Дело № 2-158-11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Нижнеудинск 21 марта 2011 г. Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего - судьи Морозюка В.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Любибоговой Н.В., с участием истца Хроменковой В.А., представителя ответчика по доверенности Пономаревой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хроменковой В.А. к администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» о признании незаконным отказа в назначении пенсии и возложении обязанности по назначению пенсии за выслугу лет, У С Т А Н О В И Л : Хроменкова В.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» (далее - «администрация Нижнеудинского района»), в котором просила признать отказ в назначении ей пенсии за выслугу лет незаконным и необоснованным, обязать администрацию Нижнеудинского района назначить ей пенсию за выслугу лет с ***** В судебном заседании Хроменкова В.А. свои требования полностью поддержала, в обоснование иска указала, что с ***** по ***** работала в администрации Нижнеудинского района и являлась муниципальным служащим. Уволилась с муниципальной службы ***** по собственному желанию. Поскольку стаж её муниципальной службы составил <данные изъяты>, она, после достижения пенсионного возраста и назначения ей пенсии по старости, ***** обратилась в администрацию Нижнеудинского района с заявлением о назначении ей дополнительной пенсии за выслугу лет, предусмотренной ст. 11 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области». Решением Комиссии по назначению пенсии за выслугу лет от ***** в назначении этой пенсии ей было отказано по мотиву отсутствия оснований для этого. С решением Комиссии она не согласна, просит признать его незаконным и обязать администрацию Нижнеудинского района назначить ей пенсию за выслугу лет с ***** Представитель ответчика - администрации Нижнеудинского района по доверенности Пономарева Т.А. исковые требования Хроменковой В.А. не признала, пояснив, что последняя действительно имеет стаж муниципальной службы продолжительностью <данные изъяты>, действительно ***** обратилась с заявлением о назначении ей пенсии за выслугу лет, но поскольку в момент увольнения в 2001 г. с муниципальной службы она пенсионного возраста еще не достигла и пенсия по старости ей была назначена позднее, в 2010 г., Комиссия по назначению пенсии за выслугу лет Нижнеудинского района решением от ***** отказала в назначении ей такой пенсии. К такому выводу Комиссия пришла, поскольку полагает, что право на пенсию за выслугу лет имеют не все лица, замещавшие до 2007 г., т.е. до принятия закона Иркутской области № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» в течение не менее 15 лет должности муниципальной службы, а только те, кто уволился с муниципальной службы в связи с выходом на пенсию и кому в момент увольнения с муниципальной службы уже была назначена трудовая пенсия по старости. Этим требованиям Хроменкова В.А., после увольнения с муниципальной службы еще в течение нескольких лет работавшая до достижения пенсионного возраста, не соответствует. Закон Иркутской области № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области», как основание для назначения пенсии, к Хроменковой В.А. применен быть не может, поскольку ст.17 пп. 4(4) содержит прямое указание на то, что пенсия в порядке, предусмотренном пп.2-7 ст.11 этого закона, назначается лицам, замещавшим должности муниципальной службы в период с 1998 г. по 2007 г. и имевшим право на ежемесячную доплату к государственной пенсии. При увольнении с муниципальной службы в 2001 г. Хроменкова В.А. право на доплату к пенсии не имела, поскольку соответствующего возраста не достигла и уволилась не в связи с уходом на пенсию. Выслушав объяснения сторон, проверив доводы каждой стороны в полном объеме, исследовав представленные сторонами письменные доказательства, оценив доказательства с позиций их относимости, допустимости и достаточности, суд находит исковые требования Хроменковой В.А. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Согласно ст. 7, 37 ч.3, 39 ч.1 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со ст. 39 ч.2 Конституции РФ устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для отдельных категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ст. 19 ч.1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены. В соответствии со ст. 42 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами. Статья 11 Федерального закона №25-ФЗ от 02.03.2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации», равно как и статья 52 Устава муниципального образования «Нижнеудинский район» предусматривают право муниципальных служащих на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством. В силу пункта 4 ст.7 Федерального закона от 15.12.2001г. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пункта 5 ст.1 Федерального закона от 17.12.2001г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 11 Закона Иркутской области от 15.10.2007 г. № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» (в редакции от 29.12.2010 г.) граждане, замещавшие должности муниципальной службы, имеют право на пенсию за выслугу лет, выплачиваемую за счет средств местного бюджета (далее - пенсия за выслугу лет), при наличии следующих условий: 1) стаж муниципальной службы не менее 15 лет; 2) увольнение с муниципальной службы в т.ч. по инициативе муниципального служащего (по собственному желанию); 3) замещение должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с муниципальной службы. Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, назначенным в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Пенсия за выслугу лет назначается к трудовой пенсии по старости пожизненно. Порядок назначения, перерасчета, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет устанавливается муниципальными правовыми актами. Статья 17 данного Закона предусматривает, что пенсия за выслугу лет в соответствии со ст.11 этого закона назначается гражданам, замещавшим должности муниципальной службы, уволенным с муниципальной службы после вступления в силу настоящего Закона (ч.3(1)); лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, уволившимся с муниципальной службы в период со дня вступления в силу Закона Иркутской области от 15.05.1998 г. №15-оз «О муниципальной службе в Иркутской области» и до дня вступления в силу настоящего Закона и имевшим право на ежемесячную доплату к государственной пенсии за счет средств местного бюджета в соответствии с Законом Иркутской области от 15.05.1998 г. №15-оз «О муниципальной службе в Иркутской области», но которым она не была установлена, пенсия за выслугу лет назначается в порядке, определенном частями 2-7 статьи 11 настоящего закона (ч. 4(4)). Аналогичные требования изложены и в Положении «О порядке назначения, перерасчета, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район», утвержденном решением Думы муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» № 57 от 28.08.2008 г. ( в редакции от 25.12.2009 г.). Указанное выше «Положение…» и является предусмотренным ст.11 закона Иркутской области №88-оз муниципальным правовым актом, устанавливающим порядок назначения, перерасчета, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет. Постановлением администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» №627 от 01.09.2008 г. (с изменениями от 02.02.2010 г.) утверждены состав и Положение о комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район», как консультативно-совещательном органе при администрации района, в т.ч. принимающем решение о назначении пенсии за выслугу лет, либо об отказе в назначении такой пенсии. Согласно представленного истцом паспорта №, выданного Нижнеудинским ОВД *****, Хроменкова В.А. родилась ***** Фотография в паспорте соответствует внешности участвующего в судебном заседании истца. Представленным истицей пенсионным удостоверением №, выданным Управлением пенсионного фонда РФ в Нижнеудинском районе, подтверждается факт назначения Хроменковой В.А., ***** г.рождения, с ***** бессрочно пенсии по старости в размере <данные изъяты>. Факт достижения истицей пенсионного возраста и назначения с ***** в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Хроменковой В.А. трудовой пенсии по старости представитель ответчика Пономарева Т.А. не оспаривает. При исследовании судом трудовой книжки Хроменковой В.А. и вкладыша в неё установлено, что в данных документах имеются записи, согласно которым Хроменкова В.А. с ***** по ***** работала <данные изъяты> в Нижнеудинском райсобесе, с ***** <данные изъяты> в Нижнеудинском райсобесе, с ***** Хроменкова В.А. уволена по собственному желанию. Во вкладыше в трудовую книжку также имеется запись о работе Хроменковой В.А. с ***** в должности <данные изъяты> Управления пенсионного фонда РФ в Нижнеудинском районе Иркутской области. В исследованном судом решении Комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» от 17.12.2010 г. указано на принятие решения отказать Хроменковой В.