О П Р Е Д Е Л Е Н И Е о принятии отказа от иска и прекращении производства по делу г. Нижнеудинск 02 августа 2011 года Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Пакилевой Е.В., при секретаре Фаизовой А.Р., с участием: помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора М.В. Полетаевой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-509-2011 по исковому заявлению <данные изъяты> межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> муниципального образования о возложении обязанности по организации мест временного накопления отходов, У С Т А Н О В И Л: <данные изъяты> межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации <данные изъяты> муниципального образования о возложении обязанности организовать место временного накопления отходов в районе кладбища в <адрес> напротив жилой зоны <адрес> в соответствии с пунктами 7.9 - 7.11 СанПиН 2.1. 1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» и п. 3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». В обоснование заявленных исковых требований <данные изъяты> межрайонный прокурор указал, что <данные изъяты> межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения санитарного законодательства в области содержания и эксплуатации мест погребения на территории <данные изъяты>. В соответствии с п. 22 ч. 1ст. 14 Федерального закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в редакции Федеральных законов от 25.11.2008 № 222-ФЗ, от 03.12.2008 № 246-ФЗ, от 25.12.2008 № 274-ФЗ, от 25.12.2008 № 281-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Согласно ч.2 ст. 25 Федерального закона №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (в редакции Федеральных законов от 14.07.2008 № 118-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 03.12.2008 № 238-Ф3, от 30.12.2008 № 309-ФЗ) - далее по тексту Федеральный закон №8-ФЗ - организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. На территории <адрес> имеется место погребения (кладбище) напротив жилой зоны <адрес>. В соответствии с п. 7.9 СанПиНа 2.1.1279-03 на участках кладбищ, крематориев зданий и сооружений похоронного назначения предусматривается зона зеленых насаждений шириной не менее 20 метров, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним. Пунктом 7.10 указанных правил предусмотрено также, что площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование). Вывоз мусора должен осуществляться по мере накопления на городские и поселковые свалки по договору со специализированными организациями, что напрямую предусмотрено п. 7.11 СанПиНа 2.1.1279-03. Вместе с тем, вместо организации урн и площадок для мусоросборников на расстоянии около 3-4-х метров по направлению к жилой зоне от левого угла кладбища напротив жилой зоны <адрес> в <адрес> администрацией <данные изъяты> было организовано место временного накопления отходов (обозначенное табличкой «место для мусора»). Как было установлено проверкой, фактически на указанном месте образуется несанкционированная свалка: жителями поселка выбрасывается обычный бытовой мусор и отходы потребления. Место временного накопления не оборудовано ограждением, отсутствует твердое покрытие, имеется свободный доступ, отсутствует навес от попадания осадков и прямых солнечный лучей. Согласно п.18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В силу ч.1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон №89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Частью 1 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон №7-ФЗ)установлено, что к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно п.3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30 апреля 2003 г.) при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается. В нарушение данного пункта СанПиНа условия временного хранения отходов в районе кладбища напротив жилой зоны <адрес> в <адрес> не соблюдаются. В соответствии со ст. 34 Федерального закона №131-Ф3 структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом № 131-ФЗ. Часть 1 ст. 37 Федерального закона № 131-Ф3 определяет местную администрацию как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, возглавляемый главой местной администрации на принципах единоначалия и наделенный уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 37 Федерального закона №131-Ф3 руководство администрацией поселения осуществляется главой поселения на принципах единоначалия. Аналогичные нормы закреплены в Уставе <данные изъяты> МО. На заседании Думы <данные изъяты> МО ****** был утвержден Устав <данные изъяты> МО. Впоследствии в данный Устав были внесены изменения и дополнения, которые были надлежащим образом опубликованы и зарегистрированы в органах юстиции. Так, последние изменения и дополнения были внесены решением Думы <данные изъяты> МО от 7 сентября 2009 года № 90. Устав <данные изъяты> МО в новой редакции был зарегистрирован в Министерстве Юстиции <данные изъяты> ****** года за номером № и опубликован в Вестнике <данные изъяты> МО от ****** №. В последствии в Устав были внесены изменения, однако, они не затронули статьи, регламентирующие вопросы местного значения и структуру администрации. