Дело № 2-375/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ___________________________________________________________________ г. Нижнеудинск 06 июня 2011 г. Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего - судьи Морозюка В.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Любибоговой Н.В., с участием истца Бондаренко М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бондаренко М.В. к администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» о присуждении к исполнению обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма, У С Т А Н О В И Л : Бондаренко М.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» о признании ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей и предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди. В обоснование иска указала, что относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать умерла, отец решением суда был лишен родительских прав. Какого-либо жилья, которое могло быть закреплено за истцом, не осталось. После смерти матери с ДД.ММ.ГГГГ. она обучалась в <данные изъяты> г. Нижнеудинска по специальности <данные изъяты>, после окончания которого с ДД.ММ.ГГГГ. стал жить в общежитии лицея № г.Нижнеудинска. Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования ДД.ММ.ГГГГ № она была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Обратившись в феврале 2011г. за получением жилья в администрацию муниципального образования «Нижнеудинский район», получила устный отказ по причине отсутствия финансирования на приобретение жилья для детей-сирот, поэтому обратилась в суд. Истец просит признать ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей и обязать администрацию муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район», на которую законом <адрес> возложены государственные полномочия Иркутской области по обеспечению жильем данной категории лиц, предоставить ей жилое помещение по договору социального найма вне очереди. В судебном заседании истец Бондаренко М.В. полностью поддержала исковые требования, суду пояснила, что являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, ни собственного жилья, ни жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, она не имеет. В ДД.ММ.ГГГГ г. окончила <данные изъяты>, после чего осталась жить в общежитии лицея № г.Нижнеудинска. Фактически никакой поддержки от государства не получает. Администрация муниципального образования «Нижнеудинский район», как и ранее администрация Нижнеудинского муниципального образования фактически отказала ей в предоставлении жилья. Представитель ответчика - администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» по доверенности Пономарева Т.А. в судебное заседание не явилась. Представила суду ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. В письменном ходатайстве представитель ответчика Пономарева Т.А. также указала, что созданная при администрации «Комиссия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями на территории Нижнеудинского района» своим решением от ДД.ММ.ГГГГ т.е. уже после обращения Бондаренко М.В. в администрацию, предусмотрела приобретение жилья для 7 лиц данной категории на сумму 4 752 руб. с учетом поступления именно в этом размере средств из бюджета Иркутской области. С учетом средств, запланированных в бюджете Иркутской области и, соответственно, в бюджете Нижнеудинского района, на эти цели в размере 4 752 000 руб. средств для приобретения жилья именно для Бондаренко М.В. не хватает, поэтому ответчик не согласен с иском прокурора. Просила суд привлечь в качестве соответчика по делу Правительство Иркутской области. В иске просила отказать. Определением суда в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Правительства Иркутской области отказано. Выслушав объяснения истца Бондаренко М.В., исследовав и оценив представленные доказательства с позиций их относимости, допустимости и достаточности, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна представить доказательства в обоснование своих доводов и возражений. Ст. 49 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что по договору социального найма предоставляются жилые помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда, при этом жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Иным определенным законом категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В силу ч.4 данной статьи ЖК РФ, жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться детям, оставшимся без попечения родителей, или лицам, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение жилыми помещениями. Эта же ч.4 ст.49 ЖК РФ предусматривает, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. По общему правилу, установленному ч.1 ст.57 ЖК РФ, жилье предоставляется гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Исключение из общего правила закреплено ч. 2 названной статьи, в соответствии с которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в т.ч. детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях; Согласно свидетельству о рождении серии № следует, что Бондаренко М.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, о чем составлена запись акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, её родителями являются Бондаренко В.А. и Бондаренко Л.И.. Из свидетельства о смерти серии I № следует, что Бондаренко Л.И. умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о смерти №. Согласно решения Нижнеудинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ судом был удовлетворен иск ОПСЗН о лишении родительских прав Бондаренко В.А., являющемуся отцом Бондаренко М.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, при этом Бондаренко М.В. был лишен родительских прав в отношении дочери Бондаренко М.В. Согласно копии постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ, Бондаренко М.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Дипломом серии №, выданным ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается факт окончания Бондаренко М.В. <данные изъяты> <адрес>. Согласно предъявленного истцом паспорта №, его предъявителем является Бондаренко М.В., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, уроженка <адрес>, зарегистрирована по месту пребывания в <адрес>. Фотография в паспорте соответствует внешности участвующей в судебном заседании истца. Бондаренко М.В. суду пояснила, что ее мать умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец лишен родительских прав. С 2002г. она проживала в общежитии лицея №, по <адрес> проживает ее опекун. Законом Иркутской области № 50-оз от 22.06.2010 г. «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» регламентирован порядок учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам указанной выше категории, в том числе процедуру обращения детей-сирот в уполномоченный орган с заявлением, представления необходимых документов, рассмотрения уполномоченным органом заявления и принятия решения о предоставлении жилого помещения. Согласно ст.4 указанного Закона, жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам общей площадью 33 квадратных метра; с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов размер общей площади, указанный в абзаце первом настоящей части, увеличивается или уменьшается не более чем на 5 квадратных метров. Жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно соответствовать санитарным и техническим правилам и нормам, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта. Статья 5 этого же Закона предусматривает, что финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, производится за счет средств областного бюджета, предусмотренных законом области об областном бюджете, в порядке, установленном бюджетным законодательством. Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ, председатель комиссии по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями на территории Нижнеудинского района Козловский А.