А. в назначении пенсии за выслугу лет «в связи с отсутствием обязательного условия, необходимого для назначения пенсии за выслугу лет муниципальному служащему - увольнение с муниципальной службы в связи с выходом на пенсию в соответствии с федеральным, областным законодательством». В настоящем судебном заседании представитель ответчика по доверенности Пономарева Т.А. суду пояснила, что ответчик не оспаривает факта наличия у Хроменковой В.А. стажа муниципальной службы в <данные изъяты>, т.е. более 15 лет; не оспаривает факта увольнения Хроменковой В.А. с ***** с муниципальной службы по собственному желанию; не оспаривает факта замещения Хроменковой В.А. должности муниципальной службы не менее 12 месяцев непосредственно перед увольнением с муниципальной службы, как не оспаривает и факт обращения Хроменковой В.А. с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет ***** Истица Хроменкова В.А. суду пояснила, что решение Комиссии от 17.12.2010 г. можно объяснить только неправильным толкованием правовых норм. Ни один действующий закон или подзаконный правовой акт, как и ни один из актов органов местного самоуправления Нижнеудинского района не предусматривают таких требований, как достижение пенсионного возраста при прохождении муниципальной службы, увольнение с муниципальной службы в связи с выходом на пенсию. Доводы представителя ответчика Пономаревой Т.А. о том, что пенсия за выслугу лет лицам, уволившимся с муниципальной службы до дня вступления в силу закона Иркутской области №88-оз от 15.10.2007 г. может быть назначена только в случае увольнения с муниципальной службы в связи с выходом на пенсию, суд находит несостоятельными. Судом установлено, что истец Хроменкова В.А. является лицом, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы на протяжении свыше <данные изъяты> лет, уволилась с муниципальной службы в ***** г, т.е. в период действия Закона Иркутской области №15-оз «О муниципальной службе в Иркутской области». Статья 24 Закона Иркутской области №15-оз предусматривала, что муниципальные служащие в связи с выходом на пенсию в соответствии с федеральным и областным законодательством имели право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, выплачиваемую за счет средств местного бюджета, при наличии стажа замещения муниципальных должностей 12,5 лет у мужчин и 10 лет у женщин. Конструкция правовых норм, изложенных в ст. 24 Закона Иркутской области №15-оз «О муниципальной службе в Иркутской области» не дает оснований полагать, что предусмотренная этой статьей ежемесячная доплата к пенсии могла выплачиваться только в случае увольнения в муниципальной службы в связи с выходом на пенсию. Закон не содержит положений о том, что право на ежемесячную доплату получали только те граждане, которые доработали на муниципальной службе до достижения пенсионного возраста и уволились с муниципальной службы в связи с уходом на пенсию. Формулировка абз.2 части 2 ст. 24 закона №15-оз свидетельствует о том, что при соблюдении всех иных условий право на ежемесячную доплату к государственной пенсии муниципальные служащие имели лишь после выхода на пенсию. Иное толкование статьи 24 Закона Иркутской области №15-оз, в т.ч. выдвижение требования к муниципальному служащему об «увольнении в связи с выходом на пенсию», недопустимо, поскольку ведет к нарушению гарантированного статьёй 19 Конституции РФ принципа равенства граждан перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В указанной выше статье 24 Закона Иркутской области №15-оз не содержалось формулировки «муниципальные служащие, уволенные с муниципальной службы в связи с выходом на пенсию». Кроме того, ни действовавший до 31.01.2002 г. КЗоТ РСФСР, ни действующий с 01.02.2002 г. Трудовой кодекс РФ не содержали и не содержат таких формулировок самостоятельных оснований для увольнения работника, как «выход на пенсию». Выход на пенсию является одним из возможных мотивов увольнения работника по собственному желанию. Таким образом истец Хроменкова В.А. уже по состоянию на ***** являлась женщиной, замещавшей муниципальные должности муниципальной службы на протяжении свыше 10 лет (<данные изъяты>), уволилась с муниципальной службы *****, т.е. в период действия ст.24 Закона Иркутской области №15-оз «О муниципальной службе в Иркутской области» и на основании указанного закона имела право на получение ежемесячной доплаты к государственной пенсии после достижения пенсионного возраста и назначения ей соответствующей пенсии. Доплата к пенсии ей не была установлена до момента вступления в силу закона Иркутской области №88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» только по той причине, что к моменту вступления в силу этого Закона Хроменкова В.