Дело № 2-33/2011



Дело № 2-033/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

___________________________________________________________________

г. Нижнеудинск 13 января 2011 г.

Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего - судьи Морозюка В.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Любибоговой Н.В.,

с участием старшего помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Рыбалко М.В.,

истца (лица, в интересах которого предъявлен иск) Фроловой М.А.,

представителя ответчика - администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» по доверенности Пономаревой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах Фроловой М.А. к администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л :

Нижнеудинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Фроловой М.А с иском к администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В обоснование иска указал, что Фролова М.А. относится к категории детей-сирот, поскольку её родители решениями суда были лишены родительских прав. После лишения родителей родительских прав Фролова обучалась в профессиональном училище №, при этом какого-либо жилья за ней закреплено не было. Распоряжением мэра <адрес> № от *** Ф., как ребенок, оставшийся без попечения родителей, была поставлена на учет для получения жилой площади. До 2005 г. Ф. обучалась в профессиональном лицее № в <адрес>, после окончания которого стала жить на съемных квартирах в <адрес>. Обратившись *** за получением жилья в администрацию муниципального образования «Нижнеудинский район», Ф. получила устный отказ по причине отсутствия финансирования на приобретение жилья для детей-сирот, поэтому обратилась за помощью в прокуратуру. Прокурор просил обязать администрацию муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район», на которую законом <адрес> возложены государственные полномочия <адрес> по обеспечению жильем данной категории лиц, предоставить Фроловой М.А. жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям <адрес>, площадью не менее 33 кв.м.

В судебном заседании помощник прокурора Рыбалко М.В. поддержала исковые требования прокурора, дав пояснения, аналогичные изложенным в иске. Рыбалко М.В., уточнив исковые требования, суду пояснила, что прокурор в интересах Фроловой М.А. настаивает на предоставлении Ф. жилья по договору социального найма в размерах, предусмотренных законом, т.е. в пределах 33 кв.м., но не менее 28 кв.м. Иск просила удовлетворить.

Истец Ф. в судебном заседании исковые требования прокурора, заявленные в её интересах, полностью поддержала. Суду пояснила, что, являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, ни собственного жилья, ни жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, она не имеет. В 2005 г. окончила Нижнеудинское профессиональное училище №, после чего осталась жить в <адрес>. Проживает временно на съемной квартире, зарегистрирована проживающей по месту жительства бывшего опекуна. Фактически никакой поддержки от государства не получает. Администрация муниципального образования «Нижнеудинский район», как и ранее администрация Нижнеудинского муниципального образования фактически отказала ей в предоставлении жилья.

Представитель ответчика - администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» по доверенности Пономарева Т.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что действительно распоряжением главы Нижнеудинского муниципального образования № от *** истец Ф., как ребенок, оставшийся без попечения родителей, в соответствии со ст.37 Жилищного кодекса РФ поставлена на учет на внеочередное получение жилья. Соответствующий статус Фроловой М.А., как и наличие у неё права на внеочередное получение жилья по договору социального найма ответчик не оспаривает, но в настоящее время администрация полагает, что среди «внеочередников» тоже должна быть очередь, поскольку для приобретения жилья на всех состоящих на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средств, выделяемых администрации <адрес> в рамках передачи соответствующих государственных полномочий, недостаточно. Созданная при администрации «Комиссия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями на территории <адрес>» своим решением от *** предусмотрела приобретение жилья для 64 лиц данной категории после поступления средств из бюджета <адрес>. С учетом времени постановки Фроловой М.А. на учет и средств, запланированных в бюджете <адрес> и, соответственно, в бюджете <адрес>, на эти цели в размере <данные изъяты> руб. средств для приобретения жилья именно для Фроловой М.А. может не хватить, поэтому ответчик не согласен с иском прокурора. Предоставление жилья Фроловой М.А. ранее других лиц этой же категории, у которых право на жилье возникло раньше, ответчик считает несправедливым. В иске просила отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив представленные доказательства с позиций их относимости, допустимости и достаточности, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна представить доказательства в обоснование своих доводов и возражений.

Ст. 49 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что по договору социального найма предоставляются жилые помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда, при этом жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Иным определенным законом категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В силу ч.4 данной статьи ЖК РФ, жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться детям, оставшимся без попечения родителей, или лицам, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение жилыми помещениями. Эта же ч.4 ст.49 ЖК РФ предусматривает, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

По общему правилу, установленному ч.1 ст.57 ЖК РФ, жилье предоставляется гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Исключение из общего правила закреплено ч. 2 названной статьи, в соответствии с которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в т.ч. детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях;

Согласно копий решений Нижнеудинского городского суда от *** и от *** судом были удовлетворены иски отдела образования, Ф. и Ф., являющиеся родителями Фроловой М.А., *** г.рождения, были лишены родительских прав в отношении дочери Фроловой М.А.

В справке Управления социального развития, опеки и попечительства <адрес> № от *** указано на отсутствие у Фроловой М.А. закрепленного за ней жилья.

Из справки администрации Нижнеудинского муниципального образования № от *** следует, что распоряжением мэра <адрес> № от *** Ф., *** г.рождения, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в список детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях.

Свидетельством АА № подтверждается факт окончания Фроловой М.А. областного государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №» по профессии «повар, кондитер», обучавшейся в нем с *** по ***

Согласно предъявленного истцом паспорта <данные изъяты> его предъявителем является Ф., *** г.рождения, уроженка <адрес>, зарегистрированная проживающей в <адрес>. Фотография в паспорте соответствует внешности участвующего в судебном заседании истца.