И. принял от Бондаренко М.В. заявление на приобретение жилья, при этом в уведомлении указано, что «жилое помещение по договору социального найма будет приобретено после поступления финансовых средств из областного бюджета». В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-фз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Указанные дополнительные гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Сторонами не оспаривается факт отсутствия у истца Бондаренко М.В. закрепленного за ней жилого помещения. В силу п.1 ст. 148, п.1 ст. 155.3 Семейного кодекса РФ, дети, находящиеся под опекой (попечительством), включая детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. Жилищный кодекс РФ, закрепив за гражданами, перечисленными в п. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 57, право на получение жилья вне очереди, не указал сроки предоставления такого жилья. Отсутствие в ЖК РФ данного указания, по мнению суда, говорит о том, что жилье должно предоставляться гражданам после их обращения с целью реализации принадлежащего им субъективного права на получение жилья вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Так как не терпит отлагательства обеспечение жильем тех категорий граждан, которым государство обязалось предоставить жилье вне очереди, не упоминая о сроках исполнения принятой на себя обязанности. В отношении детей-сирот п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" срок предоставления жилья по договору социального найма определен следующими юридическими фактами: окончание пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах РФ или возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Часть 2 ст. 57 ЖК РФ, как и другие нормы ЖК РФ, не ставит реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и тем более от включения в список внеочередников. В названной норме отсутствует указание на иной порядок предоставления жилья, т.е. на очередность лиц равной категории. Постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливает в силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ очередность предоставления жилого помещения. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 ЖК РФ определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов государственной власти РФ. Названный порядок закреплен в ст. 57 ЖК РФ, которая наряду с общим правилом о предоставлении жилья в порядке очередности (ч. 1) содержит специальное правило о предоставлении отдельным категориям граждан жилья вне очереди (ч. 2). Внеочередное предоставление жилья подразумевает, что оно должно предоставляться без очереди. Поэтому право граждан на получение жилого помещения вне очереди должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам жилой площади во внеочередном порядке также не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. С учетом изложенного суд приходит к выводу, что внеочередное предоставление жилья не предполагает включение лица в какую-либо очередь; жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим в соответствии с ЖК РФ право на его внеочередное получение, должно быть предоставлено сразу после обращения данных граждан с целью реализации указанного субъективного права, а не в порядке очереди по списку внеочередников. Законом Иркутской области №52-оз от 29.06.2010 г. муниципальное образование «Нижнеудинский район» наделено на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, проживающих на территории области либо помещенных в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор в организации, расположенные на территории области, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма. Статьей 6 этого Закона предусмотрено, что финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета; указанные субвенции расходуются в порядке, установленном Правительством Иркутской области. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе области об областном бюджете на очередной финансовый год и передаются органам местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством. Согласно решения Думы муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» №46 от 12.11.2010 г. в 2011 году запланировано получение из областного бюджета субвенции для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в размере 4 776 000 руб. Таким образом, на администрацию муниципального образования «Нижнеудинский район» в установленном законом порядке возложены государственные полномочия Иркутской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, как не принято и какого-либо закона о порядке предоставления детям, оставшимся без попечения родителей, жилья из жилищного фонда Иркутской области, при этом предусмотрено соответствующее финансирование расходов на обеспечение этих государственных полномочий. Следовательно, суд вправе возложить именно на администрацию муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» обязанность, предусмотренную Жилищным кодексом РФ, поэтому полагает обоснованными исковые требования о возложении именно на ответчика обязанности предоставить Бондаренко М.В. по договору социального найма жилое помещение. Приказом Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 317-мпр от 17.11.2010г. (в ред. от 27.12.2010г.) утверждено «Положение о порядке организации работы по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений по договорам социального найма», п. 4 которого регламентирует порядок действий органа местного самоуправления, в т.ч. пп. «б» предусматривает принятие органом местного самоуправления по поступившему заявлению в срок, установленный законом области № 50-оз решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, а пп. «д» - формирование списка детей-сирот, обратившихся с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма по дате поступления заявления и документов. Таким образом, «Положение…» предусматривает, что в соответствующий список, предусмотренный Приложением №1 к Положению, включаются лица, в отношении которых уже принято решение о предоставлении или об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. При рассмотрении настоящего дела суд также учитывает, что согласно представленного ответчиком протокола заседания комиссии по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями на территории Нижнеудинского района от 04.04.2011 г. комиссией принято решение о приобретении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, но в отношении конкретно Бондаренко М.В. какого-либо решения не принималось. Статьей 50 ЖК РФ предусмотрено, что размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Применительно к предмету спора норма предоставления жилья детям, оставшимся без попечения родителей, установлена ст.4 закона Иркутской области №50-оз от 22.06.2010 г. с учетом конструктивных и иных особенностей жилого помещения не менее 28 кв.метров. С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что при определении размера площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено истцу Бондаренко М.В. по договору социального найма, должна быть принята во внимание указанная выше норма. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Бондаренко М.В. к администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, - удовлетворить. Признать Бондаренко М.В., родившуюся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Обязать администрацию муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» в порядке исполнения Закона Иркутской области № 52-оз от 29 июня 2010 г. «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» предоставить Бондаренко М.В. жилое помещение по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям города Нижнеудинска, находящееся в черте города Нижнеудинска, площадью не менее 28 кв.м. Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда путем подачи жалобы через Нижнеудинский городской суд. Председательствующий В.В.Морозюк