А. еще на пенсию не вышла. В отношении Хроменковой В.А. подлежит применению часть 4(4) ст.17 Закона Иркутской области №88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области», как в отношении лица, замещавшего муниципальные должности муниципальной службы, уволившегося с муниципальной службы в период со дня вступления в силу Закона Иркутской области от 15.05.1998 г. №15-оз «О муниципальной службе в Иркутской области» и до дня вступления в силу настоящего Закона и имевшего право на ежемесячную доплату к государственной пенсии за счет средств местного бюджета в соответствии с Законом Иркутской области от 15.05.1998 г. №15-оз «О муниципальной службе в Иркутской области», но которому она не была установлена. Пенсия за выслугу лет Хроменковой В.А. должна быть назначена в порядке, определенном частями 2-7 статьи 11 Закона Иркутской области №88-оз. Принятое ***** Комиссией по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» решение об отказе в назначении Хроменковой В.А. пенсии за выслугу лет не соответствует требованиям действующего законодательства и правовых актов местного самоуправления муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район». Истец Хроменкова В.А., являясь в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 01.08.2010 г. получателем пенсии по старости, в соответствии со ст. 11 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» и Положения «О порядке назначения, перерасчета, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район», утвержденного решением Думы муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» № 57 от 28.08.2008 г. по состоянию на 26.11.2010 г. была вправе претендовать на назначение ей пенсии за выслугу лет, выплачиваемой за счет средств местного бюджета, как гражданке, замещавшей должности муниципальной службы, поскольку продолжительность её муниципальной службы составила более 15 лет, она уволилась с муниципальной службы по собственному желанию, при этом непосредственно перед увольнением с муниципальной службы замещала должность муниципальной службы более 12 полных месяцев. Закон Иркутской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» не содержит норм о том, с какого момента должна назначаться пенсия за выслугу лет, однако предусматривает, что порядок назначения и выплаты пенсии устанавливается муниципальными правовыми актами. Утвержденным решением Думы №57 от 28.08.2008 г. Положением «О порядке назначения, перерасчета, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» (ст. 6) предусмотрено, что пенсия за выслугу лет назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором было зарегистрировано заявление о назначении пенсии за выслугу лет. Поскольку Хроменкова В.А. обратилась в администрацию Нижнеудинского района 26.11.2010 г., что не отрицает и представитель ответчика Пономарева Т.А., с учетом указанной выше правовой нормы Хроменкова вправе претендовать на получение пенсии за выслугу лет с *****, поэтому исковые требования Хроменковой В.А. подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Согласно квитанции от ***** Хроменкова В.А. при обращении в суд уплатила госпошлину в размере 200 руб. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.98, 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковое заявление Хроменковой В.А. к администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» - удовлетворить. Признать решение Комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район», изложенное в протоколе №6 от 17 декабря 2010 г., не соответствующим ст.11 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» и Положению «О порядке назначения, перерасчета, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район», утвержденного решением Думы муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» № 57 от 28.08.2008 г. Обязать администрацию муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» в лице Комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» назначить Хроменковой В.А. начиная с ***** пенсию за выслугу лет, выплачиваемую за счет средств местного бюджета, как гражданке, замещавшей должности муниципальной службы. Взыскать с администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» в пользу Хроменковой В.А. понесенные ею судебные расходы в размере 200 (двести) руб. Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда путем подачи жалобы через Нижнеудинский городской суд. Председательствующий В.В.Морозюк