свидетельства о рождении детей. Согласно ч.2 ст.17 ГК РФ правоспособность гражданина возникает в момент рождения и прекращается смертью. При таких обстоятельствах право на дополнительные меры государственной поддержки возможно при возникновении правосубъектности у родившегося ребёнка. В случае рождения мёртвого ребёнка правовые основания для его учёта при определении права на дополнительные меры государственной поддержки отсутствуют, поэтому Хоровенько А.Г. было обоснованно отказано в выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал.
Выслушав старшего помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Рыбалко М.В., истицу Хоровенько А.Г., поддержавших исковые требования, представителей ответчика Суркову С.В., Шевцову Н.А., просивших суд отказать в удовлетворении исковых требований, суд считает, что иск Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах Хоровенько А.Г. о признании незаконным отказа УПФР в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п.1 и 4 ст.47 ГК РФ такие акты гражданского состояния, как рождение и смерть гражданина подлежат государственной регистрации.
Согласно п.п.2-5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.06г., сертификат является именным документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Согласно п.1 ч.1 ст.3 данного Закона право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребёнка (детей), у имеющих гражданство Российской Федерации женщин, родивших (усыновивших) второго ребёнка, начиная с *****.
В соответствии с п.7 ст.3 Закона право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребёнка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трёх лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 статьи 7 данного Федерального закона.
Истица представила суду справку № о рождении ***** мёртвого ребёнка Кобленева, матерью которого являлась Кобленева А.Г.. Как следует из данной справки, ***** <адрес> составлена актовая запись № о рождении мёртвого ребёнка.
Согласно выданного ***** <адрес> свидетельства серии № № о заключении брака, ***** Кобленева А.Г. заключила брак с Хоровенько А.Ю., после чего ей присвоена фамилия мужа - Хоровенько А.Г..
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Хоровенько А.Г., урождённая Кобленева, ***** родила мёртвого ребёнка Кобленева.
***** Хоровенько А.Г. родила второго ребёнка - дочь Хоровенько Е.А., что подтверждается выданным ***** отделом <адрес> свидетельством серии № № о рождении Хоровенько Е.А., родителями которой являются Хоровенько А.Ю. и Хоровенько А.Г..
Таким образом, Хоровенько А.Г., являющаяся гражданкой Российской Федерации и родившая второго ребёнка после *****, в соответствии с п.1 ч.1 ст.3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006г. №256-ФЗ приобрела право на дополнительные меры государственной поддержки.
Как видно из исследованного в судебном заседании дела № лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки, ***** Хоровенько А.Г. обратилась в УПФР с заявлением о выдаче ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Решением № от ***** УПФР Хоровенько А.Г. отказано в удовлетворении заявления по причине представления Хоровенько А.Г. в УПФР не свидетельства о рождении первого ребёнка, а справки формы №, которая, как следует из обжалуемого решения, не может быть принята в качестве документа, подтверждающего факт рождения ребёнка при установлении права на материнский (семейный) капитал.
Как следует из пояснений представителей ответчика, к заявлению о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал истицей, помимо прочих документов, была приложена справка о рождении формы №, согласно которой у Хоровенько А.Г. ***** родился мёртвый ребенок. Справка о рождении формы N 26 не поименована в перечне документов, установленном Правилами подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года N873, поэтому Хоровенько А.Г. было правильно отказано в выдаче сертификата на том основании, что ею не представлены необходимые документы, в частности, свидетельство о рождении первого ребёнка.
В соответствии с ч.2 ст.6 и ч.2 ст.20 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от ***** государственная регистрация актов гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния. При этом в случае, если ребёнок родился мёртвым, производится государственная регистрация рождения (мёртворождённого) ребенка. По просьбе родителей выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения (мёртвого) ребёнка, справка о рождении ребёнка формы №, утверждённой Постановлением Правительства РФ «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния». Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона «Об актах гражданского стояния» от ***** одними из сведений, которые подлежат внесению в запись акта о рождении, являются сведения о документе, подтверждающем факт рождения ребёнка, то есть справка о рождении, выдаваемая медицинским учреждением.