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений наделены рядом полномочий, в том числе полномочиями формировать, утверждать и исполнять бюджет поселения и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета. Указанные полномочия закреплены п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-Ф3. В соответствии со ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, искусственных сооружений в границах населенных пунктов поселения, а также организация освещения улиц с их финансовыми возможностями. В соответствии со ст. ст. 1,2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре. Главным природным ресурсом и главным компонентом, основной составляющей окружающей природной среды является земля. В соответствии с ч.1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Окружающая среда - это среда обитания и деятельности человечества, все, что окружает человека, его природный и созданный им материальный мир. Любая деятельность человека оказывает воздействие на все элементы окружающей среды, а уж загрязнение бытовыми отходами и мусором водоемов и земель тем более. В соответствии со ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, санитарного законодательства. Несоблюдение требований, установленных федеральными законами, ведет к нарушению законных интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду. В силу пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Поэтому <данные изъяты> межрайонный прокурор просит суд возложить обязанности на администрацию <данные изъяты> муниципального образования организовать место временного накопления отходов в районе кладбища в <адрес> напротив жилой зоны <адрес> в соответствии с пунктами 7.9-7.11 СанПиН ******-03 «Гигиенические В судебном заседании помощник <данные изъяты> межрайонного прокурора Полетаева М.В. отказалась от исковых требований заявленных <данные изъяты> межрайонным прокурором о понуждении администрации <данные изъяты> муниципального образования организовать место временного накопления отходов в районе кладбища в <адрес> напротив жилой зоны <адрес> в соответствии с пунктами 7.9-7.11 СанПиН ******-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» и п.3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», в связи с добровольным удовлетворением требований прокурора в полном объеме (свалка ликвидирована), о чем представила суду письменное заявление. В подтверждение своих доводов помощник <данные изъяты> межрайонного прокурора Полетаева М.В. представила суду сообщение главы <данные изъяты> МО Псарева Ю.В. от ****** за № из которого следует, что администрация <данные изъяты> муниципального образования сообщает <данные изъяты> межрайонному прокурору о том, что свалка мусора в районе кладбища <адрес> ликвидирована. На территории наведен санитарный порядок. Помощнику <данные изъяты> межрайонного прокурора М.В. Полетаевой судом разъяснены последствия отказа истца от иска, предусмотренные ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Ответчик - представитель администрации <данные изъяты> муниципального образования, надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился. Заявлений, ходатайств суду от него не поступало. В соответствии с ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд принимает во внимание, что отказ от исковых требований помощником <данные изъяты> межрайонного прокурора М.В. Полетаевой сделан добровольно, он не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Правовые последствия отказа от исковых требований разъяснены и понятны. При таких обстоятельствах суд считает возможным принять отказ от заявленных исковых требований и прекратить производство по делу. Руководствуясь ст. ст. 173, 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд О П Р Е Д Е Л И Л: Принять отказ помощника <данные изъяты> межрайонного прокурора М.В. Полетаевой от исковых требований заявленных <данные изъяты> межрайонным прокурором о понуждении администрации <данные изъяты> муниципального образования организовать место временного накопления отходов в районе кладбища в <адрес> напротив жилой зоны <адрес> в соответствии с пунктами 7.9-7.11 СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» и п.3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» и производство по делу прекратить в связи с отказом помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора М.В. Полетаевой от иска. Разъяснить сторонам, что в соответствии со ст. 221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае прекращения производства по делу, повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. На определение суда о принятии отказа от иска может быть подана частная жалоба в Иркутский облсуд через Нижнеудинский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения. Председательствующий, Федеральный судья Е.В. Пакилева
требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий
и сооружений похоронного назначения» и п.3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».