Дело № 2-338/2011



                                                                                                       Дело № 2-338/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

___________________________________________________________________

г. Нижнеудинск                                                                                        18 мая 2011 г.

Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего -     судьи Морозюка В.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Любибоговой Н.В.,

с участием истца Федоровой Н.С.,

представителя ответчика - администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» по доверенности Пономаревой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федоровой Н.С. к администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

                                                    У С Т А Н О В И Л :

          Федорова Н.С. обратилась в суд с иском к администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В обоснование иска указала, что относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её родители решением суда были лишены родительских прав.     Какого-либо жилья, которое бы могло быть закреплено за истицей, не осталось. До ***** она обучалась в Центре образования Нижнеудинского района, после окончания которого стала жить на съемных квартирах в г.Нижнеудинске. Обратившись ***** за получением жилья в администрацию муниципального образования «Нижнеудинский район», Федорова Н.С. получила устный отказ по причине отсутствия финансирования на приобретение жилья для детей-сирот, поэтому обратилась в суд. Истец просит обязать администрацию муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район», на которую законом Иркутской области возложены государственные полномочия Иркутской области по обеспечению жильем данной категории лиц, предоставить ей жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям г.Нижнеудинска, площадью не менее 28 кв.м.

         В судебном заседании истец Федорова Н.С. исковые требования полностью поддержала. Суду пояснила, что, являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, ни собственного жилья, ни жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, она не имеет. В 2010 г. окончила Центр образования администрации Нижнеудинского района, после чего осталась жить в г.Нижнеудинске. Проживает временно на съемной квартире, зарегистрирована     проживающей по месту жительства бывшего опекуна. Фактически никакой поддержки от государства не получает. Администрация муниципального образования «Нижнеудинский район» фактически отказала ей в предоставлении жилья, при этом если раньше ей говорили, что стоит в очереди на жилье под номером 9, то в настоящее время её номер в очереди якобы 88.

        Представитель ответчика - администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» по доверенности Пономарева Т.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что действительно     истец Федорова Н.С., как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со ст.37 Жилищного кодекса РФ поставлена на учет на внеочередное получение жилья. Соответствующий статус Федоровой Н.С., как и наличие у неё права на внеочередное получение жилья по договору социального найма ответчик не оспаривает, но в настоящее время администрация полагает, что среди «внеочередников» тоже должна быть очередь, поскольку для приобретения жилья на всех состоящих на учете     детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средств, выделяемых администрации Нижнеудинского района в рамках передачи соответствующих государственных полномочий, недостаточно. Утвержденным приказом №317-мпр от 17.11.2010 г. «Положением о порядке организации работы по предоставлению детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей жилых помещений по договорам социального найма» предусмотрено, что орган местного самоуправления формирует список детей-сирот, обратившихся с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, по дате поступления заявления и документов. Созданная при администрации «Комиссия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями на территории Нижнеудинского района» своим решением от *****, т.е. уже после обращения Федоровой Н.С. в администрацию, предусмотрела приобретение жилья для 7 лиц данной категории     на сумму 4 752 руб. с учетом поступления именно в этом размере средств из бюджета Иркутской области. С учетом времени поступления заявления от Федоровой Н.С. и средств, запланированных в бюджете Иркутской области и, соответственно, в бюджете Нижнеудинского района, на эти цели в размере 4 752 000 руб. средств для приобретения жилья именно для Федоровой Н.С. не хватает, поэтому ответчик не согласен с иском. Предоставление жилья Федоровой Н.С. ранее других лиц этой же категории, у которых право на жилье возникло раньше, ответчик считает несправедливым. В иске просила отказать.

       Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив представленные доказательства с позиций их относимости, допустимости и достаточности, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

           В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна представить доказательства в обоснование своих доводов и возражений.

Ст. 49 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что по договору социального найма предоставляются жилые помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда, при этом жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Иным определенным     законом категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В силу ч.4 данной статьи ЖК РФ, жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться детям, оставшимся без попечения родителей, или лицам, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение жилыми помещениями. Эта же ч.4 ст.49 ЖК РФ предусматривает, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

По общему правилу, установленному ч.1 ст.57 ЖК РФ, жилье предоставляется гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Исключение из общего правила закреплено ч. 2 названной статьи, в соответствии с которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в т.ч. детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях;

       Согласно предъявленного истцом паспорта , его предъявителем является Федорова Н.С., ***** г.рождения, уроженка <адрес>, зарегистрированная проживающей в <адрес>. Фотография в паспорте соответствует внешности участвующего в судебном заседании истца.