Представитель ответчика Пономарева Т.А. суду пояснила, что ответчик не оспаривает статуса Фроловой М.А., как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Законом Иркутской области № 50-оз от *** «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в <адрес>» регламентирован порядок учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам указанной выше категории, в том числе процедуру обращения детей-сирот в уполномоченный орган с заявлением, представления необходимых документов, рассмотрения уполномоченным органом заявления и принятия решения о предоставлении жилого помещения. Согласно ст.4 указанного Закона, жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам общей площадью 33 квадратных метра; с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов размер общей площади, указанный в абзаце первом настоящей части, увеличивается или уменьшается не более чем на 5 квадратных метров. Жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно соответствовать санитарным и техническим правилам и нормам, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта. Статья 5 этого же Закона предусматривает, что финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, производится за счет средств областного бюджета, предусмотренных законом области об областном бюджете, в порядке, установленном бюджетным законодательство.

Согласно расписки от ***, в указанный день заместитель мэра <адрес> К. «принял от Фроловой М.А. пакет документов на приобретение жилья».

Представитель ответчика Пономарева Т.А. суду пояснила, что действительно *** Ф. необходимые документы для предоставления жилья, как лицу, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в администрацию муниципального образования представила.

Сторонами не оспаривается факт отсутствия у истца Фроловой М.А. закрепленного за нею жилого помещения.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-фз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Указанные дополнительные гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Дети, находящиеся под опекой (попечительством), включая детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в силу п. 1 ст. 148, п. 1 ст. 155.3 Семейного кодекса РФ при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Жилищный кодекс РФ, закрепив за гражданами, перечисленными в п. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 57, право на получение жилья вне очереди, не указал сроки предоставления такого жилья. Отсутствие в ЖК РФ данного указания, по мнению суда, говорит о том, что жилье должно предоставляться гражданам после их обращения с целью реализации принадлежащего им субъективного права на получение жилья вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Так как не терпит отлагательства обеспечение жильем тех категорий граждан, которым государство обязалось предоставить жилье вне очереди, не упоминая о сроках исполнения принятой на себя обязанности.

В отношении детей-сирот п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" срок предоставления жилья по договору социального найма определен следующими юридическими фактами: окончание пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах РФ или возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Часть 2 ст. 57 ЖК РФ, как и другие нормы ЖК РФ, не ставит реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и тем более от включения в список внеочередников. В названной норме отсутствует указание на иной порядок предоставления жилья, т.е. на очередность лиц равной категории.

Постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливает в силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ очередность предоставления жилого помещения.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 ЖК РФ определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов государственной власти РФ. Названный порядок закреплен в ст. 57 ЖК РФ, которая наряду с общим правилом о предоставлении жилья в порядке очередности (ч. 1) содержит специальное правило о предоставлении отдельным категориям граждан жилья вне очереди (ч. 2).

Внеочередное предоставление жилья подразумевает, что оно должно предоставляться без очереди. Поэтому право граждан на получение жилого помещения вне очереди должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам жилой площади во внеочередном порядке также не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что внеочередное предоставление жилья не предполагает включение лица в какую-либо очередь; жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим в соответствии с ЖК РФ право на его внеочередное получение, должно быть предоставлено сразу после обращения данных граждан с целью реализации указанного субъективного права, а не в порядке очереди по списку внеочередников.

Законом Иркутской области №<данные изъяты> муниципальное образование «Нижнеудинский район» наделено на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, проживающих на территории области либо помещенных в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор в организации, расположенные на территории области, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма. Статьей 6 этого Закона предусмотрено, что финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета; указанные субвенции расходуются в порядке, установленном <адрес>. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе области об областном бюджете на очередной финансовый год и передаются органам местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством.

Представитель ответчика Пономарева Т.А. в судебном заседании признала, что законом <адрес> «О бюджете на 2011 год» предусмотрена субвенция муниципальному образованию «Нижнеудинский район» для исполнения государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот в размере 4 776 тыс. руб. Указанная сумма, согласованная с <адрес>, была также предусмотрена и в решении думы <адрес> «О бюджете на 2011 год».

Согласно решения Думы муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» № от *** в 2011 году запланировано получение из областного бюджета субвенции для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в размере <данные изъяты> руб.

Таким образом, на администрацию муниципального образования «Нижнеудинский район» в установленном законом порядке возложены государственные полномочия <адрес> по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, как не принято и какого-либо закона о порядке предоставления детям, оставшимся без попечения родителей, жилья из жилищного фонда <адрес>, при этом предусмотрено соответствующее финансирование расходов на обеспечение этих государственных полномочий. Следовательно, суд вправе возложить именно на администрацию муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» обязанность, предусмотренную Жилищным кодексом РФ, поэтому полагает обоснованными исковые требования о возложении именно на ответчика обязанности предоставить Фроловой М.А. по договору социального найма жилое помещение.

При рассмотрении настоящего дела суд также учитывает, что согласно представленного ответчиком протокола № заседания комиссии по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями на территории <адрес> от *** комиссией принято решение о приобретении жилого помещения после поступления финансовых средств из областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в т.ч. Фроловой М.А..

Статьей 50 ЖК РФ предусмотрено, что размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Применительно к предмету спора норма предоставления жилья детям, оставшимся без попечения родителей, установлена ст.4 закона <адрес> №-оз от *** с учетом конструктивных и иных особенностей жилого помещения не менее 28 кв.метров.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что при определении размера площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено истцу Фроловой М.А. по договору социального найма, должна быть принята во внимание указанная выше норма.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах Фроловой М.А. к администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» в порядке исполнения Закона Иркутской области №-оз от *** «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в <адрес>» предоставить Фроловой М.А. жилое помещение по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям <адрес>, находящееся в черте <адрес>, площадью не менее 28 кв.м.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда путем подачи жалобы через Нижнеудинский городской суд.

Председательствующий В.В.Морозюк