Таким образом, документом, подтверждающим рождение ребёнка у Хоровенько А.Г., будет являться выданная органами записи актов гражданского состояния на основании справки о рождении, предоставленной медицинским учреждением, справка формы № о рождении мёртвого ребенка, которая в установленном законом порядке наделяет родителей ребёнка соответствующими правами и обязанностями. Однако в соответствии с п.п.8 п. 2 ст.6 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006г. №256-ФЗ и пунктом 14 Заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, являющегося приложением к Правилам, утверждённым постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. №873, в качестве документа для целей предоставления дополнительных мер государственной поддержки выступает свидетельство о рождении. В соответствии с положениями, закрепленными в ст.47 ГК РФ, а также статьях 3,6,8 и главе второй Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997г. №144-ФЗ свидетельство о рождении является документом, подтверждающим факт государственной регистрации рождения ребёнка. При вынесении решения об отказе в выдаче сертификата вышеуказанные нормы закона УПФР не были применены и в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал отказано, хотя из содержания данных законов следует, что юридически значимым фактом при решении вопроса о выдаче Хоровенько А.Г. государственного сертификата на материнский (семейный) капитал является факт рождения ею двоих детей, в то время как ответчик поставил возможность истицы на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в зависимость от периода жизни её первого ребёнка и наличия у неё свидетельства о рождении этого ребёнка. Следовательно, выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал при предъявлении справки формы № о рождении мёртвого ребёнка допускается.
Таким образом, Хоровенько А.Г., родив ***** второго ребёнка, в соответствии со ст.3 ФЗ от 29 декабря 2006 года N256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" приобрела право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. При этом отсутствие свидетельства о рождении первого рёбенка, и факт рождения его мёртвым не является обстоятельством, препятствующим истице в получении сертификата в соответствии с приведёнными выше нормами закона.
Статья 4 ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" указывает на то, что регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, содержит информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки, в виде сведений о детях, в числе которых указываются фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очерёдность рождения, гражданство.
Как следует из приведённых норм ФЗ №256-ФЗ, правовым и значимым основанием следует считать не наличие свидетельства о рождении первого ребёнка, а факт рождения детей, в том числе второго, что в данном случае представителями ответчика не оспаривается.
Что касается регистрации рождения первого ребёнка, то такая регистрация рождения мёртвого ребёнка может быть не произведена и в этом случае на основании составленных записей о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребёнка.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходит из фактического рождения у истицы первого и второго ребёнка, и считает отсутствие свидетельства о рождении первого ребёнка обстоятельством, не являющимся основанием к отказу в удовлетворении заявленных исковых требований и лишающим Хоровенько А.Г. права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
В силу п. 5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от ***** за N873 заявление о выдаче государственного сертификата подаётся с предъявлением документов, подтверждающих рождение (усыновление) детей.
Поэтому доводы ответчика об отсутствии свидетельства о рождении первого ребёнка при наличии других доказательств его рождения, не опровергают выводы суда о наличии у Хоровенько А.Г. права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Кроме того, данное обстоятельство как основание отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата в п.6 ст.5 ФЗ N256-ФЗ не указано, в связи с чем решение № от ***** Управления Пенсионного фонда об отказе Хоровенько А.Г. в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал является незаконным и необоснованным.
При таких обстоятельствах исковые требования Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах Хоровенько А.Г. о признании незаконным решения № от ***** УПФР об отказе в выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал, о возложении на ответчика обязанности выдать истице государственный сертификат на материнский (семейный) капитал как женщине, являющейся гражданкой Российской Федерации и родившей после ***** второго ребёнка, подлежат удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах Хоровенько А.Г. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Нижнеудинском районе Иркутской области о признании незаконным отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал удовлетворить.
Признать незаконным решение № от ***** Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Нижнеудинском районе Иркутской области об отказе в выдаче Хоровенько А.Г. государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Нижнеудинском районе Иркутской области выдать Хоровенько А.Г. сертификат на материнский (семейный) капитал как женщине, являющейся гражданкой Российской Федерации и родившей после ***** второго ребёнка.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда в течение десяти дней со дня его объявления путём подачи кассационной жалобы через Нижнеудинский городской суд.
Председательствующий,
Федеральный судья Китюх В.В.