Из свидетельства о рождении следует, что ***** в <адрес> родилась Федорова Н.С., родителями которой являются Ермакова С.В. и Федоров С.И..

        Решением Нижнеудинского городского суда от ***** были лишены родительских прав Федоров С.И. и Ермакова С.В. в отношении дочери Федоровой Н.С.. ***** г.рождения.

        Справкой от *****, выданной Центром образования администрации Нижнеудинского района, подтверждается факт окончания в 2010 г. Федоровой Н.С. указанного образовательного учреждения.

        Представитель ответчика Пономарева Т.А. суду пояснила, что ответчик не оспаривает статуса Федоровой Н.С., как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

        Согласно справки от ***** и копии постановления главы Иргейского муниципального образования Нижнеудинского района от ***** Федорова Н.С. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.

Законом Иркутской области № 50-оз от 22.06.2010 г. «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» регламентирован порядок учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам указанной выше категории, в том числе процедуру обращения детей-сирот в уполномоченный орган с заявлением, представления необходимых документов, рассмотрения уполномоченным органом заявления и принятия решения о предоставлении жилого помещения. Согласно ст.4 указанного Закона, жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам общей площадью 33 квадратных метра; с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов размер общей площади, указанный в абзаце первом настоящей части, увеличивается или уменьшается не более чем на 5 квадратных метров. Жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно соответствовать санитарным и техническим правилам и нормам, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта. Статья 5 этого же Закона предусматривает, что финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, производится за счет средств областного бюджета, предусмотренных законом области об областном бюджете, в порядке, установленном бюджетным законодательство.

Копией заявления от ***** подтверждается факт обращения Федоровой Н.С. в администрацию муниципального образования «Нижнеудинский район» с заявлением о предоставлении жилья в г.Нижнеудинске, поскольку она является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, своего жилья не имеет и закончила в 2010 г. обучение.

        Согласно уведомления председатель комиссии по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Нижнеудинского района ФИО6 принял от Федоровой Н.С. заявление на предоставление жилья. В уведомлении указано, что жилое помещение по договору социального найма будет приобретено после поступления финансовых средств из областного бюджета.

         Представитель ответчика Пономарева Т.А. суду пояснила, что действительно ***** Федорова Н.С. необходимые документы для предоставления жилья, как лицу из числа детей-сирот в администрацию муниципального образования представила.

        В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-фз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Указанные дополнительные гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

       Из уведомлений и «по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам» от ***** следует, что из бюджета Иркутской области в бюджет муниципального образования Нижнеудинский район предусмотрено предоставление трансферта в сумме 4 776 000 руб. в качестве субвенции на осуществление органами местного самоуправления областных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

        Исследованным в судебном заседании протоколом заседания Комиссии по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями на территории Нижнеудинского района подтверждается, что ***** комиссией принято решение о приобретении жилых помещений на сумму 4 752 тыс. руб. для AAA, NNN, DDD, MMM, FFF, LLL и HHH Таким образом комиссией ***** решения о предоставлении жилья Федоровой Н.С. не принималось.

      Справкой от *****, выданной директором Нижнеудинского центра технической инвентаризации ОГУП «ОЦТИ -областное БТИ» подтверждается факт отсутствия у Федоровой Н.С. домовладений и приватизированной квартиры. Дом по пер.<адрес> числится за KKK

        Ответчиком не оспаривается факт отсутствия у истца Федоровой Н.С. закрепленного за нею жилого помещения.

        В силу п. 1 ст. 148, п. 1 ст. 155.3 Семейного кодекса РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), включая детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Жилищный кодекс РФ, закрепив за гражданами, перечисленными в п. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 57, право на получение жилья вне очереди, не указал сроки предоставления такого жилья. Отсутствие в ЖК РФ данного указания, по мнению суда, говорит о том, что жилье должно предоставляться гражданам после их обращения с целью реализации принадлежащего им субъективного права на получение жилья вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Так как не терпит отлагательства обеспечение жильем тех категорий граждан, которым государство обязалось предоставить жилье вне очереди, не упоминая о сроках исполнения принятой на себя обязанности.

В отношении детей-сирот п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" срок предоставления жилья по договору социального найма определен следующими юридическими фактами: окончание пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах РФ или возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Часть 2 ст. 57 ЖК РФ, как и другие нормы ЖК РФ, не ставит реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и тем более от включения в список внеочередников. В названной норме отсутствует указание на иной порядок предоставления жилья, т.е. на очередность лиц равной категории.

Постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливает в силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ очередность предоставления жилого помещения.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 ЖК РФ определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов государственной власти РФ. Названный порядок закреплен в ст. 57 ЖК РФ, которая наряду с общим правилом о предоставлении жилья в порядке очередности (ч. 1) содержит специальное правило о предоставлении отдельным категориям граждан жилья вне очереди (ч. 2).

Внеочередное предоставление жилья подразумевает, что оно должно предоставляться без очереди. Поэтому право граждан на получение жилого помещения вне очереди должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам жилой площади во внеочередном порядке также не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что внеочередное предоставление жилья не предполагает включение лица в какую-либо очередь; жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим в соответствии с ЖК РФ право на его внеочередное получение, должно быть предоставлено сразу после обращения данных граждан с целью реализации указанного субъективного права, а не в порядке очереди по списку внеочередников.

Законом Иркутской области №52-оз от 29.06.2010 г.     муниципальное образование «Нижнеудинский район» наделено на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, проживающих на территории области либо помещенных в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор в организации, расположенные на территории области, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма. Статьей 6 этого Закона предусмотрено, что финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета; указанные субвенции расходуются в порядке, установленном Правительством Иркутской области. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе области об областном бюджете на очередной финансовый год и передаются органам местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством.

         Представитель ответчика Пономарева Т.А. в судебном заседании признала, что законом Иркутской области «О бюджете на 2011 год» предусмотрена субвенция муниципальному образованию «Нижнеудинский район» для исполнения государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот в размере 4 776 тыс. руб. Указанная сумма, согласованная с Правительством Иркутской области, была также предусмотрена и в решении думы Нижнеудинского района «О бюджете на 2011 год».

Согласно решения Думы муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» №46 от 12.11.2010 г.(в редакции от 31.03.2011 г.) в 2011 году запланировано получение из областного бюджета субвенции для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в размере 4 776 000 руб.

Таким образом, на администрацию муниципального образования «Нижнеудинский район» в установленном законом порядке возложены     государственные полномочия     Иркутской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, как не принято и какого-либо закона о порядке предоставления детям, оставшимся без попечения родителей, жилья из жилищного фонда Иркутской области, при этом предусмотрено соответствующее финансирование расходов на обеспечение этих государственных полномочий. Следовательно, суд вправе возложить именно на администрацию муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» обязанность, предусмотренную Жилищным кодексом РФ, поэтому полагает обоснованными исковые требования о возложении именно на ответчика обязанности предоставить Федоровой Н.С. по договору социального найма жилое помещение.

Суд находит необоснованной ссылку представителя ответчика Пономаревой Т.А. на необходимость соблюдения очередности среди детей-сирот при решении вопроса о предоставлении им жилья.

Приказом Министерства социального развития, опеки и попечительства иркутской области №317-мпр от 17.11.2010 г. (в ред. от 27.12.2010 г.) утверждено «Положение о порядке организации работы по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений по договорам социального найма», п.4 которого регламентирует порядок действий органа местного самоуправления, в т.ч. пп. «б» предусматривает принятие органом местного самоуправления по поступившему заявлению в срок, установленный законом области №50-оз решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, а пп. «д» - формирование списка детей-сирот, обратившихся с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма по дате поступления заявления и документов. Таким образом, «Положение…» предусматривает, что в соответствующий список, предусмотренный Приложением №1 к Положению, включаются лица, в отношении которых уже принято решение о предоставлении или об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

При рассмотрении настоящего дела суд учитывает, что согласно представленного ответчиком протокола заседания комиссии по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями на территории Нижнеудинского района от ***** комиссией принято решение о приобретении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, но в отношении конкретно Федоровой Н.С. какого-либо решения не принималось.

Статьей 50 ЖК РФ предусмотрено, что размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Применительно к предмету спора норма предоставления жилья детям, оставшимся без попечения родителей, установлена ст.4 закона Иркутской области №50-оз от 22.06.2010 г. с учетом конструктивных и иных особенностей жилого помещения не менее 28 кв.метров.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что при определении размера площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено истцу Федоровой Н.С. по договору социального найма, должна быть принята во внимание указанная выше норма.

      На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

      Исковые требования Федоровой Н.С. к администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, - удовлетворить.

      Обязать администрацию муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» в порядке исполнения Закона Иркутской области № 52-оз от 29 июня 2010 г. «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» предоставить Федоровой Н.С. жилое помещение по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям города Нижнеудинска, находящееся в черте города Нижнеудинска, площадью не менее 28 кв.м.

        Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда путем подачи жалобы через Нижнеудинский городской суд.

Председательствующий                                                                            В.В.Морозюк