Дело № 2-508/2011



                                                                                                            Дело № 2-508-2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Нижнеудинск                                                                        01 августа 2011 г.

Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего - федерального судьи Пакилевой Е.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Фаизовой А.Р.,

с участием помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Литвиновой О.А., предъявившей поручение об участии от имени прокурора;

ответчика - представителя администрации Нижнеудинского муниципального образования Печериной М.А. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-508/2011 г. по иску Нижнеудинского межрайонного прокурора к администрации Нижнеудинского муниципального образования о возложении обязанности по обустройству пандусом в нежилом помещении, занятом администрацией Нижнеудинского муниципального образования, установив ответчику разумный срок для совершения вышеуказанных действий.

У С Т А Н О В И Л:

Нижнеудинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нижнеудинского муниципального образования и с учетом уточненных требований просит суд обязать ответчика обустроить пандус, оборудованный поручнями и перилами, в нежилом помещении, расположенном по адресу: город <адрес>, занятом администрацией Нижнеудинского муниципального образования

В обоснование требований указано, что в ходе проверки соблюдения законодательства «О социальной защите инвалидов» в части создания им беспрепятственного доступа, было установлено, что в здании, в котором находится администрация Нижнеудинского муниципального образования, не имеется средств доступа, а именно пандуса, для маломобильных групп населения, в том числе и инвалидов. Обосновывая необходимость возложения вышеназванной обязанности по обустройству пандусом, прокурор ссылается на положения ст. 7 Конституции РФ, ст.ст. 1, 2 Градостроительного Кодекса РФ, а также ст. 15 Федерального Закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 №1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности». Полагает, что ответчиком до настоящего времени не обеспечена предусмотренная федеральным законодательством возможность доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, что посягает на права инвалидов в части достижения ими равных с другими гражданами возможностей.

В судебном заседании помощник Нижнеудинского межрайонного прокурора Литвинова О.А. заявленные требования поддержала полностью по основаниям, изложенным в заявлении.

Ответчик - представитель администрации Нижнеудинского муниципального образования Печерина М.А. в судебном заседании требования прокурора не признала и просила отказать в их удовлетворении в связи с тем, что ими согласован проект входной группы в помещение администрации, и запланировано обустройство пандуса в 2012 году. Указывает на то, что ранее выполнить эту работу не представлялось возможным, поскольку городская администрация является исполнительным органом местного самоуправления, и не наделена полномочиями по распоряжению местным бюджетом, а Думой Нижнеудинского муниципального образования соответствующие средства не выделялись. Кроме того, акцентирует внимание суда, что в исключительной компетенции Думы находятся полномочия по утверждению расходной части местного бюджета, поскольку городская администрация является исполнительным органом, то она осваивает средства, которые ей выделены.

Суд, выслушав мнение помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Литвиновой О.А., ответчика - представителя администрации Нижнеудинского муниципального образования Печерину М.А., исследовав письменные материалы дела, находит заявленные требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Принимая во внимание, что к маломобильным группам населения относится не только категория социально незащищенных групп населения - инвалидов, но и иных категорий, упомянутых в СНиП 35-01-2001, круг этих лиц можно обозначить как неопределенный.

Судом установлено и следует из материалов дела, что в ходе проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, а именно соблюдения прав граждан-инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры установлено, что по адресу: <адрес> расположено здание администрации Нижнеудинского муниципального образования, в котором при входе отсутствуют пандус. Данное обстоятельство в ходе судебного разбирательства никем не оспаривается, как и не представлено суду доказательств о наличии других средств подъема при входе в указанное помещение.

Из сообщения главы администрации города Нижнеудинска следует, что оборудование пандусом и специальными поручнями здание администрации Нижнеудинского муниципального образования будет осуществляться в 2012 году, в подтверждение чего, представителем ответчика в судебное разбирательство предоставлен рабочий проект входной группы в помещение с локальным сметным расчетом. Кроме того, из вышеназванного сообщения следует, что ранее на указанное мероприятие в бюджете города финансирование не предусматривалось ввиду дефицита бюджетных ассигнований, в подтверждение чему, также представлена справка финансового управления администрации Нижнеудинского муниципального образования.

Данные документы судом учитываются наряду с другими доказательствами по делу.

Как видно из представленных суду доказательств, здание администрации, расположенное по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью Нижнеудинского муниципального образования, на основании свидетельства о государственной регистрации права , зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ, о чем сделана запись регистрации .

Согласно распоряжения главы Нижнеудинского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ за помещение администрации, расположенное на 1,2 этажах пятиэтажного кирпичного дома (общежития) по адресу: <адрес> закреплено на праве оперативного управления за администрацией Нижнеудинского муниципального образования.

Из представленного суду акта приема-передачи следует, что комитет по управлению имуществом администрации Нижнеудинского муниципального образования передал, а администрация Нижнеудинского муниципального образования приняла в оперативное управление муниципальное имущество, в том числе, помещение администрации общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное на 1,2 этажах пятиэтажного кирпичного дома (общежития) по адресу: <адрес>.

В силу требований ст. 215 ГК РФ следует, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение, в соответствии со ст. 294, 296 ГК РФ.

Как следует из требований ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества, и если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст.ст. 1, 2, 4 Положения «Об администрации Нижнеудинского муниципального образования», утвержденного решением Думы Нижнеудинского муниципального образования № 90 от 21.11.2007 г. администрация осуществляет исполнительные и распорядительные функции органа местного самоуправления, наделенная Уставом Нижнеудинского муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения в интересах населения (ст. 38 ч.4 п.1 Устава) и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных администрации городского поселения органами государственной власти в соответствии с федеральным и областным законодательством (ст. 38 ч.4 п.15 Устава).

Таким образом, с учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что именно на ответчике лежит обязанность по обустройству пандусом. То обстоятельство, что средства в местном бюджете на данные цели Думой Нижнеудинского муниципального образования не планировались и не выделялись, судом при вынесении окончательного суждения по делу, не могут быть приняты во внимание, поскольку финансирование деятельности органов местного самоуправления, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется как за счет средств местных бюджетов, так и в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами РФ финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации, что вытекает из положений ст.ст. 1 и 7, п. "ж" ч. 1 ст. 72, ст. 133 Конституции РФ, ч.2 ст.18 ФЗ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; преамбула, ч.3 ст.15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В ходе рассмотрения настоящего спора видно, что вход в здание администрации Нижнеудинского муниципального образования не оборудован специальным приспособлением пандусом, что препятствует свободному доступу инвалидов.

Вместе с тем, из провозглашенных принципов, закрепленных ст. 7 Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются иные гарантии социальной защиты.

Согласно положений ст. 2 Градостроительного Кодекса РФ одним из принципов градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного значения.

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач Федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы», утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2005 г. N 832 и Государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011-2015 год, утвержденной Постановлением Правительства РФ 17 марта 2011 года № 175.

В Указе Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» определены требования к обеспечению доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995г. N181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Согласно положениям вышеназванных норм к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым относится и здание администрации Нижнеудинского муниципального образования.

Санитарные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения», утверждённые постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001г. N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Из названного СНиПа следует, что к маломобильным группам населения людей, относятся испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве, в том числе и инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками.

Таким образом, из представленных и исследованных в суде доказательств следует, что администрацией Нижнеудинского муниципального образования вышеуказанные обязанности исполняются ненадлежащим образом, и эксплуатируемое нежилое помещение, принадлежащее администрации Нижнеудинского муниципального образования, не имеет средств доступа маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, а именно пандуса у входа в здание, в связи с чем, администрацией Нижнеудинского муниципального образования до настоящего времени не обеспечена предусмотренная Конституцией и федеральным законодательством возможность доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, что посягает на право инвалидов, и существенно ограничивает их возможности на социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации своих прав, и не способствует устранению социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся таковыми.

        Доводы представителя ответчика Печериной М.А. о том, что возлагать на администрацию такой обязанности нет необходимости, так как они в письменной информации прокурору указали о том, что в 2012 году пандус будет установлен, и, ими уже согласован проект для его обустройства, суд не может взять во внимание, так как на момент вынесения решения, пандус у входа в здание администрации Нижнеудинского муниципального образования отсутствует, представленный рабочий проект датирован 2009 годом, сведения, изложенные в информации прокурору о том, что пандус будет установлен 2012 году не содержит сроков исполнения, и, кроме того, в суд не представлено убедительных доказательств того, что администрацией Нижнеудинского муниципального образования в разумные сроки будет реализована данная публичная обязанность.

           При таких обстоятельствах, учитывая изложенное выше, оценив доказательства по делу и взаимную связь в их совокупности, принимая во внимание, что доказательств, подтверждающих устранение нарушений норм действующего законодательства, а именно, подтверждающих факт оборудования здания администрации пандусом для беспрепятственного доступа инвалидов, ответчиком не представлено, а судом не установлено, суд считает заявленные прокурором требования подлежащими удовлетворению.

Разумным срок для исполнения возложенной обязанности суд считает 01 сентября 2012 года. При этом суд учитывает, что проект входной группы в помещение администрации города Нижнеудинска имеется, составлена смета расчетов, местный бюджет на следующий год не утвержден и с учетом природно-климатических условий, данный срок будет не только разумным, но и реальным для исполнения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию Нижнеудинского муниципального образования обустроить пандус, оборудованный поручнями и перилами у крыльца, при входе в нежилое помещение, занятое администрацией Нижнеудинского муниципального образования, расположенном по адресу: <адрес>, установив разумный срок до 01 сентября 2012 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда через Нижнеудинский городской суд в течение 10 дней со дня объявления решения.

Судья: